Екатерина Балакина открыла свой бизнес в 23 года. До этого она два года работала в ивент-индустрии, и когда однажды ей понадобилось заказать цветы на большое мероприятие, её поразило, в какую крупную сумму обошёлся заказ. После этого она прикинула бизнес-модель – и запустила собственную цветочную студию «Дверь в Лето». О том, как удалось построить узнаваемый бренд на высококонкурентном рынке и зачем она при принятии решений советуется с астрологом, Екатерина Балакина рассказала порталу Biz360.ru.
Екатерина Балакина – 31 год, предприниматель из Екатеринбурга, основатель сети цветочных студий
«Дверь в Лето». Имеет два высших образования – юридическое и экономическое. Первую студию открыла в 2014 году, сейчас их уже три. Средний чек – 2500 рублей, объём продаж – 1,5 тысячи букетов в месяц. Штат сотрудников – 10 человек.
– У меня два высших образования, оба с флористикой никак не связаны. Я вообще не про то, чтобы делать руками. Многие думают, что бизнес, связанный с цветами, открывают флористы: поковырялся с цветочками, решил, что можно что-то открыть. Но это разные истории.
В найме я работала несколько раз, например, была продажником в бизнес-школе. Этот опыт очень пригодился в своём бизнесе, потому что, с одной стороны, у меня уже был навык продаж, а с другой – там я насмотрелась на предпринимателей. Потом я работала два года в ивентах, отсюда и ушла во флористику.
Помню, нам нужно было найти цветы на большое мероприятие, и я очень удивилась, как это в итоге выглядело (просто) и сколько стоило (много). Я посчитала что и как, подумала, что, если будем работать в корпоративном секторе, это будет выгодно. У меня на тот момент уже было много знакомых в сфере ивентов, в итоге нам это очень помогло.
Одно время была мода на «своё дело»: людям хотелось попробовать, потому что все их знакомые уходили из найма и запускали какой-то стартап. Но большинство начинают, понимают, что это сложно, и бросают. У меня сразу была уверенность, что всё получится, потому что я хорошо ощущаю, когда откликается, а когда – нет.
На старте в 2014 году мы вложили в открытие магазина 700 тысяч рублей, из них 150 тысяч пошло на закупку цветов. Эти вложения окупились за 8 месяцев.
На первой точке ремонт делали на широкую ногу. Нашли дизайнера, выбрали шведские обои. Теперь у нас три точки, и, если так подумать, то открываться сейчас – не дороже, чем семь лет назад. Но с одной оговоркой – если ты уже понимаешь, что лишнее, на что можно не тратиться.
Однако, возвращаясь назад, я не стала бы ничего говорить себе той – чтобы не сбить с пути. Мы начали рано, мне было 23 года. Всё, что было за это время – это наш путь. Можно делать по-другому – быстро, агрессивно. Но тогда люди часто выгорают.
Я – «шизотерик». Сейчас моему бизнесу 7 лет, и у меня до сих пор с финансами сложно. Потому что я обычно принимаю решения не по финансовым показателям, а на основе внутренних ощущений, советуюсь с астрологом, следую фэн-шуй, включаю интуицию, обращаю внимание на своё состояние и на то, что происходит вокруг.
Недавно нас звали открывать точку в eStory – это новая, большая и модная площадка в ТРЦ в центре Екатеринбурга. Там построили гастрономическую улицу, вроде фудмолла «Депо» в Москве. Но я интуитивно туда не пошла. Уверена, что это было правильное решение.
Кто-то долго работает только в онлайне и не может выйти за границы самозанятости, но мы сразу открылись офлайн в центре Екатеринбурга, и я сразу наняла двух флористов. Одним из них была моя мама.
У нас все сотрудники непростые, но работать с мамой – это отдельный случай. Есть целые книги о том, как работать с родственниками, но зато это надёжно. Другие флористы могли сказать, что им мало заказов или ещё что-то не устраивает, и уходили. Тогда я вставала рядом с мамой, и процесс не останавливался.
Вообще я никогда не беру людей просто с улицы. Было лишь одно исключение, когда я искала сотрудника не через знакомых, а через Instagram. Cобрала 50 анкет, сама смотрела соцсети каждого соискателя, чтобы понять, о чём думают эти люди, что они пишут – это позволяет часть заявок отсеять сразу. Я отобрала 20 человек и из них выбрала одного – Наташу. Один раз мы с ней встретились, и вот уже пять лет работаем идеально.
У меня не имеется каких-то HR-принципов. Мне надо, чтобы человек был настоящий, простой, на своём месте. Я вижу, что если, например, у кого-то корона на голове – то добавляю ему задач по самореализации. Пусть ведёт мастер-классы. Сейчас у всех наших флористов такая квалификация, что любой может преподавать. Но у кого-то есть к этому тяга, у кого-то нет.
Никаких предубеждений насчет сотрудников у меня нет. Я беру людей и с опытом, и без. Но я точно не возьму флористом человека, который курит. Букет должен пахнуть цветами, а не сигаретами.
Когда мы начинали, выделиться было легко. В Екатеринбурге «крафтовых» цветочных точек тогда не было, а я хотела именно такой магазинчик. Идеи черпали из Москвы и Питера. Все так делают, и это совершенно нормально.
Благодаря тому, что у нас: а) было необычное оформление, б) были контакты в ивентах, – о нас быстро узнали, появились постоянные клиенты. Но мы никогда не полагались только на сарафанное радио. Сразу, как открылись, пробовали разные инструменты.
Из того, что точно не сработало – это колл-центр, который мы нанимали для холодных звонков. Может, если бы мы продавали щебёнку, это было бы эффективно. Но цветы – чисто эмоциональный продукт, поэтому отдачи не было.
Больше всего отдачи даёт Instagram. Сейчас подключили таргетированную рекламу. Было по-разному: и бюджеты сливали, и получалось сделать классную и эффективную кампанию.
Хотим вот попробовать TikTok, у нас как раз есть в команде девушка-тиктокер. Я считаю, что нельзя останавливаться, надо всё время что-то пробовать. Если в какой-то момент чувствую, что становлюсь динозавром, я ищу в команду тех, кто в теме чего-то нового.
Наши клиенты знают, что мы делаем очень быстро. Нам позвонили – через 15-20 минут мы можем собрать любой букет. Такую скорость мы можем обеспечить только за счёт офлайна, потому что у нас большой ассортимент цветов в наличии.
Когда у нас была только одна точка, мы пробовали закупать цветы напрямую в Голландии. Но с тогдашними объёмами такая схема была невыгодна: слишком велики транспортные расходы. Открытие второй и третьей точки нам позволило всё-таки отладить эту работу. Основной наш ассортимент – это Голландия, и теперь мы возим оттуда сами. Всё остальное – Эквадор, Кению, Италию, Россию – покупаем у оптовых поставщиков.
Мне нравится работать с аукционами, я закупками занимаюсь сама. Было бы у нас в два раза больше мастерских, привозили бы сами Эквадор, Кению. Пока новые точки открывать не планируем, но кто знает: если будут интересные предложения по площадкам, с большой вероятностью согласимся.
У нас средний сегмент – не низкий, но и не люкс. Мы не балуем акциями «Купи 25 роз за 1000 рублей», но при этом к нам не страшно зайти, как в магазины, где продают только дорогую флористику. Средние цены круглый год позволяют нам не задирать стоимость букетов к праздникам.
При этом у нас вообще нет минимального порога. Я общалась с ребятами из Москвы, из Питера, они говорят, что с букетом, который стоит меньше 1500 рублей, даже нет смысла возиться. У нас бывают заказы для администрации города, для кофеен – например, 74 букета по 200 рублей еженедельно, 84 веночка на голову за 600 рублей, 59 микро-букетиков из сухоцветов по 150 рублей. Мы берём.
Во-первых, эти клиенты для нас стратегически важные. Во-вторых, мне надо девочек на новых точках как-то занять. В-третьих, мы получим классные фотографии.
Мне нравятся масштабные работы, девчонки тоже кайфуют, хоть и устают. Понятно, что мотивация у сотрудников – деньги. Но есть и другая мотивация – интерес. Поэтому я не отказываюсь от таких заказов, ведь это очень интересно.
Когда год назад в первый раз всё закрылось из-за пандемии, реально было классно. Чтобы не распускать команду, мы перешли на другой график. Смен было меньше, но флористы зарабатывали на процентах, потому что заказов было очень много. Если в обычный день отправляем с доставкой 10 букетов, то тут было по 25. Букеты возили с вкусняшками, записками, витаминами, апельсинами. У нас рабочий день до 21, но все сидели до 23.
У людей был посыл: «Аааа, живём последний день, так хоть порадуем себя цветами». Кто-то не виделся долго с родными и близкими – отправляли букеты мамам, сёстрам, возлюбленным. Кто-то скучал дома и заказывал «набор флориста» – мы сделали такие коробочки с инструкцией, как собрать букет. Формат был не сильно востребованный, но интересный.
Нам повезло, что у нас эмоциональная сфера, а всем хотелось положительных эмоций, был на них дефицит. Ну и повезло, что у нас всегда был не только офлайн, но и онлайн, и отлаженная система доставки.
Изоляция для нас проходила круто – это был настоящий вызов и драйв. Вся команда вспоминает это время с позитивом.
-
Однажды мы бегали по всему городу в поисках кленового листа, потому что за ним пряталась целая история из жизни, и в этом символе получатель сразу бы узнал отправителя.
-
Дождливой осенью мы выбирали самые лучшие яблоки – чтобы вручить их вместе с букетом любимой бабушке от внуков с запиской «Выздоравливай, милая!»
-
Как-то раз нам пришлось «пожертвовать» нашим лого на коробке, зачеркнуть его и написать вместо него маркером фразу, которую понял бы только тот, кому вручался букет.
-
Ещё мы писали на цветочных коробках строчки из любимой песни именинницы.
-
Холодной зимой мы искали по всему городу жёлтое спелое манго.
-
Рано утром мы ждали, пока в соседней кофейне приготовят горячие сырники, чтобы порадовать с утра не только букетом, но и вкусным завтраком.
-
Однажды искали детские носочки самого крошечного размера, чтобы положить их в коробочку с цветами на выписку малыша.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».