Перевести бизнес в дистанционный режим – сложная задача. И она становится в разы труднее, если речь идёт о таком проекте, как частная детская школа. В этом случае приходится думать не только о переводе на удалёнку персонала, но в первую очередь о принципиально новом процессе обучения и выстраивании эффективной коммуникации с учениками и родителями. О том, как московская школа «Макарун» за четыре дня сумела осуществить переход на онлайн-обучение, порталу Biz360.ru рассказала её основатель Лола Шурыгина.
Лола Шурыгина, 38 лет, предприниматель из Москвы, основатель частной детской школы
«Макарун». Окончила Национальный университет Узбекистана по специальности «международные экономические отношения». 9 лет работала в консалтинге. Семейную школу «Макарун» основала в 2016 году. Мама троих сыновей.
«Макарун» – это семейная школа в Москве, в которой дети учатся с 1 по 5-й класс. Ещё есть нулевой класс для детей 6-7 лет, которым в школу рано, а в садике им уже скучно.
Классы небольшие, и в каждом из них вместе с педагогом всегда работает тьютор. Он помогает, например, определить сильные и слабые стороны учеников и составить индивидуальный план работы.
В школе 30% pacпиcaния отдано нaвыкoвым пpeдмeтам. Этo тайм-менеджмент, этикет, креативность, кoнфликтoлoгия, кoммуникaция, oбщeниe c oкpужaющим миpoм, paзвитиe caмocтoятeльнocти и личнoй oтвeтcтвeннocти, навыки бeзoпacнoгo пoвeдeния в гopoдcкoм пpocтpaнcтвe и мнoгoe дpугoe.
Для родителей в «Макарун» работает Family Club, в рамках которого школа проводит лекции, семинары и вебинары по вопросам детского развития, семейные дни, тренинги и игры.
16 марта у нас случился день «до и после»: был введён режим свободного посещения школ. Родители сами должны были решать, пойдёт ли их ребёнок на занятия. В тот понедельник у наших школьников начались каникулы. А из 29 малышей нулевого класса пришли только 11 человек. И мы поняли, что дальше работать в прежнем режиме нельзя.
Для перехода на дистанционное обучение у нас было всего четыре каникулярных дня. Нам предстояло перевести на новый режим работы 115 детей, 250 взрослых – родителей, бабушек и дедушек, и 30 учителей, которые никогда не использовали онлайн-платформы и IT-инструменты. Плюс ко всему в школе на тот момент не было IT-специалиста.
Мы в своей работе используем метод Scrum, который структурирует всю информацию и позволяет быстро достичь результата. В самом процессе перехода мы выделили несколько важных вопросов:
-
выбор технического решения;
-
кто и за что отвечает;
-
работа с расписанием, ритмом дня и нагрузкой на учеников;
-
поддержка для детей, родителей и сотрудников.
По каждому разделу мы задавали себе разные вопросы и давали на них ответы в соответствии с главной целью – что необходимо сделать, чтобы со следующего понедельника все смогли учиться или обучать дистанционно. В этом процессе был задействован практически весь коллектив.
Мы потратили примерно два-три часа на формулирование вопросов, рассортировали их по блокам (например, технические вопросы, обучение учителей и т.д.), а дальше составили подробный план действий для каждого из них. Затем сформировали группы из 5-7 человек, в каждой из которых были представители от администрации, учительского, детского и родительского сообществ, технический специалист. Наш план включал в себя более 300 простых последовательных действий, распределённых по подразделениям школы.
В принятии решения о том, какую IT-платформу выбрать, мне в некотором смысле повезло. У меня много друзей, которые являются директорами школ, и я могла проконсультироваться у них. Мы поняли, что для нас оптимальным решением будет сочетание сервиса онлайн-коммуникаций Zoom с любой платформой, на которую можно выгружать задания и проверенные работы учеников. Мы выбрали «Google Класс».
Мы смогли оперативно привлечь в школу администратора и технического специалиста. Последний решает сейчас все технические проблемы, которые возникают у детей. Например, не сумел ребёнок подключиться к трансляции в Zoom – ему в этом помогает техспециалист, а не учитель, которому нужно отвлекаться от ведения урока.
Наши затраты на переход в онлайн были следующими: 30 тысяч рублей – оплата техническому специалисту, около 17 тысяч рублей – покупка гарнитур и адаптеров для педагогов. И, конечно, время наших сотрудников.
Мы сверяли свои действия с планом и формировали необходимые документы, регламенты, инструкции. Нужно было и юридически подстраховаться к переходу на онлайн-режим – издать приказы, вывесить на сайт публичную оферту о том, что из-за форс-мажорной ситуации классический формат обучения заменяется дистанционным. В противном случае есть риск получить много претензий от родителей. Оплату за обучение мы оставили прежней, а для занятий в кружках разработали систему скидок.
Мы создали канал в Telegram для оповещения детей и родителей о том, как теперь будем работать. Выбрали этот мессенджер, потому что там можно выдавать информацию от одного лица – администрации. И закрыли возможность чата - чтобы не отвлекать друг друга болтовнёй. А по важным поводам попросили родителей передавать их в личный чат администратору школы. Таким образом, мы давали быстрые ответы (среднее время ответа от 10 секунд до 2 минут) и купировали любые «революции», ненужные в такой сложный период и отвлекающие внимание от главной цели – сохранить для детей возможность обучения.
В Telegram мы выдали подробную инструкцию о том, как будет устроен и сформирован рабочий день ребёнка, что необходимо подготовить родителям к началу занятий и комфортной работе ученика на уроке. Мы настаивали на том, чтобы внешний вид ребёнка соответствовал учебному процессу, чтобы была обеспечена полная тишина во время учёбы. Родители должны были позаботиться о том, чтобы в комнату ребёнка не заходили братья-сёстры, взрослые родственники, домашние животные. Мы составили инструкции для родителей, чтобы они обеспечивали сопровождение детей в этот переходный период. Потому что чем младше дети, тем большая поддержка им требуется.
Следующий шаг – мы подготовили ответы на наиболее часто возникающие вопросы, например, что делать, если ребёнок «вылетел» из конференции в Zoom.
В этот же день я завела всем учителям аккаунты в Zoom. Мы разделились на группы по трое и тестировали друг с другом проведение уроков, проверяли различные функции сервиса и возможные сложности при его использовании.
На третий день мы протестировали «Google Класс»: загружали материалы домашних работ на этот ресурс, продолжили тестирование уроков в тройках. Мы выработали для детей сигналы привлечения внимания и проработали структуру уроков.
Внутри электронного урока, где дети выключают микрофоны, у них мало возможностей привлечь внимание учителя. Мы разработали целую систему знаков и жестов. Например, если ученик хочет ответить, он поднимает руку перед лицом (если поднимать руку, как в школе, её не видно в кадре). В конце урока наш учитель благодарит всех за урок, сложив руки в форму сердечка.
Учителю необходимо держать на уроках дисциплину и думать о мотивации, а также заботиться о здоровье детей. Мы рекомендуем давать больше упражнений из учебника, чтобы дети поменьше смотрели в монитор, делать гимнастику для глаз. Учитель старается не разрешать на уроках отлучаться в туалет или попить, так как это расслабляет учеников. Всё это можно сделать во время перерыва.
Перед стартом обучения мы выдали итоговую памятку родителям – проверить, что всё готово для дистанционного обучения, что ребёнок знает, какие учебники и тетради ему нужны, как написать учителю и т.д.
Мы свели воедино задачи всех наших отделов и посмотрели, что получилось. Так мы поняли, что нашим детям необходимы тестовые уроки перед началом реальных занятий. И ввели тестовую 20-минутку, она проходит каждый день с 9:00 до 9:20. Дети с учителями просто пробуют подключение и отрабатывают сигналы работы на уроке.
Первая неделя была тестовой: мы ввели 4 урока в день во всех классах. У нулевого класса уроки по 20 минут с перерывами по 15 минут, они изучали только основные дисциплины. У остальных уроки длились по 40 минут. Во время тестовой недели замерили нагрузку. Стали добавлять пятый урок в расписание и поняли, что к третьему уроку дети выдыхаются. При этом неделя была без домашних заданий. На следующей неделе между третьим и четвёртым уроком сделали часовой перерыв, чтоб наши ученики могли отдохнуть и поберечь глаза.
У нас есть правила работы на уроках. Если ребёнок нарушает их, то сначала получает первое устное предупреждение, потом второе, а затем его выключают из урока. И мы сообщаем родителям о том, что произошло. Ребёнок не допускается к следующему уроку, если не сделал классную работу или три раза не выполнил домашнюю работу.
Наши педагоги в полном составе заняты учебной деятельностью. Мы работаем с 9 до 14 часов в средней и младшей школе, плюс есть дополнительные занятия. Они проводятся, если дети и родители захотят. Я, если честно, против них – слишком много времени дети проводят у мониторов.
Мы поняли, что 20-25% детей гиперактивны или имеют какой-то нейростатус. Им довольно трудно реагировать на новый формат обучения. Это нормально, с этим надо научиться жить и работать.
Стало понятно, что дети даже в онлайне всё равно будут отвлекаться. Например, они устраивают room-туры – проходят по комнате со своей камерой и показывают, как они живут. Но делают это, конечно, вне уроков.
Мы проводим опросы родителей и детей. Они важны, потому что учителя интенсивно работали в период подготовки и сейчас. Нам очень хотелось получить обратную связь о том, как мы сработали. Получили хорошие отзывы.
Команда школы – это не только дети и учителя, но и родители. О них стоит заботиться тоже. Мы внедрили пятиминутки, когда можем похвалить друг друга, похвалить школу или учителя, ученика. Родителям формируем маршрутный лист дня, в котором они вместе с детьми могут расставить свои уроки, важные задачи, приоритеты. Этот лист можно повесить на холодильник, он помогает родителям снять с себя нагрузку по организации деятельности детей. У нас есть и другие материалы для родителей. Мы заботимся о том, чтобы родители были максимально спокойны. Они должны чувствовать, что школа рядом и учитель тоже, просто они стали на расстоянии экрана.
В своём Instagram мы активно работаем над тем, чтобы помочь родителям и учителям организовать эффективное обучение. Публикуем разные приёмы, лайфхаки, важные детали. Там же есть серия публикаций про ошибки онлайн-обучения.
Важно, что учителя тоже люди. Они в рабочих чатах делятся какими-то наблюдениями, замечаниями про онлайн-обучение. Наши учителя устраивают пижамные вечеринки со своими учениками, пьют чай, читают что-то вслух. Поддержка друг друга важна в это время.
Сейчас мы не хотим хватать звёзд с неба. Наша задача – обеспечить усвоение базового уровня знаний, не разрушив здоровье детей.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».