Интерес бизнеса к автоматизации рабочих процессов продолжит расти в 2024 году. К этому компании подталкивает конкуренция, появление новых технологий и дефицит кадров. Не зависимо от размеров бизнеса, их собственники стремятся к повышению производительности и эффективности. О том, как российские компании будут автоматизировать бизнес-процессы и с помощью каких IT-решений, порталу Biz360.ru рассказал Захар Бушуев, сооснователь сервиса i2crm.
Захар Бушуев – сооснователь IT-компании i2crm. Работал IT-специалистом в банковской сфере. Предпринимательством занимается 13 лет. Бизнес-консультант, подбирает оптимальные IT-решения для бизнеса и курирует их разработку – от идеи до внедрения.
Рассмотрим основные направления автоматизации для бизнеса в 2024 году. Мы выделили для себя следующие тенденции в качестве главных:
Доступность внедрения и использования IT-решений
Ранее считалось, что IT-решения могли позволить себе только крупные компании. Автоматизировать бизнес-процессы было сложно и затратно, для внедрения требовалось привлекать программистов и других технических специалистов.
С развитием цифровизации всё изменилось: автоматизация стала доступна небольшим компаниям и микробизнесу практически в любой сфере. Для внедрения не всегда требуются специальные технические знания и крупные финансовые затраты.
Внутренняя аналитика клиентской базы компании i2crm в 2022-2023 годах показала, что сервис интеграции соцсетей и мессенджеров с CRM-системами всё чаще выбирают малый бизнес и самозанятые, так как для его подключения не нужны знания и навыки программирования. Благодаря гибкой ценовой политике клиенты могут выбрать для себя подходящий по стоимости тариф на использование сервиса.
Сейчас практически под любой бизнес-процесс можно подобрать инструмент автоматизации. На рынке представлены сотни готовых программ, которые улучшают производительность труда, сокращают издержки, экономят время и ресурсы компании, помогают ей расти и масштабироваться. Речь о CRM и ERP-системах, интеграционных IT-решениях, бухгалтерских программах и электронном документообороте, сервисах рассылок, чат-ботах, системах управления временем, командами, логистикой и т.д.
Выбор в пользу отечественного ПО
В 2022-2023 годах рынок российского ПО активно перестраивался на фоне ухода из страны западных вендоров. В условиях санкций вырос спрос на импортозамещение, компании стали переходить с зарубежных IT-решений на отечественные, и продолжают это делать.
Согласно исследованию, 2/3 компаний в стране планируют переход на российское программное обеспечение к 2025 году. Российские информационные продукты разрабатываются с учётом международных стандартов, поэтому чаще всего как минимум не уступают по качеству зарубежным решениям. Преимущество отечественного ПО заключается в том, что оно не зависит от иностранных разработок, надёжно и безопасно для работы с данными.
Переход на электронный документооборот
Бумажные документы и ручная обработка клиентских заявок уходят в прошлое. Всё больше компаний переходят к цифровому хранению и передаче документов, совместной работе с данными и гибкому управлению доступом к ним.
Преимущества ЭДО для бизнеса:
-
сокращаются расходы на печать и бумагу;
-
исключается человеческий фактор;
-
автоматизируются рутинные задачи, связанные с документами;
-
экономится время сотрудников;
-
документы хранятся структурировано, не теряются и быстро находятся через поиск.
При выстроенном электронном делопроизводстве процессы в компании будут работать быстрее. Переход на ЭДО делает бизнес гибким, способным оперативно адаптироваться к ситуации на рынке.
«1С:Управление нашей фирмой» – современное решение автоматизации малого бизнеса. В одной программе CRM, продажи оптом, в розницу и через интернет, закупки, склад, персонал, финансы, бизнес-аналитика. В «1С:УНФ» легко настроить учёт под особенности бизнеса
Вот какие сервисы, на наш взгляд, будут востребованы у компаний в текущем году.
Разговорный AI в сфере клиентского сервиса
Искусственный интеллект с 2023 года остаётся ключевым компонентом автоматизации бизнес-процессов. В 2024 году акцент делается именно на разговорном AI, то есть технологии, которая на базе машинного обучения распознаёт голос человека и персонализировано общается с ним.
Разговорный AI продолжат использовать для обработки лидов, общения с клиентами, получения отзывов или вместо службы поддержки для работы по скриптам.
Вы наверняка взаимодействовали с нейросетью, когда делали заказ на сайте, записывались на приём, проходили опросы от брендов, уточняли статусы доставок. Многие из нас и дома пользуются голосовыми помощниками, которые «живут» в смарт-колонках, телевизорах, ноутбуках и телефонах.
Какие компоненты у разговорного ИИ будут совершенствоваться: распознавание речи, понимание естественного языка, выстраивание более персонализированного диалога. Всё это должно способствовать увеличению скорости обслуживания клиентов и совершенствованию клиентского сервиса.
Нишевое ПО вместо универсального
Большинство популярных IT-систем универсальны и адаптируются под любую сферу бизнеса. Однако для нишевых индустрий, таких как медицина, недвижимость, косметология, строительство, может быть недостаточно стандартных опций для комплексной работы.
Например, медицинскому центру помимо онлайн-расписания, ведения бухгалтерии и карточек пациентов нужны для полноценной работы модули ведения электронных медицинских карт, учёт оборудования и лекарств, учёт маркированных препаратов и т.д. Примеры отраслевых медицинских CRM-систем: Medesk, MedicalCRM, StomX, «Клиентикс», «UNIVERSE-Медицина».
На этом фоне станут востребованы нишевые IT-системы, которые учитывают специфику бизнеса. Они включают в себя отраслевые модули автоматизации, требуют меньше времени на настройку и внедрение, дешевле универсальных IT-продуктов.
Решения на основе low-code/no-code
Всё больше разработчиков выпускают программные продукты, которые заказчики могут настроить и внедрить самостоятельно, без привлечения программистов. Такие решения называют low-code и no-code.
Они делают автоматизацию дешевле и доступней для бизнеса, а время на подключение IT-решений исчисляется не месяцами, как раньше, а неделями или днями. Заказчики настраивают систему по готовым инструкциям и шаблонам, без привлечения сторонних специалистов. Таким образом, запуск ПО в компании и адаптация к новому инструменту у сотрудников происходит быстрее.
IT-продукты на основе low-code/no-code с компетентной службой технической поддержки и качественной базой знаний будут пользоваться на рынке высоким спросом.
Автоматизация бизнес-процессов будет неотъемлемой частью стратегий компаний в 2024 году. Искусственный интеллект, ЭДО, no-code и low-code-платформы продолжат активно внедряться во все сферы бизнеса, улучшать его эффективность, повышать качество клиентского сервиса.
Эти тренды помогут компаниям быстрее и безболезненнее адаптироваться к экономическим кризисам и изменениям на рынке, повышают их конкурентоспособность и производительность.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».