Цифровые джунгли: как заработать на интересе школьников к интернет-технологиям

Прочтёте за 5 мин.

Мария Конопелько – о том, как небольшая компания пробивает себе дорогу на рынке детского образовательного досуга

IT-инструменты, которые используются в проекте Digital Banana

  • Scratch
  • jQuery
  • OpenSCAD
  • Adobe Photoshop

Многие родители обеспокоены увлечённостью своих детей компьютерными играми и гаджетами и стараются ограничивать их интернет-досуг. Предприниматель Мария Конопелько из Санкт-Петербурга считает, что болезненную привязанность к играм и соцсетям можно грамотно направить в конструктивное русло – показать подросткам и их родителям, что современные технологии можно применять с пользой. Мария запустила проект Digital Banana, команда которого учит школьников программированию, созданию компьютерных игр и цифровой живописи.

Досье

Мария Конопелько, 26 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель образовательного проекта  Digital Banana. Образование: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций. Являлась сооснователем стартап-школы «Графен» (курсы для начинающих предпринимателей), в течение полутора лет работала директором коворкинга «Зона действия». В 2014 году решила открыть собственные digital-курсы для школьников.

Мария Конопелько

Как родилась идея IT-проекта для школьников

К концу 2014 года Мария Конопелько, успевшая какое-то время поработать в IT-сфере, узнала от знакомого о сервисе Scratch – визуальной среде программирования. Эта платформа была ориентирована на школьников младшего и среднего возрастов.

Девушке стало любопытно, какие образовательные проекты для детей и подростков, касающиеся сферы IT-технологий, существуют в Москве и Санкт-Петербург. К удивлению Марии, этот рынок в 2014 году был практически пуст – немногочисленные проекты и курсы были нацелены скорее на старшеклассников и студентов вузов.

Увидев свободную нишу, Мария Конопелько решила запустить школу компьютерной грамотности для детей Digital Banana в Санкт-Петербурге. 

«В 2014 году мы думали, что нашли какую-то невероятную нишу. Но потом оказалось, что всё не так просто, как мы себе это почему-то представляли в нашей IT-тусовке. Развитие проекта шло тяжелее, чем мы предполагали»

Проект Digital Banana задумывался как курсы цифровых специальностей. С развитием проекта добавились мероприятия и общение с профессионалами рынка IT-технологий. Все активности рассчитаны на школьников средних и старших классов.

Занятия проходят по трём основным направлениям - кодинг, дизайн и компьютерные игры. Мария Конопелько и её команда при подборе программ ориентировались на те специальности, которые были представлены в похожих западных проектах.

Сегодня дети от 10-11 лет изучают основы программирования на базе Scratch – той самой платформы, из интереса к которой и вырос Digital Banana. Также среди курсов по программированию для более старшего возраста – разработка сайтов, мобильных приложений и компьютерная математика. Есть и такой необычный пока предмет, как цифровая живопись. В «игровом» разделе школьники помладше учатся делать 2D-игры, а старшая возрастная группа изучает Unity 3D и С#.

Digital Banana

Все курсы ориентированы на детей, не имеющих знаний в IT-сфере. Обучение ведётся через создание собственных проектов, их начинают реализовывать с первого месяца занятий. Соотношение теории и практики примерно 20% на 80%. От месяца к месяцу, с накоплением знаний, увеличивается и сложность проектов.

«Может, детям потому и нравится к нам ходить, что они у нас не сидят за партой, слушая кого-то и ничего при этом не делая», - говорит Мария Конопелько.

Help!

Своих первых учеников команда проекта искала в обычных общеобразовательных школах. Ученикам рассказывали о том, что это за курсы, чему на них можно научиться, как на них записаться.

По признанию Марии, эта работа шла непросто. Попасть в образовательное учреждение «с улицы», чтобы рассказать о своём проекте, невозможно. Поэтому начинала Мария и её команда со школ, в которых когда-то учились они сами или их знакомые.

«Нас пускали далеко не во все школы. Всё зависело от уровня прогрессивности человека, который брал трубку или встречал нас. Иногда нам говорили что-то вроде: «Ой, у нас есть эти компьютерозависимые, мы их чуть ли не святой водой поливаем, чтобы они опомнились». Но были и те, кто понимал, что детям сегодня важно развиваться в сфере современных технологий», - рассказывает Мария Конопелько.

Много времени тратилось на разговоры с родителями. При общении с ними в 70% случаев слышалось: «Мы не знаем, как ребёнка из-за компьютера вытащить. Зачем его туда снова сажать?». Особенно много скептицизма было в отношении курса создания игр.

Таким родителям Мария объясняла, что подросткам важно знать как можно больше о современных технологиях. Они могут стать в будущем профессией ребёнка или конкурентным преимуществом практически в любой сфере занятости. И проводить время за компьютером школьник может не только развлекаясь, но и с пользой.

Digital Banana

Проект стартовал фактически без бюджета. На стадии обдумывания концепции проекта и первичных расчётов затрат стало понятно, что оборудование одного учебного класса для Digital Banana обойдётся примерно в 500 тысяч рублей. Поскольку таких средств у команды проекта не было, решили искать поддержки среди IT-компаний.

С идеей курсов Мария пришла в фонд JetBrains Research. Там решили, что проект полезный и интересный – и безвоздмездно предоставили Digital Banana помещение и оборудование для занятий. Сейчас занятия проходят в помещении фонда около станции метро «Петроградская», здесь оборудовано два класса - на шесть и на семь рабочих мест. По договорённости с фондом, использовать оборудование для других целей и на других площадках запрещено.

Преподаватели проекта – специалисты питерских IT-компаний. Некоторых из них нашли на профессиональных чатах и форумах, кто-то был просто другом членов  команды.

«Все наши преподаватели – практики. Мне кажется, что IT должны преподавать люди, непосредственно работающие в этой сфере. У них горят глаза и есть настоящее понимание предметной области»

В первый год работы Digital Banana слушателям предлагались программы продолжительностью от 1 до 3 месяцев. Часто бывало, что уже набранные группы разваливались, не дойдя до окончания курса. Причины этому были самые разные: кто-то заболел, кто-то переехал. Бывало, преподаватель менял основную работу, и уже не мог уделять время образовательному проекту.

«Таким бесконечным набором групп мы занимались весь учебный год. Первый год  почти целиком ушёл на улаживание организационных моментов и тестирование концепции. А сейчас всё стало стабильнее», - говорит Мария.

По итогам первого полугодия учебного сезона 2016/2017 из 50 учеников курсы перестали посещать лишь три человека. Проблема с наполняемостью курсов, характерная для первого года работы образовательного проекта, стала вызывать меньше вопросов.

Аудитория

Стереотип о том, что программированием интересуются только мальчики, уже давно неактуален. Девочки на курсах Digital Banana составляют около 30% от общего количества учеников.

Около 60-70% детей, занимающихся на курсах, захотели прийти на занятия сами, остальных приводят родители. «Но это не значит, что ребят приводят против их воли. Подростка от 12 лет уже невозможно затащить куда-то, куда он сам не хочет», - уверена Мария.

Стоимость одного часа занятий – 400 рублей. Это примерно в два раза ниже стоимости услуг репетитора за то же время. Занятия проводятся в будни по вечерам, когда у ребят заканчиваются уроки в школе. В выходные курсы длятся дольше обычного: в субботу с 15:00 до 21:00, а в воскресенье в течение всего дня. Одно занятие идёт два часа.

Digital Banana

Сотрудники Digital Banana остаются на связи с учениками и после того, как они заканчивают курс. Это необходимо в том числе и для понимания: дало ли обучение ребятам какие-то знания, помогло ли оно им в выборе профессии.

Осенью 2016 года ученики проекта участвовали в хакатоне (форуме программистов), посвященном игровой разработке. Хоть ребятам было всего по 16-17 лет, а их соперникам в среднем от 20 до 30 лет, они заняли на этом форуме первое место.

Коррекция бизнес-модели

За два года существования проект претерпел серьезные изменения. В частности, наряду с трёхмесячными курсами появились и годовые – с сентября по май.

Также в процессе формирования групп выяснилось, что не все курсы пользуются спросом у ребят и их родителей; к примеру, так и не стали популярными курсы 3D-анимации и графического дизайна. От курсов, на которые очень сложно набирались ученики, Мария решила временно отказаться.

Изначально проект задумывался для ребят 10-14 лет. Здесь Мария и её команда пытались копировать западный опыт образовательных компьютерных курсов. Но в процессе  реализации выяснилось, что детям до 12 лет более интересны познавательно-развлекательные программы, а не овладение конкретными навыками. Поэтому «целевой» возраст учащихся изменили в сторону увеличения. Теперь Digital Banana ориентирован на школьников 12-17 лет.

Digital Banana

Маркетинг и продвижение

При ограниченном бюджете единственным способом донести информацию о нём был «поход по школам». Он же оказался и самым эффективным. Мария Конопелько пробовала давать рекламу в соцсетях, но она не дала ожидаемого эффекта.  

Информация о курсах Digital Banana публиковалась на сайтах, посвящённых детям и детским обучающим мероприятиям. Рекламные вложения в лучшем случае окупались, но не привлекали достаточного количества новых слушателей.

Самым эффективным каналом продвижения для проекта является «сарафанное радио», когда родители и школьники рассказывают друг другу о курсах

У проекта есть активная группа «ВКонтакте». Но она создана для общения с теми, кто уже интересуется проектом, а не для привлечения новой аудитории. В группе выкладывается актуальная информация о курсах, расписание, достижения учеников и другая актуальная информация.

Команда

В проекте Digital Banana на постоянной основе заняты два человека - Мария Конопелько и Андрей Чернобережский, который является куратором программ и отвечает за координацию курсов и общение с родителями. В проекте также активно участвует Антон Волков – преподаватель web, который помогает решать различные организационные вопросы. Коллектив преподавателей состоит из 14 человек.

Кроме Digital Banana участники проекта заняты в ещё одном мероприятии, созданном Марией Конопелько – «Цифровые джунгли». Это крупный профориентационный ивент, с этого года ставший федеральным. В нём принимают участие как крупные IT-компании («Яндекс», Asus, Microsoft и другие), так и небольшие технологические стартапы. Представители компаний рассказывают ребятам о том, что такое IT-рынок, каковы его перспективы, как достичь на нём успеха, какие профессии в нём востребованы и т.д.

Цифровые джунгли

«Мы надеемся, что «Цифровые джунгли» - это то самое место, где можно услышать правдивую информацию из первых уст и понять, нужна ли тебе IT-жизнь в какой-либо форме, или нет», - замечает Мария.

Также есть планы через этот проект запустить курсы Digital Banana и в Москве, это задача на ближайший год или два.

Очередные «Цифровые джунгли» состоятся 26 февраля в Москве. Ожидается, что в них примут участие более 35 IT-компаний, а слушателями станут 2000 школьников, студентов и их родителей. В Санкт-Петербурге «Джунгли» пройдут 19 марта. Мероприятие бесплатное для посещения, зарегистрироваться на него можно через сайт digitaljungle.ru.

Что дальше

Основная задача на этот год – выпустить 50 человек, которые поступили на курсы. Для них в мае планируется организовать настоящий выпускной, на котором школьники смогут продемонстрировать, чему научились в Digital Banana.

За два года через курсы проекта прошло около 150 человек. Резко увеличивать количество учеников Мария Конопелько не планирует. Проект пока в стадии своего становления, и к серьёзным количественным скачкам ещё не готов.

«Чем дольше существует проект, тем легче становится его реализовывать. Часть организационных вопросов решена, работа налажена по многим направлениям. Но, с другой стороны, растёт количество похожих образовательных проектов. Все думают, что на этом рынке легко и очень много денег. Со стороны всё выглядит классно. А то, что это даётся диким трудом – не видно. Но то, что рынок начинает формироваться, со временем будет в некоторой степени облегчать задачу и заставлять ставить новые цели», - замечает Мария.

Digital Banana

Поскольку благодаря фонду JetBrains Research и тому, что все работы по проекту (сайт, дизайн, маркетинг и т.д.) делались своими силами, с помощью знакомых или по бартеру, проект вышел на окупаемость в первые же месяцы. 

Чем опыт Марии Конопелько может быть полезен
начинающим предпринимателям

  • Рынок детского образовательного досуга растёт и на нём ещё есть относительно свободные ниши для запуска новых проектов.

  • Тему важности новых навыков и компетенций в IT-сфере продвигают многие СМИ, так что интерес к ней будет только расти. Это также можно использовать при разработке нового бизнеса или нового направления существующего бизнеса.

  • Большие компании вполне могут помочь своими ресурсами небольшому стартапу, если посчитают, что он принесёт пользу обществу или отдельной индустрии. Но для коммуникаций с крупным игроком вам потребуется интересная идея, горящие глаза и качественные аргументы.

  • Даже небольшая компания может придумать серьёзный проект, участвовать в котором захотят крупные игроки. И этот проект может стать «локомотивом», который поможет развитию основного направления.

Мария Конопелько

Читайте также:

Как заработать на обучении детей программированию и инженерии.
Как заработать на обучении людей онлайн-профессиям.
Как заработать на обучении детей робототехнике.

06 февраля 2017

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов