Во многих компаниях подразделения маркетинга и продаж взаимодействуют друг с другом, как лебедь, рак и щука из известной басни: вроде бы все хотят одного и того же, но тянут каждый в свою сторону и с разной скоростью. В этом случае конфликты между отделами и столкновение интересов тормозят развитие всей компании. О том, как достичь взаимопонимания между этими подразделениями, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал Левон Саргсян, менеджер по продукту сервисов CoMagic и UIS.
Левон Саргсян – Product Manager CoMagic и UIS – платформы коммуникаций, аналитики маркетинга и продаж.
Если ваша компания собирает и систематизирует данные о своих клиентах – это очень важный и ценный актив. Давайте разберёмся, на какие метрики должна ориентироваться команда маркетинга. Условно разделим их на два типа: стратегические и тактические.
Стратегические метрики нацелены на принятие долгосрочных решений, их нет смысла проверять каждый день, но надо следить за ними и ориентироваться на них в среднесрочной перспективе.
Важный долгосрочный показатель для компании – возвращение инвестиций в маркетинг. Это так называемые «заветные» метрики. Например, количество лидов, входящий поток или метрика «полярной звезды», когда компания делает ставку на ключевой показатель ценности продукта для потребителя.
Примеры стратегических метрик:
-
ROMI.
-
Узнаваемость бренда.
-
Прирост NSM в периоде.
-
Расходы.
Тактические (или краткосрочные) метрики – это работа с данными здесь и сейчас. Каждый уважающий себя маркетолог начинает свой день с кружки чая/кофе и с дашбордов, чтобы понять, что же произошло вчера.
Примеры тактических метрик:
-
Клики.
-
Охват.
-
Посещения.
-
Конверсия.
ОК, с метриками для маркетинга разобрались, а какие показатели важны для отдела продаж? Там совсем другие метрики, ведь для спецов из отдела продаж важно ориентироваться на показатели, напрямую связанные с воронкой продаж:
-
Количество новых лидов или заказов.
-
Средний цикл закрытия сделки (важно понимать, что в разных бизнес процессах и на разных стадиях развития бизнеса эта метрика может сильно меняться).
-
Конверсия в закрытие сделок/в разрезе сотрудников (сумели менеджеры отдела продаж донести ценности вашей компании или нет).
-
Сколько получено денег/сколько планировалось получить (план важен при длинном цикле закрытия сделки).
Будем считать, что мы разобрались с тем, на что смотрят команды маркетинга и продаж, а что же посередине? А там те самые микроконверсии, которые чаще всего и теряются.
Это происходит, когда команда маркетинга смотрит на одну из своих ключевых метрик, например, на обращения, а команда продаж уже начинает работать с лидами и квалифицировать их из нецелевых в целевые.
- Чаще всего маленькая конверсия из MQL в SQL связана с тем, что в маркетинговой воронке ключевая цель одна, а в отделе продаж она другая.
Мало кто обращает внимание, но и рентабельность у разных рекламных каналов разная.
Мы можем выделить большой бюджет, рассчитать его эффективность, потом отфильтровать по разным рекламным каналам и понять, что какой-то из каналов в разы лучше возвращает нам деньги.
Увы, но очень часто, когда лид попадает в отдел продаж, информация о том, через какой рекламный канал он пришёл, теряется.
- Не забывайте, что все ваши клиенты неодинаковые. Сегментируйте их по среднему чеку, географии, профилю – и постоянно держите эту информацию в голове, это сильно улучшит конверсию в разрезе клиентских сегментов.
И, пожалуй, самое очевидное, что должны делать отделы маркетинга и продаж для эффективного взаимодействия – смотреть на общую расширенную воронку. При синхронизации работы отделов, маркетологи должны смотреть, что делает отдел продаж, а сейлзы – на то, что делает маркетинг.
Итак, что нельзя терять из виду при взаимодействии отделов маркетинга и продаж:
Микроконверсии.
MQL → SQL.
Рентабельность рекламных каналов.
Конверсии в разрезе сегментов клиентов.
Общую расширенную воронку.
Совместная работа маркетинга и продаж должна строиться на ещё одном краеугольном камне – базе клиентов. Давайте рассмотрим процессы взаимодействия, когда клиент уже в базе, но потенциально может принести больше прибыли компании. Существует несколько техник, которыми пользуются в командах продаж.
Первая – UpSale, когда продавец предлагает покупателю приобрести другие продукты и услуги компании с целью увеличить свою выручку. На уровне маркетинга UpSale хорошо работает в сегментах e-com или ритейла. Например, когда к вам на сайт пришёл посетитель и в момент совершения покупки вы предлагаете купить ему ещё что-то.
Вторая техника, которой часто занимается команда маркетинга – ретаргетинг. Это маркетинговый инструмент, позволяющий направить нужную рекламу на клиентов, которые уже взаимодействовали с компанией. То есть к вам пришли клиенты, и вам нужно их ещё раз поймать через интернет-рекламу, чтобы сказать: «Привет, друг! Вот тебе скидка на наш новый продукт, возвращайся!».
Как и где использовать UpSale и ретаргетинг в продажах:
-
Незакрытые сделки. Есть клиенты, которые обратились, но ещё не купили.
-
E-commerce, ритейл. Upsale, повторные покупки и допродажи клиентам, которые уже покупали.
-
Медицина. Поддержание контакта.
-
B2B, услуги и образование. Продолжительный контакт и новые продажи.
Перед тем, как перейти к разбору особенностей работы с клиентами команд маркетинга и продаж, посмотрим на проблемы, которые могут быть в этих процессах.
По сути тут проблема одна – очень часто обе команды занимаются достижением одной и той же цели, но делают это по-разному.
Как выглядит работа с клиентами глазами маркетинга:
-
Сбор данных.
-
Составление базы клиентов.
-
Сегментация клиентов.
-
Загрузка базы в рекламные сервисы.
-
Проектирование и создание РК.
-
Е-mail-маркетинг и другие каналы коммуникаций.
-
Отслеживание эффективности.
-
Аналитика и принятие решений.
Примерно так же выглядит этот процесс и глазами команды продаж:
-
Сбор данных.
-
Составление базы клиентов.
-
Сегментация клиентов.
-
Написание скрипта.
-
Проектирование и создание РК.
-
Прозвон клиентов и работа с воронкой.
-
Отслеживание эффективности.
-
Аналитика и принятие решений.
Глядя на эти два процесса, можно заметить, что они очень похожи. Так почему их не объединить и не сделать один идеальный процесс, чтобы достичь поставленных целей?
Несмотря на большое количество плюсов, эта модель не лишена недостатков. Так, при синхронизации команд маркетинга и продаж вы будете двигаться медленнее, чем работая по отдельности. При этом преимущества совместной работы тоже очевидны:
Больше вероятность достижения результата.
Минимизация лишних затраченных ресурсов.
Возможность получения новых данных для корректировки проекта.
Теперь давайте поговорим о том, каким образом отдел маркетинга может усилить свою рекламную кампанию данными из отдела продаж. Как получить информацию о клиентах, их запросы? На основе чего составить портреты ЦА?
На самом деле всё просто – информация кроется в прослушивании звонков, комментариях и тегировании сделок в CRM.
Чтобы получить исчерпывающие данные о клиенте, просто воспользуйтесь алгоритмами:
1. Организуйте сегментацию аудитории и проанализируйте их показатели:
-
Конверсия сегмента.
-
Стоимость привлечения сегмента.
-
Средний чек сегмента.
2. Изучите основные вопросы от клиентов:
-
Что не понятно на лендинге?
-
Вопросы по стоимости?
-
Что добавить в FAQ?
3. Узнайте какая коммуникация лучше работает:
-
Как клиенты сами формулируют ценность от вашей компании.
-
Изменение рекламы.
4. Выделите лучшие каналы коммуникаций с клиентами:
Давайте разберёмся, как помочь отделу продаж увеличить вероятность закрытия сделки с использованием данных из маркетинга.
Самое простое, что вы можете сделать – добавить сервисы коллтрекинга или расширенной веб-аналитики, и тем самым помочь команде продаж узнать, откуда пришёл клиент.
Современные CRM-системы позволяют принимать такие данные, а менеджер по продажам прямо в карточке сделки будет видеть, откуда пришёл клиент, какую и как много вашей рекламы он уже видел. Следовательно, у него появляются вводные, о чём нужно говорить с клиентом.
Следующие метрики, которые помогут отделу продаж повысить конверсию в сделку –информация через какой запрос (ключевое слово) пришёл клиент, какой продукт его больше всего заинтересовал или какие страницы вашего сайта он посещал больше всего.
Что важно для команды продаж:
-
Знать, что заинтересовало. Какой месседж и продукт заинтересовал клиента.
-
Быть готовым к неожиданностям. Проведение маркетингом экспериментов с каналами и объявлениями.
-
Делать пресегментацию клиента. Знать, через какой канал привлечения клиент попал в отдел продаж.
-
Осуществлять коммуникацию с клиентом в нужное время. Повторные заходы на сайт – отличное время, чтобы заинтересовать клиента спецпредложением.
Подведём итоги. Что важно для совместной работы отделов продаж и маркетинга:
-
Аналитика и данные – важная часть любого процесса.
-
Синхронизация по всем вопросам важна в обе стороны.
Следуйте нашим советам, чтобы объединить команды маркетинга и продаж общими целями, и они принесут вашей компании максимальную пользу.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».