Цифровая трансформация бизнеса: как повысить эффективность и доход компании

Прочтёте за 4 мин.

«Сопротивление цифровой трансформации неизбежно практически в любой компании»

IT-инструменты, которые использует Николай Хорьков

  • Trello
  • Asana
  • Zoom
  • YouTube
  • Telegram

Цифровизация стремительно распространяется на все сферы нашей жизни, и бизнес стал одним из драйверов этих процессов. Однако для компании важно думать о прибыли, о том какие результаты дадут инвестиции в цифровую трансформацию и за какой срок они окупятся, а не просто следовать модному тренду. В своей авторской колонке для портала Biz360.ru основатель и CEO группы компаний FIBERTOOL Николай Хорьков дал несколько важных рекомендаций, как добиться эффективности при проведении цифровой трансформации и как избежать ошибок на этом пути. 

Досье

Николай Хорьков – основатель и СЕО группы компаний FIBERTOOL. Имеет техническое образование в области химии (выпускник МИТХТ, 2002) и степень МВА Высшей школы бизнеса МГУ (2006). Проекты в сфере телекоммуникаций и IT начал запускать ещё в студенчестве, компанию FIBERTOOL основал в 2006 году. Сейчас это международный холдинг, который поставляет и внедряет на рынке телекоммуникаций СНГ современное оборудование, компоненты и материалы для волоконно-оптических линий связи.

Николай Хорьков

«Цифра» наступает

Пандемия стала «часом икс» для многих руководителей компаний, когда они поняли острую необходимость внедрения систем цифровой трансформации. Многие процессы и системы оказались устаревшими и не отвечали требованиям удалённой работы в условиях локдауна. Сегодня, по результатам исследования McKinsey, строить новую цифровую модель бизнеса готовы 64% руководителей, а расходы на цифровую трансформацию в мире уже в этом году должны превысить 2 трлн. долларов США.

Digital
Источник: Statista

Наиболее активно российские компании развивают такие направления, как общая цифровизация бизнес-процессов, работа с данными и управление клиентским опытом. Причём направления, связанные с «большими данными», постепенно выходят на первый план – компании решают с помощью Big Data всё более сложные задачи.

Однако для некоторых бизнесов реализация программ цифровой трансформации бывает и источником разочарований. По результатам исследований McKinsey, около 84% проектов цифровой трансформации в мире заканчиваются неудачей, и Россия не исключение.

Даже Герман Греф как-то признался в том, что «Сбер» недополучил миллиарды рублей прибыли из-за ошибок в работе алгоритмов с использованием искусственного интеллекта.

Для того чтобы цифровая трансформация пошла на пользу бизнесу, имеет смысл следовать нескольким простым правилам.

Правило №1: разработайте стратегию и тактику цифровизации

При разработке стратегии и тактики внедрения цифровых процессов на первом этапе определитесь с целями, а точно ли нужна цифровая трансформация вашей компании на данном этапе её развития и какие результаты вы ожидаете от неё получить.

Одна из самых распространённых ошибок компаний состоит в том, что цифровые технологии начинают внедряться без оценки затрат и их влияния на бизнес-показатели. Необходимо оценить, в чём именно будет состоять сокращение издержек.

Например, если компания только выходит на рынок, ясно, что ей не стоит пытаться использовать элементы искусственного интеллекта при поиске новых сотрудников или активно заниматься геймификацией бизнес-процессов. Для совсем молодой компании логичнее будет обратить внимание на такие простые цифровые инструменты, как чат-боты и голосовые помощники, которых можно задействовать, к примеру, в колл-центрах. Таким образом, удастся сократить трудозатраты на консультирование клиентов по стандартным вопросам.

Подобный опыт был у небольшой, но быстро растущей финансовой платформы (каждый год её оборот увеличивался примерно в три раза). Потребность в персонале у этой компании постоянно увеличивалась, и, по расчетам её владельцев, через год она с 20 человек должна была вырасти до 40.

Компания решила не нанимать новых операторов, а внедрить чат-бота. Его создание и внедрение потребовали инвестиций в размере 250 тысяч рублей, а затем ежемесячно системе нужна была финансовая поддержка в объёме примерно 25 тысяч рублей. Однако на заработную плату операторам компания потратила бы гораздо больше: увеличив штат вдвое, ей пришлось бы платить людям порядка 1 млн. рублей в месяц.

В то же время благодаря безотказной работе неутомимого чат-бота компания смогла обрабатывать в сутки не 500-800 обращений клиентов, как было раньше, а 1500-2000. Важным элементом экономии стало и снижение расходов на телефонию по входящим звонкам с 500 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц.

Ритейл тоже получает от «цифры» свою пользу. Так, внедрение недорогих систем видеоаналитики позволяет отслеживать очереди у касс и оперативно решать вопрос с открытием новых, а на основе видеоданных с помощью систем предиктивной аналитики владелец магазина может рассчитать периоды пиковой посещаемости магазина. Такие небольшие изменения в работе ритейл-компании могут обеспечить ей до 40% дополнительной выручки.

Другой пример: небольшая компания из Екатеринбурга изготавливает трансформаторные подстанции и другое оборудование для электростанций. Чтобы прекратить сбои в работе предприятия и срыв сроков заказов, которые были нередки, компания решила разработать цифровую платформу и смоделировать на ней свои основные бизнес-процессы. В результате должен был получиться небольшой цифровой двойник предприятия – технология, которую обычно используют только крупные компании.

Менее чем за три месяца компания получила рабочий цифровой прототип собственного производства и сумела обнаружить «узкое место», которым оказался участок производства ЖБИ. И только за счёт организационных усилий и изменений пропускную способность этого участка удалось значительно увеличить. А в итоге, благодаря цифровому прототипу производства, эта небольшая компания смогла в три раза увеличить свой оборот.

Правило №2: внедряйте цифровые инструменты так, чтобы в первую очередь сделать лучше свой продукт или услугу в соответствии с запросами рынка

Цифровая трансформация бизнеса – это всегда его развитие, но важно не забывать, что цифровая стратегия компании должна быть чётко нацелена на клиента, только тогда затраты на цифровизацию будут оправданы.

Классический вопрос, о котором упоминается в книге Тобиаса Кольмана и Хольгера Шмидта «Германия 4.0: как проводится цифровое преобразование»: а если бы компания Kodak автоматизировала все свои бизнес-процессы и внедрила цифровые двойники производства, помогло бы ей это в продажах не нужного рынку на тот момент продукта – целлулоидной плёнки? Вряд ли – ответим на этот вопрос честно.

Таким образом, критически важно улучшать с помощью цифровой трансформации востребованные рынком продукты и услуги бизнеса. Здесь могут помочь нейросети.

Небольшой производитель биодобавок разработал онлайн-конструктор на основе нейросети для обработки небольших заказов на производство продукции разных товарных наименований. До этого у предприятия была проблема с тем, что заказов поступало очень много и все они были небольшими, а это означало большие расходы на их обработку. Приходило по 30-40 заявок в неделю на выпуск небольших партий товара в количестве до 10 000 штук. Однако у предприятия была возможность обработать лишь 5-6 заявок – по каждой требовалось рассчитать стоимость и подробно ответить на вопросы потенциальных заказчиков.

Руководство компании решило «оцифровать» своё взаимодействие с МСБ (среди заказчиков были небольшие аптеки, фитнес-клубы, магазины здорового питания). И не пожалело об этом: потратив 28 млн. рублей на изготовление онлайн-конструктора, оно получило постоянный поток заказов и сумело оптимизировать затраты на обработку входящих запросов от небольших предприятий.

С помощью нейросети заказчики могут сами составить свой заказ из разных ингредиентов, выбрать свой вариант упаковки и дизайна, то есть у компании появилась возможность сделать рынку более кастомизированное предложение. Клиентов стало больше: раньше компания работала только с теми заказчиками, которым нужны были партии товара от 10 000 единиц, а благодаря использованию нейросети стала обрабатывать заказы от 5 000 единиц.

Таким образом, без глобальных программ и вложений в цифровую трансформацию небольшая компания сумела извлечь для себя из цифровизации максимальную пользу.

Правило №3: убедите команду в необходимости цифровых изменений

Внедрение в компании цифровой культуры – основная предпосылка успешной цифровой трансформации процессов. Это означает, что ключевые её сотрудники готовы к переменам, а главное, умеют самообучаться и обладают навыками гибкого мышления для принятия решений на основе новой информации.

Сотрудники, которые подсознательно боятся перемен, всегда будут воспринимать автоматизацию любых процессов либо как лишнюю работу или навязчивый контроль со стороны руководства, либо как покушение на своё рабочее место со стороны некой цифровой системы.

Так что сопротивление процессам цифровой трансформации практически в любой компании неизбежно. По результатам исследования Мюнхенского технического университета и SAP, сотрудники 64% компаний будут против цифровизации, потому что не умеют работать в цифровой среде, а обучение требует времени.

Начинается внедрение цифровой культуры с донесения до сотрудников основных целей цифровой трансформации в компании. Люди должны чётко понимать, ради чего в компании происходят перемены и почему им придется тратить своё время и усилия на освоение новых цифровых инструментов.

Правило №4: вам нужен надёжный партнёр по цифровой трансформации

Цифровая трансформация может буксовать по банальной причине нехватки компетенций в «цифре» у персонала. Даже если в компании есть IT-отдел, это ещё не значит, что его сотрудники могут справиться с внедрением сложного цифрового процесса. Тем более если такого опыта у них ранее не было. В таком случае стоит привлечь «цифровую команду» на аутсорсинг. Для этого можно обратиться к специализированному игроку рынка.

Выбирать «цифрового партнёра» нужно тщательно, анализируя его способность понять цели вашей компании. Это ключевой момент – вы ведь не собираетесь оцифровывать бизнес-процессы ради цифровизации. Если партнёр готов вникать в потребности вашего бизнеса и учитывать специфику вашего рынка, можно начинать совместный проект.

Digital

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

26 апреля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов