Кто и как управляет командой – один из ключевых вопросов в бизнесе. Лидер-визионер может вдохновлять команду, но запустить рутинные вопросы, а лидер-администратор - отлично настроить бизнес-процессы, но провалиться в стратегии. Предприниматели и участники интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташёв и Павел Ершов в своей книге «Правила команды» описали, какие особенности и уязвимые места есть у разных типов руководителей. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем ключевые выдержки из неё.
Команд без лидеров не бывает. Любой команде необходим тот, кто берёт на себя ответственность, принимает решения, разрешает конфликтные ситуации. Личность лидера накладывает свой отпечаток и на командную культуру, и на методы её работы с момента создания команды и до окончания её жизни.
У лидера команды есть три основные сферы внимания:
- задача;
- команда;
- индивидуум.
Это означает, что лидер обязан быть ориентирован на достижение целей и вести к ним команду (задача), выстраивать внутрикомандное взаимодействие (команда), уделять внимание каждому члену команды, помогать ему развиваться, разрешать межличностные конфликты (индивидуум).
Из этого следуют три основных стиля лидерства:
-
действие - постановка индивидуальных задач, принятие решений, выполнение работы ценой личных усилий;
-
системность - координация деятельности, интеграция результатов, стратегическое мышление;
-
интеграция - забота о людях, оказание им помощи в личностном развитии, понимание межличностных взаимоотношений и потребностей.
Мы выделим четыре типа лидеров.
Визионер - это обычно стратег, наделённый лидерскими качествами. Он не просто видит будущее, он умеет показать его другим людям. Это интеллектуал, мыслитель, идеи которого очень значимы для команды. Визионер не пытается увлечь других своими идеями - он их просто высказывает, но его авторитет так высок, что каждое его слово ловят и стараются осмыслить.
Обычно за плечами у визионера есть серьёзные достижения. Его прогнозы не раз оправдывались, его идеи были успешно реализованы. Именно поэтому ему верят и готовы идти за ним.
Для визионеров очень важно, чтобы в задачах, которые решает команда, был глубокий смысл. Если они этого смысла не видят, они теряют интерес и мотивацию.
Главная сфера лидерства для визионера - задача, а его стиль лидерства - действие. Впрочем, его идеи могут касаться и внутренней проблематики команды. Если визионер решает обратить внимание на процессы командной работы, то обычно придумывает способы организовать её оптимальным образом. Часто его идеи, связанные с командной работой, оказываются неожиданными и новаторскими, но если ему доверяют, эти новации приводят к отличному результату. Именно визионеры придумали все современные технологии командной работы.
Однако визионеру не всегда бывает интересно заниматься командообразованием. В этом случае ему необходим помощник, который возьмёт на себя подбор исполнителей, отладку процессов взаимодействия, контроль и разрешение конфликтов. Команда обычно это легко принимает, понимая, что идеи лидера слишком ценны, чтобы отвлекать его рутинными вопросами.
Часто визионеры - люди с тонкой душевной организацией. У них случаются выплески эмоций и перепады настроения. К чужим эмоциям они также чувствительны. Визионеры стремятся к творческому самовыражению и стараются создать условия для самовыражения членов своей команды. Они считают себя уникальными и стремятся к тому, чтобы в их окружении тоже были уникальные люди.
Недостатки визионера - отвращение к рутинным процедурам, нежелание разъяснять свои идеи и контролировать их реализацию. Визионер обычно считает, что его дело - чистое творчество, всем остальным должна заниматься команда. Также может доставлять проблемы команде его излишняя эмоциональность. Он может впадать в апатию, не видя увлекательных задач, как Шерлок Холмс в ожидании очередного интересного дела. А когда задача попадает в поле его зрения, он становится лихорадочно активным. Поэтому и команда под руководством визионера вынуждена существовать в рваном ритме.
Пример лидера-визионера - Жанна д’Арк. Она не просто была полностью поглощена идеей освобождения Франции, но и смогла заразить этой идеей и повести за собой множество людей. Харизма и дар убеждения визионера оказались сильнее даже гендерных предрассудков патриархального средневекового общества.
Медиатор - это коммуникатор, наделённый навыками исследователя и полномочиями лидера. Его область интересов - индивидуум, его стиль лидерства - интеграция. Своей главной целью он считает создание оптимальных условий, в которых каждый член команды может проявить лучшие качества.
Про людей, с которыми медиатор имеет дело, он знает всё – что они умеют, чем интересуются, с кем дружат и с кем конфликтуют, причём он отслеживает не только их профессиональную деятельность, но и личную жизнь. Он готов помочь каждому и советом, и делом. И он действительно умеет помогать за счёт своего немалого жизненного опыта и широчайших социальных связей.
Медиатор способен смотреть на любую ситуацию глазами разных людей. Это помогает находить компромиссные решения, устраивающие всех. Он стремится к гармонии отношений и уверен, что команде, достигшей этой гармонии, по плечу любые задачи. И действительно, под руководством медиатора люди проявляют свои лучшие качества, не боятся допустить незначительную ошибку, хорошо понимают друг друга.
Конфликт для медиатора - не проблема, а инструмент манипулирования. Он мастерски разрешает любые противоречия, но столь же мастерски их провоцирует, если считает, что это необходимо. Впрочем, роль медиатора в создании конфликта обычно остаётся незамеченной, поэтому он всегда имеет репутацию чуткого и заботливого человека. В команде его любят и уважают, доверяют ему во всём. Его решения принимаются без сопротивления и обычно с облегчением, поскольку он охотно берёт на себя ответственность в сложных ситуациях.
Слабое место медиатора - профессиональная сфера: он не всегда хорошо разбирается в специфике деятельности команды, считая, что его функции ограничиваются управлением людьми. Поэтому часто он не может оценить предлагаемые идеи, не в состоянии оказать профессиональную поддержу, если у кого-то возникли сложности. Умный медиатор старается иметь под рукой эксперта, на знания которого можно опереться в трудных случаях.
Недостатки медиатора также проявляются в том, что он стремится удовлетворить всех, поэтому часто испытывает трудности в ситуациях, когда нужно принимать жёсткие, ответственные решения.
Явным медиатором был дон Вито Корлеоне, стремившийся управлять мафиозной семьёй через выстраивание личных отношений с каждым. Про него говорили, что он «правил железной рукой в мягкой перчатке». Готовность помочь каждому, кто обратился за помощью, не мешала ему жестоко наказывать любого, кто покушался на интересы его семьи.
Администратор считает своей главной задачей обеспечить идеальное выполнение всех правил и процедур. Он уверен, что всегда есть единственно правильный способ что-то сделать и что действия строго по алгоритму всегда приводят к нужному результату. Его сфера интересов - команда, его стиль лидерства - системность.
Администратор не только требует точности и правильности от других, но и сам стремится сделать всё правильно. Он постоянно оценивает и себя, и других, критическим взглядом высматривая ошибки и неточности, которые необходимо исправить. Он ответственно относится к своим обязанностям лидера, не боится принимать решения и давать указания.
В людях администратор ценит в первую очередь надёжность, порядочность и ответственность. Но при этом никогда никем не бывает полностью доволен. Администратор хорошо контролирует свои эмоции, поэтому далеко не всегда высказывает своё недовольство, но запоминает все недочёты.
Администратор обычно хорошо разбирается в проблематике, которой занимается команда, но ему не хватает стратегического видения. Он способен вникнуть в детали, внимательно выслушать каждого, сделать логичные выводы и принять обоснованное решение, но ему бывает сложно увидеть целостную картину и объединить разнородные концепции. Для этого ему необходима помощь стратега и синтезатора.
Для администратора крайне важен его статус в команде. Он требует к себе уважения, жёстко пресекает любые попытки подвергнуть сомнению его решения и авторитет. Спорить с администратором не рекомендуется, но им достаточно легко манипулировать, аккуратно подталкивая его к тем или иным решениям.
Его стиль разрешения конфликтов формальный, но достаточно эффективный. Администратор справедлив и беспристрастен, поэтому его решения обычно принимаются без серьёзных возражений. В команде, которой он руководит, обычно всем удобно, поскольку роли чётко распределены, функционал расписан, каждый знает свой маневр и свои ограничения. Однако такая команда редко способна на творческий прорыв. Она хорошо решает задачи, требующие методичных, системных усилий. Она способна перебрать огромное количество вариантов в поисках оптимального. Но выйти за рамки готовых решений, придумать что-то принципиально новое ей сложно.
Пример лидера-администратора - Урфин Джюс, командующий деревянными солдатами. Его подчинённые способны только исполнять команды, даже их характер зависит от того,какое выражение лица им придали. Поэтому Урфин Джюс должен сам (точнее, при помощи единственного наделённого интеллектом соратника - филина Гуамоко) планировать каждый шаг и управлять командой «в ручном режиме».
Менеджер всегда идёт от задачи. Людей он рассматривает как инструменты, необходимые для её решения. Он стремится разобраться в каждом имеющемся в его распоряжении «инструменте» и найти ему самое эффективное применение, а также умеет сочетать эти инструменты оптимальным образом.
Его сферы интересов - индивидуум и задача, его стили лидерства - интеграция и системность.
Менеджер стремится быть эффективным и продуктивным. Ему важно, чтобы его считали успешным, однако обычно для него важны не внешние атрибуты успеха, а реальные результаты, достигнутые командой под его руководством. У менеджера всегда есть чёткие цели и ясное понимание способов их достижения. Он много внимания уделяет планированию действий и контролю их исполнения.
Менеджер, как и администратор, внимательно следит за всем, что происходит в команде, замечает любые ошибки и стремится тут же их исправить. Обычно он это делает доброжелательно, но повторяющихся ошибок не прощает и легко избавляется от тех, кто не соответствует его требованиям.
Обычно менеджер убеждён, что разбирается в проблематике лучше остальных членов команды, поэтому довольно болезненно относится к возражениям. При этом он осознаёт, что ему не хватает творческих способностей, поэтому очень ценит и бережёт тех, кто ими наделён. В случае конфликта он обычно становится на сторону того, кого считает более ценным для команды.
Главный недостаток менеджера - стремление всех контролировать и всеми управлять. Из-за этого у него часто возникают проблемы с делегированием задач и полномочий. Он слишком много берёт на себя, стремится за всем уследить и во всём поучаствовать, что утомляет и его самого, и членов его команды.Пример менеджера - Дарт Вейдер из «Звёздных войн». От своих подчинённых он требует только результата, достигнутого любой ценой. Тот, кто успешно решает поставленные им задачи, может высоко подняться в имперской иерархии, кто не смог - будет сурово наказан. А если подчинённые не справляются, он берётся за дело сам.
- Подробнее о том, как превратить собранных вместе людей в эффективный коллектив, читайте в книге Максима Поташёва и Павла Ершова «Правила команды».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».