В разных тональностях: почему музыкальные магазины не спешат присоединяться к крупному игроку

Прочтёте за 6 мин.

«У многих владельцев потухшие глаза и никакого желания развиваться»

IT-инструменты, которые использует Борис Колесников

  • Skifmusic ERP
  • AmoCRM
  • МойСклад
  • Trello

В 2022 году Борис Колесников, основатель сети Skifmusic, предложил владельцам музыкальных магазинов объединиться в «Партнёрский союз». Для его проекта это был способ масштабирования, а для партнёров – присоединение к известному бренду, работа по единым стандартам, закупка товаров по более низким ценам и доступ к аудитории по всей России. О том, почему немногие предприниматели откликнулись на необычное предложение, Борис Колесников рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Борис Колесников  34 года, серийный предприниматель, основатель сети музыкальных магазинов Skifmusic. Окончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королёва (факультет информатики). В 2005 году основал интернет-магазин Skifmusic.ru, в 2016 году открыл в Самаре заведение «Гитар Бар». Также является совладельцем клуба «Звезда» и развивает ряд IT-проектов, один из которых – сервис покупок за границей Shopozz.

Борис Колесников

Объединение музыкальных магазинов

Осенью 2022 года мы основали «Партнёрский союз» – объединение магазинов музыкальных инструментов по всей стране под брендом Skifmusic. Идея была простая: небольшому магазину проще развиваться «под крылом» известного бренда. Магазины из разных городов – не конкуренты друг другу. Объединение даёт им новые возможности в закупках, продажах и продвижении.

Магазины «заходят» в нашу сеть, меняя название и принимая наши стандарты работы. Такая схема называется «обратная франшиза». Сейчас в нашей сети 22 магазина, 17 из них – партнёрские точки. 15 партнёров вступили в нашу сеть с собственными магазинами, ещё двое открыли новые точки по франшизе Skifmusic.

Текущие партнёры за год работы с нами смогли серьёзно увеличить свои продажи. Например, партнёр из Магнитогорска уже в первый месяц работы под нашим брендом сделал +59% по продажам и + 17% к количеству чеков. Несмотря на такие цифры привлекать собственников бизнеса в нашу сеть оказалось непросто.

Skifmusic

За год я провёл более 300 встреч с владельцами магазинов. Вот основные возражения потенциальных партнёров, с которыми я столкнулся за это время.

«Вы нас переименуете»

Это самое частое возражение, которое я слышал. Да, мы создаём сеть Skifmusic, и все магазины должны быть под единым брендом. Многим владельцам почему-то кажется, что после переименования его магазин лишится индивидуальности. На самом деле это не так.

Да, у некоторых музыкальных магазинов есть яркие запоминающиеся названия. Проблема в том, что их мало. И в большинстве случаев жалеть о смене названия вовсе не нужно. Мы изучили рынок по всей стране, досконально знаем все музыкальные магазины в городах от 100 000 жителей. В России несколько десятков точек с одинаковыми названиями – «Музыкант», «Аккорд», «Мелодия» и тому подобных. И это не сети, а разные заведения со своими владельцами.

В таких названиях нет идентичности. Это неудобно тем, что маркетинг с большим трудом добирается до покупателя. Ему придётся долго искать нужный магазин «Аккорд», если он сам захочет его найти в интернете. Поисковик даст информацию обо всех точках с таким названием. И не факт, что ваш магазин окажется на первой странице выдачи.

Skifmusic

После переименования магазин получает уникальное для своего города название. Пример – наша партнёрская точка в Магнитогорске. До присоединения к Skifmusic она работала 10 лет под вывеской «Рок-н-ролл». Владельцы задали мне тот же вопрос о «потери имени». Я прямо при них вбил в поиск «магазин рок-н-ролл» – появилась куча вариантов в разных городах. Причем с таким названием были не только магазины инструментов, но и точки по продаже дисков, футболок и много чего ещё. Если человек захочет найти в интернете магазин с таким названием, это будет сложной задачей. С названием Skifmusic выйти на клиента гораздо проще.

«Вы отберёте мой бизнес»

Я думаю о том, как создавать, строить, преумножать. Стремлюсь совместно с партнёрами создать большое дело. Отбирать чужой бизнес – не моя бизнес-цель.

Я уже 18 лет в бизнесе и с самого начала старался быть максимально открытым. Рассказывал в соцсетях о ходе развития своих проектов, продолжаю делать это и сейчас. В нашей индустрии Skifmusic – самая открытая компания. О нас легко найти любую информацию в соцсетях и каналах. Мы работаем честно и прозрачно.

«Вы отберёте моих клиентов»

Вступая в «Партнёрский союз Skifmusic», партнёры начинают пользоваться единой ERP-системой. Мы обслуживаем клиентов на единой облачной платформе. И некоторые владельцы магазинов боялись передавать контакты своих клиентов в общую базу, потому что «мы их отберём».

На самом деле мы даём магазинам новый трафик. Представьте: магазин, который только думает присоединиться к нам, работает самостоятельно под своим названием в каком-нибудь городе. У Skifmusic в этом городе нет своей точки, но уже есть люди, которые интересуются брендом и его товарами. Есть онлайн-покупатели. И если в городе открывается наш магазин, мы просто отдаём его владельцам весь этот трафик.

«Я не хочу ни с кем делиться частью прибыли»

На сегодня Skifmusic – вторая компания в России по количеству музыкальных магазинов. У нас 22 точки, у лидера рынка, компании «Музторг» – 55. За нашим результатом стоит огромный маркетинг. Аудитория соцсетей нашего бренда – сотни тысяч подписчиков. Один только YouTube-канал раскачан до 118 000 человек и постоянно растёт. Сайт Skifmusic по объёму трафика входит в тройку по России в нашей индустрии (см. список ниже). Большая доля трафика привлечена брендом и его маркетингом.

Посещаемость сайтов музыкальных магазинов
Если исключить из списка Dj-store и Bigtv, которые не являются чисто музыкальными магазинами, а торгуют всем подряд, то мы третьи по трафику в индустрии

Мы предоставляем партнёрам свой бренд, привлекаем трафик, даём возможность использовать ERP. Конечно, всё это стоит денег. За подключение к сети мы берём с новых партнёров паушальный взнос, он зависит от размера города. Затем партнёры платят нам процент с оборота – 5%. Но при подключении к сети они сразу же получают «сетевые» закупочные цены. И зачастую наши скидки превышают размер платежей по роялти. В результате партнёр начинает зарабатывать больше, чем до присоединения к союзу.

«Вы заставите нас работать по вашим правилам»

Наши правила разумны, логичны и позволяют продавать больше. Они продиктованы здравым смыслом и 18-летним опытом. Например, есть правила общения с клиентами. Если сервис будет привлекательнее – люди станут больше покупать и чаще возвращаться.

У нас много товаров, которые клиент приобретает многократно – например, струны. Музыканты берут аксессуары каждые 2-3 месяца, повторные покупки инструментов – тоже не редкость. Нам важно привязать покупателя к себе, и наши правила этому способствуют.

Skifmusic

В музыкальных магазинах России редко встретишь клиентский сервис высокого уровня. Каждый работает так, как понимает и видит свои отношения с покупателями – поэтому индустрия в целом слабая. Большинство владельцев не развивают свой бизнес. У них нет предпринимательской культуры, они нигде этому не обучались. А мы предлагаем готовые стандарты, которые помогают развивать бизнес и зарабатывать больше.

«Вы навяжете своих поставщиков и свой ассортимент»

В музыкальной индустрии России поставщиков не так много. Мы работаем с теми же поставщиками, что и любой магазин в нашей стране. «Навязать» кого-либо здесь сложно – рынок узкий. Вопрос в другом: участники союза получают у тех же поставщиков более выгодные цены. Мы закупаем довольно много и по более интересным ценам за счёт объёма. Этими закупочными ценами пользуются и наши партнёры.

Построением ассортимента занимаемся вместе с партнёром. У нас есть товарная матрица, но мы всегда согласовываем её с владельцами партнёрских магазинов. Предлагаем делать закупки на её основе. Анализируем продажи – как самого магазина, так и в целом по региону. В зависимости от этого дополняем товарную матрицу: рекомендуем такие позиции, которые позволят магазину увеличить товарооборот и продажи.

Борис Колесников

Наша глобальная задача – получать больше прибыли на вложенный рубль. Товар не должен лежать годами. Некоторые владельцы не могут продать инструменты по 5-10 лет, и даже хвастаются, что за это время товар «вырос в цене». Но для бизнеса это ненормальная история. Бизнес – это вложил, провернул, получил прибыль.

«Мне всё это неинтересно»

Некоторые владельцы магазинов мне действительно так говорили. Причём речь шла даже не о партнёрском предложении. Они имели в виду тенденции, маркетинговые фишки и вообще любую новую информацию о бизнесе.

В первое время я даже не знал, что на это ответить. Ну как предпринимателю может быть неинтересно зарабатывать больше? Многие даже ни разу не видели мой Telegram-канал «Продавец гитар», где я бесплатно выкладываю большой объём контента для владельцев бизнеса. «Мне неинтересно» – это приговор. С таким подходом в бизнесе делать нечего.

Вместо заключения

Мне часто говорят, что создать партнёрскую сеть из 22 магазинов за год – это круто. Моя команда проделала огромную работу, и мы получили хороший результат. Но, признаюсь честно, не тот, который мы ожидали. Конверсия была очень низкой. У многих владельцев потухшие глаза и никакого желания развиваться. Я думал, что желающих присоединиться к нашей сети будет намного больше.

Мы закончили исследовать гипотезу «обратной франшизы». Больше не занимаемся активным поиском партнёров среди владельцев действующих точек. Со всеми потенциальными партнёрами уже связались и поговорили – наверное, этот рынок пока для нас исчерпан. Ещё примерно 20-30 собственников бизнеса находятся «в режиме ожидания», но на этом, похоже, всё.

Поэтому мы переходим к продажам франшизы. Ищем предпринимателей с горящими глазами, которые хотят добиться успеха в новом для себя бизнесе. Их не нужно будет так уговаривать, как владельцев действующих магазинов. Они сами к нам будут приходить с запросом на готовое решение.

Борис Колесников

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

14 ноября 2023

Комментарии

2
  • Гость 14.11.2023 14:01

    Зачем развитие? Это риски....а вдруг не получится или что-то пойдёт не так. А тут своё....хоть и вода не течет бурной рекой, а уже начала стухать или стухла, НО зато своё болотце, где "приемлимо", тепло. Только на самом деле всё намного проще. Если предприниматель не пробует новое, то он неизбежно деградирует и в итоге закрывается. А более амбициозные и деятельные, как Скифмьюзик, открывшись рядом с такими "мамонтами" перетянут на себя всех клиентов. И тут выбор либо присоединиться, либо закрыться. Всё просто. Скифу удачи!

  • Борис Колесников 14.11.2023 16:19

    Спасибо за комментарий! Все так и есть - на конкурентном рынке выиграют только те компании, которые работают над своим маркетингом активно. Это закон бизнеса.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов