Для большинства предпринимателей пандемия стала непростым периодом: многим бизнесам пришлось меняться в режиме форс-мажора. Но для отдельных индустрий локдаун стал драйвером развития. Например, так произошло со студией дизайнерской мебели OrigaMebel из Твери. Их продукция оказалась очень востребованной в тот момент, когда всех «закрыли» по домам. О том, как корона-кризис позволил компании выйти на новый уровень, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал сооснователь OrigaMebel Артём Панин.
Артём Панин – 30 лет, предприниматель из Твери, сооснователь студии дизайнерской мебели
OrigaMebel. Окончил Тверской госуниверситет по специальности «маркетолог». Работал в управлении федерального казначейства по Тверской области. В 2015 году открыл производство садовых кресел. В 2017 году вместе с бизнес-партнёром Александром Пугиным основал проект OrigaMebel.
В марте 2020 года после введения локдауна из-за коронавируса мы готовились к самому худшему. Думали, что всё, конец – продажи встанут. Решили увеличить рекламный бюджет. Если до этого мы тратили примерно 250 тысяч рублей на продвижение, то в марте 2020 вложили сразу 500 тысяч.
И неожиданно посыпались заказы. Для нас это было шоком. Но мы понимали, что это временно. Ведь по большей части мы производим мебель для сада, террас, веранд. А в локдаун все разъехались по загородным домам и начали организовывать отдых. Так что коронавирус нам очень помог.
По отношению к весне докоронавирусного 2019 года наша выручка выросла примерно в пять раз. Май был вообще рекордным – нам впервые удалось заработать 10 млн. рублей за месяц.
Заказов было так много, что мы не успевали их отрабатывать. Люди ждали готовую мебель по полтора месяца. Нам казалось, что надо строить завод! Почти всю выручку в то время вложили в расширение производства, купили новый станок. В какой-то момент деньги просто закончились, и средств на производство новых заказов уже не было.
Нам не хватало финансовой грамотности, чтобы предвидеть эту ситуацию. Еле выжили после огромного спроса! Выровнялись и вошли в нормальное русло только к октябрю-2020. Поэтому резко наращивать выручку я не советую. Всё же надо просчитать все цифры наперёд, чтобы избежать кассового разрыва.
Коронавирус привнёс негативный фактор в строительный и околостроительный бизнес. В частности, серьёзно выросла стоимость материалов. А у нас основной материал для производства мебели – фанера.
Если в 2020 году лист фанеры стоил примерно 3000 рублей, то весной 2021 года – уже 3500 рублей, а сегодня, в июле-2021, его цена – 8500 рублей.
Соответственно, себестоимость наших изделий тоже увеличилась примерно в три раза. Взять, например, наш популярный комплект «Гердер» – два кресла, диван и столик. Раньше себестоимость комплекта была 15 тысяч рублей, а сейчас уже 50 тысяч. Нам тоже приходится повышать цены, чтобы не работать в убыток. Хорошо, что наши клиенты это понимают, и на вынужденное увеличение цены обычно реагируют спокойно.
Пандемия в целом дала нам огромный опыт. Всего лишь год назад выручка в 10 млн. рублей казалась нам баснословной. В этом году эта цифра для нас – норма. Мы растём. По отношению к каждому году раза в два. 2020 год мы закрыли с выручкой 52 млн. рублей, в этом году планируем 102 млн. рублей.
Мы продаём только в интернете, в офлайне у нас нет магазинов. Это один из факторов, который нам помог в пандемию. Ведь в локдаун люди совершали покупки в основном в интернете.
Наше увеличение затрат на онлайн-продвижение тоже оказалось верным ходом. Сейчас мы тратим на продвижение 2,2 млн. рублей ежемесячно. Бюджет чётко поделен. Около миллиона уходит на таргет. Плюс оплата услуг компании, которая занимается таргетом – это ещё 50 тысяч рублей. Отдельно выделяем деньги на различные акции в Instagram – около 300 тысяч рублей. Отдельная статья расходов – сотрудничество с блогерами, за это отвечает отдельно нанятый человек.
Наши основные площадки для рекламы и продаж – группы в Facebook и Instagram. Есть также группа в «ВКонтакте», но пока у нас с этой соцсетью не очень складывается. Возможно, там не наша целевая аудитория. Тестируем «Яндекс.Директ»: каждый год пытаемся что-то сделать, но тоже пока никак не получается. Поэтому надо пробовать все каналы.
Мы поняли, что нужно обучаться финансовой грамотности. Если на расчётном счёте компании есть деньги, это не значит, что это всё наши деньги. Сейчас мы тщательно занимаемся финансами, сами обучаемся – и нанимаем финансистов в свой проект. К этому нас подтолкнула история с кассовым разрывом и неправильным распределением средств компании.
А ещё мы поняли, что нельзя бояться крупных сумм. Надо изначально закладывать высокую цель. Чем выше цель – тем быстрее ты её достигнешь.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».