Многие покупатели любят скидки и охотятся за ними. Но для ритейлера скидки – не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Им важно контролировать размер каждой скидки, чтобы не уронить рентабельность бизнеса, а также правильно выбирать аудиторию для их предоставления – например, покупателей акционного товара или совершивших покупку на определённую сумму. Управлять скидками можно с помощью ПО, установленного на кассах. О том, как программисты облегчают рознице работу со скидками, порталу Biz360.ru рассказала разработчик фирмы «1С» Мария Петрова.
Мария Петрова – разработчик в фирме «1С». Отвечает за разработку рабочего места кассира в линейке решений для малого бизнеса.
Нет магазинов или торговых сетей, которые бы не использовали скидки. Снижение стоимости на те или иные товары привлекает аудиторию и увеличивает количество постоянных покупателей.
Я знаю о скидках многое. В линейке решений 1С для малого бизнеса я отвечаю за то, чтобы кассиры видели все возможные варианты скидок для конкретного покупателя и правильно их рассчитывали или применяли.
Одна из последних задач, над которой я работала – скидка при возврате товара. Примером применения такой скидки может служить маркетинговая программа Moneyback. Она удобна в ситуации, когда покупатель возвращает подарок, который ему покупали в этом магазине друзья, родственники, коллеги.
Например, человеку подарили пылесос. А ему эта вещь не нужна. Чек обычно сохраняется для гарантийных обязательств, даже если это подарок. С этим чеком человек приходит в магазин и предъявляет пылесос к возврату по программе Moneyback – с небольшим дисконтом к стоимости пылесоса. Кассир должен понимать, какая скидка применяется при этом возврате. Затем он либо самостоятельно определяет её размер, либо пользуется предусмотренным в программе алгоритмом расчёта.
Я разрабатывала механизм применения автоматических, управляемых и ручных скидок при возврате товара. Магазин сам устанавливает в программах «1С:Розница» или «1С:Управление нашей фирмой» (далее – «1С:УНФ») настройки автоматических скидок при возврате. Пользователи же определяют условия и способ их предоставления – например, процент или фиксированная сумма. Если скидка вводится вручную, в программе указываются её максимальные значения, чтобы кассир случайно не сделал слишком большую скидку.
Сейчас наши IT-решения позволяют выплачивать стоимость возвращённого товара наличными деньгами или картой. Возможно, появятся и другие способы – например, будет предоставляться промокод на следующую покупку.
Я, как и мои коллеги, занимаюсь разработкой нового функционала в решениях «1С:Розница» и «1С:УНФ». Но каждый проект конкретного сотрудника – это коллективный труд.
Сначала мы вместе с руководителем определяем, кто и какую задачу будет выполнять. При выборе задач мы ориентируемся, прежде всего, на пользовательские запросы. Те из них, которые встречаются чаще, вносим в базу идей. Там же оказываются интересные кейсы, которые предлагают пользователи и партнёры «1С», и наши собственные предложения.
Мы выбираем идеи и обсуждаем с руководителем, почему должны быть реализованы именно они. Приводим аргументы, а руководитель оценивает их и принимает окончательное решение – что берём в работу, а что пока так и останется в базе идей. Бывает, что реализация какой-то идеи умещается в одну итерацию, но иногда может растягиваться и на несколько.
Когда мне поручается какая-то идея, я предлагаю несколько концепций её реализации в программах «1С». Продумываю несколько сценариев, как функционал может использоваться конечным пользователем – магазином или кассиром, а также другими разработчиками.
После этапа разработки следует защита своего проекта. На неё приглашаются все заинтересованные лица – разработчики нашей группы и специалисты из смежных отделов «1С». Каждый разработчик объясняет, почему в своём проекте он реализовал именно этот функционал и именно таким образом, а не иначе, отвечает на вопросы.
Бывает, что вопросы аудитории помогают выявить слабые места проекта: не совсем понятную логику, не самый удачный дизайн или не очень интуитивный интерфейс. Я никогда не обижаюсь на критику. Наоборот, радуюсь, что недочёты обнаруживаем мы сами на этапе обсуждения, а не пользователи указывают нам на них. Это один из этапов жизни продукта.
Я работала над проектом – показ применённой скидки кассиру. Это нужно, чтобы он понимал, почему у товара такая цена. Например, покупатель спрашивает: «Почему на ценнике масло стоит 150 рублей, а у меня в чеке 120?». Кассир видит, что скидка сделана в рамках программы лояльности после считывания бонусной карты покупателя.
Моей первоначальной идеей было сделать так, чтобы кассир нажатием одной кнопки получал всю информацию. Я работала над этой опцией несколько месяцев, а потом на защите проекта мне сказали, что кнопка незаметна, и непонятно, для чего она нужна. Начался этап доработки, во время которого возникла другая идея: перенести всё управление скидками в отдельную форму. В результате кассир не только видит размер скидки, но и понимает, не превысила ли она предельно допустимый лимит. При необходимости он также может выбрать подарок для покупателя.
На языке программистов это называется дерево скидок. Так из одного маленького замечания на защите родилась большая разработка, которую я удачно представила коллегам.
Когда проект доработан, он проходит стадию тестирования. Автоматические и ручные тесты выявляют, нет ли в проекте ошибок. Если они есть, то их устраняют. Затем ещё один или несколько этапов тестирования, и проект включают в итоговый релиз.
Мы занимаемся разработкой без постоянного общения с конечными пользователями. Работаем в офисе, а не в розничных магазинах, где применяются наши решения. И это создаёт некоторые сложности с получением обратной связи.
Когда выходит новый релиз, мы тщательно отслеживаем обратную связь в официальных каналах фирмы «1С». Если, несмотря на наши тесты и проверки, проскочит какая-то ошибка, мы первым делом обратим внимание на комментарии о ней. И примем меры, чтобы исправить ошибку. Конечно, хотелось бы получать больше комментариев об использовании нового функционала, но об этом редко пишут.
В отличие от коллег, я получаю быструю реакцию на свои проекты. Моя мама работает товароведом и часто сидит на кассе. Я всё детство провела у неё на работе и хотела быть кассиром. Но получилось так, что я разрабатываю ПО для касс. От мамы я слышу, полезно ли кассирам то, над чем я работала последний месяц, как они используют созданный мной функционал. Плюс у меня есть много бывших коллег в рознице. Они тоже дают обратную связь о моих разработках: стало ли работать легче или быстрее.
После выхода нового релиза мы с коллегами читаем все официальные ресурсы «1С», чтобы понять реакцию пользователей: обращения, форумы, каналы в Telegram. Учитываем всё, что пишут, в дальнейшей работе. Я позитивно отношусь к критике. Если мою ошибку заметили пользователи, я должна устранить её как можно скорее. В идеале – уложиться в один день.
Иногда не хватает того, чтобы пользователь сказал нам напрямую: «Сделайте вот такую кнопку, чтобы она выполняла то-то». Приходится ставить себя на место кассира и думать, какого функционала ему не хватает. Сама я, приходя в магазин, обращаю внимание на то, как работают кассиры. Подмечаю разные мелочи, потому что идеи для новых разработок не берутся из воздуха.
Мой руководитель часто говорит такую фразу – «Даже самое маленькое решение может закрыть потребности большого бизнеса». То есть даже две строчки кода, написанные мной или моими коллегами, способны помочь компаниям, работающим с нашими решениями. И это сильно мотивирует создавать новые опции и работать без ошибок.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».