Умные технологии: как малый и средний бизнес используют искусственный интеллект

Прочтёте за 4 мин.

«Использование интеллектуальных технологий – это базовая потребность для бизнеса»

IT-инструменты, которые использует Юрий Гизатуллин

  • Битрикс24
  • Mattermost
  • Redmine
  • Telegram

Интеллектуальные технологии позволяют малому и среднему бизнесу в России конкурировать с крупными предприятиями если не на равных, то в существенной степени. Стоимость решений на основе ИИ доступна для сферы МСБ, а потому они получают всё более широкое распространение. Но внедрение ИИ-технологий имеет свои особенности. О том, как малый и средний бизнес используют ИИ для роста и масштабирования и с какими сложностями сталкиваются, порталу Biz360.ru рассказал серийный предприниматель Юрий Гизатуллин.

Досье

Юрий Гизатуллин – серийный предприниматель, основатель IT-компании Tiqum, рекрутингового агентства it_smiles и проекта «Йорта». Окончил факультет информатики и робототехники УГАТУ, а также МШУ «Сколково». Эксперт и спикер в области digital-трансформации бизнеса, IT-евангелист. Автор Telegram-канала «Бизнес и IT».

Юрий Гизатуллин

Популярность ИИ у малого и среднего бизнеса  

Искусственный интеллект стал, пожалуй, самой резонансной технологией в последние два года. До недавнего времени интеллектуальными технологиями пользовались преимущественно крупные компании, сейчас ситуация серьёзно изменилась. 

По данным НАФИ, около 30% малых и средних предприятий в России используют инструменты искусственного интеллекта. Причём большинство довольно результатом в частности, экономией времени сотрудников и повышением их продуктивности. Более того, 37% респондентов исследования убеждены, что ИИ позволяет решать задачи, которые раньше были им недоступны. По оценкам «Сбера», Минэкономразвития России и фонда «Общественное мнение», интеллектуальные инструменты и вовсе внедрили 45% отечественных предприятий сегмента малого и среднего бизнеса. 

Компании МСБ стали выделять большие бюджеты на IT (до 10% от общих бюджетов на год). И немалая их доля пошла на интеллектуальные технологии: не в последнюю очередь потому, что применение инструментов ИИ стало важным или обязательным критерием для получения ряда субсидий

Как ИИ может быть полезен бизнесу

Несмотря на то, что большинство участников рынка пока находится на стадии экспериментирования с технологией, её изучения и развития внутренних компетенций для работы с ИИ, искусственный интеллект быстро проникает во многие ключевые бизнес-процессы компаний. По данным компаний «Яндекс» и «Яков и партнёры», российские топ-менеджеры считают, что внедрение ИИ приносит наилучшие результаты в следующих сферах: 

  • маркетинге и продажах (создание креативов);

  • клиентском сервисе (диалоговые боты);

  • разработке (помощь в написании кода);

  • внутрикорпоративных функциях, прежде всего HR (автоматический скоринг, проведение массовых интервью на линейные позиции и других). 

Похожие результаты показало недавнее исследование НАФИ. Больше половины респондентов опроса признались, что используют интеллектуальные технологии в первую очередь для решения маркетинговых и рекламных задач. Речь идёт, прежде всего, о генерации изображений для промокампаний с помощью нейросетей. Кроме того, искусственный интеллект помогает им писать тексты, создавать рекламные макеты и настраивать таргетинг. 

В МСБ создание контента – одна из ключевых задач, которую предприниматели делегируют нейросетям. 

Ещё один крупный блок задач, которые решают с помощью искусственного интеллекта, – взаимодействие с клиентами. И вопреки распространенному заблуждению, в сегменте МСБ применяются не только чат-боты. Хотя для 44% таких компаний это действительно важный инструмент, способствующий повышению качества работы службы поддержки и отдела продаж. 

Помимо создания виртуальных помощников, МСБ-предприниматели используют ИИ для персонализации клиентского опыта: анализа потребительского поведения, прогнозирования спроса на товары, автоматического формирования индивидуальных предложений. ИИ-сервисы способны находить скрытые закономерности в огромных массивах клиентских данных. Их рекомендации быстрые и точные – и это способствует росту интереса к интеллектуальным инструментам персонализации. По данным международного исследования SurveyMonkey, 47% покупателей готовы получать индивидуальные предложения от искусственного интеллекта и заинтересованы в этом. 

Наконец, топ бизнес-областей, которые участники опроса НАФИ делегируют машинам, закрывают задачи, связанные с обучением. Инструменты ИИ помогают формировать индивидуальные образовательные программы для сотрудников, анализировать усваиваемость информации, эффективность учебных инициатив, а также оценивать прогресс и результаты команды. В сегменте МСБ, где предпринимателям часто не хватает ресурсов нанимать полноценную команду для создания образовательных курсов и материалов, это особенно актуально. 

Не без ложки дёгтя

И всё же процесс внедрения искусственного интеллекта в МСБ-сегменте не так прост, как кажется. Во-первых, малый и средний бизнесы обычно ограничены в ресурсах. Компании вынуждены выбирать более простые и доступные продукты. Более того, они не могут позволить себе держать штат специалистов для поддержки и масштабирования ИИ-инициатив, обеспечения безопасности и прозрачности ИИ-решений. Они полагаются в основном на гарантии ИИ-поставщиков. 

Во-вторых, у МСБ-компаний не так хорошо развита IT-инфраструктура. Более того, у многих из них, особенно в микробизнесе, не выстроена культура управления данными. Как результат, таким компаниям сложнее обеспечить ИИ-модели достаточным количеством «сырья» для обучения и работы. 

Нередко им приходится докупать базы данных, чтобы ИИ-сервисы могли выполнять свои функции. И даже так многие сталкиваются с тем, что качество данных на входе существенно ниже, чем необходимо. В отличие от среднего и малого бизнеса, у крупных компаний и корпораций обычно уже на старте есть огромные массивы структурированных данных, что сильно упрощает процесс. 

Наконец, на предприятиях сегмента МСБ совсем иная корпоративная культура, которая нередко вызывает более ожесточённое сопротивление внедрению инноваций со стороны команды. В таком бизнесе не хватает понимания, что изменения – это нормальный процесс. Как результат, сотрудникам сложнее адаптироваться к нововведениям и осваивать новые цифровые навыки. А в случае с ИИ это необходимо. 

Что дальше

Стремительному проникновению инструментов искусственного интеллекта в сегмент малого и среднего бизнеса способствуют растущая доступность ИИ-решений и сервисов, программы поддержки со стороны государства, а также давление конкурентной среды. Если ещё несколько лет назад использование интеллектуальных технологий было конкурентным преимуществом для бизнеса, сейчас это – базовая потребность. Только те компании, которые внедряют новейшие инструменты, способны выживать в условиях турбулентного рынка и эффективно выстраивать взаимодействие с клиентами в условиях тотальной цифровизации. 

Совокупность этих факторов формирует благоприятную среду и стимулы для быстрого проникновения ИИ в сектор СМБ. Спрос на ИИ-решения для малого и среднего бизнеса в России будет лишь расти – не менее чем на 20% ежегодно в ближайшие 3-5 лет, по нашим оценкам. 

Другое дело, что остаются барьеры для внедрения таких технологий. В их числе – противодействие сотрудников, опасающихся за свои рабочие места, недостаточное развитие IT-инфраструктуры МСБ-компаний и ограниченный выбор поставщиков в условиях текущей конъюнктуры рынка. Поэтому процесс масштабирования ИИ-инициатив в МСБ не будет быстрым.

AI

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

29 августа 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов