Кризис повлиял практически на все индустрии, большинству бизнесов приходится адаптироваться к новым условиям. Вынуждены перестраивать свою работу и коммуникационные агентства: клиенты на карантине, неопределённость во всём, запрет офлайн-мероприятий, концентрация СМИ на одной-единственной повестке, дистанционная работа агентских команд – всё это требует новых подходов. О том, как трансформируется мир коммуникаций после завершения корона-кризиса, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказала основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА» Евгения Лампадова.
Евгения Лампадова, основатель коммуникационного агентства
«ЛАМПА». Образование: журналистика (АлтГУ) и международные отношения (МГИМО, магистр). До запуска собственного бизнеса занималась связями с общественностью в «Danone-Юнимилк», НПФ «Благосостояние», «АПК-холдинге», АКИТ, онлайн-школе Skyeng, маркетплейсе Wikimart. Специализируется на консалтинге в сфере кризисных коммуникаций и построении брендов для IT и FMCG-компаний. Автор курса «Антикризисные коммуникации» в РУДН. Агентство «ЛАМПА» создала в 2016 году.
Евгения Лампадова
Эпидемия коронавируса «легализовала» удалёнку: формат хоум-офиса больше не воспринимается как блажь. Сегодня уже очевидно, что после окончания режима самоизоляции в дорогие опенспейсы с панорамными окнами, кофе-машинами и переговорками смогут вернутся далеко не все - время больших офисов и пятидневного офлайна прошло. Компании успели подсчитать, во сколько им обходится аренда огромных помещений в бизнес-центрах, а также ежемесячные расходы на кофе, печенье, бутилированную воду и клинеров.
При этом 50% российских компаний не заметили ухудшений в работе сотрудников на дистанционке и 23% могут продлить этот эксперимент – такие данные по результатам опроса приводит портал hh.ru. А в исследовании Gartner говорится, что после карантина работодатели готовы оставить на удалёнке до 50% сотрудников.
Мы в «ЛАМПЕ» перешли на формат частичной удалёнки четыре года назад, когда это ещё не было мейнстримом. В течение недели сотрудники нашего агентства могут работать из дома три дня.
Офис агентства «ЛАМПА»
Основные оперативные коммуникации ведутся через Telegram, там же и в WhatsApp проходит общение с клиентами; если нужно созвониться, мы собираем конф-колл или проводим совещание в Zoom; регулярная отчётность по клиентам ведётся в Slack. И так на протяжении четырёх лет.
В офлайне - планёрка в понедельник и тогда же один общий рабочий день. Такого же порядка планируем придерживаться и после того, как весь этот морок пройдёт. Полностью офлайн, к счастью, из коммуникационных процессов не исчезнет.
Вряд ли со снятием режима самоизоляции жизнь сразу войдёт в привычное русло. Опыт других стран показывает, что выход из карантина - это поэтапный процесс, и, скорее всего, нам долго придётся работать в новых условиях. Поэтому агентство «ЛАМПА» в апреле смирилось с тем фактом, что традиционные офлайн-мероприятия, где есть спикеры, участники, кофе-брейки и живое общение, если не остались в прошлом, то отодвинулись на неопределённое время.
И поскольку жизнь не прекращается, нужно искать способы, чтобы решать задачи клиента - например, переносить офлайн-события в онлайн. Они могут быть как небольшими, например, пресс-конференция в онлайне для клиента длительностью полтора часа и числом участников 20-30 человек, так и более масштабные - интенсивный двухдневный вебинар, 50 с лишним участников которого должны просидеть у монитора много часов.
В апреле наш клиент Perekrestok.ru открыл четвёртый даркстор в подмосковном Видном. Из-за кратно возросшего спроса на доставку в режиме самоизоляции объект пришлось запускать раньше срока. Освещение этого события в СМИ в ситуации, когда большинство редакций работает удалённо, требовало новых подходов - в том числе технологических. Мы с клиентом решили провести онлайн-конференцию с помощью платформы Zoom. Так как сертифицированных экспертов по Zoom ещё нет, во всем разбирались сами.
Так же приходится работать и другим нашим коллегам. Мы составили общий список рекомендаций для успешного проведения онлайн-мероприятий разного формата - что следует учесть и на что обратить внимание организаторам.
1. Время - с запасом. Берите достаточно времени на подготовку - сделать придётся много. Для начала предоставьте участникам понятную инструкцию, содержащую ссылку на конференцию/вебинар с паролем и идентификатором, дату и время мероприятия, тайминг и прочие нюансы. А также ссылку на скачивание Zoom, если он до сих пор у них не установлен.
2. Слышу вас! Важно заранее объяснить участникам, как включить звук - лучше всего это отразить в инструкции, которую стоит закрепить сверху в чате поддержки. Главные проблемы видеоконференций - это плохое интернет-соединение или неработающий звук.
3. Спрашивали? Отвечаем! Заранее уточните у участников телефоны или имена пользователей и создайте чат поддержки в Telegram или WhatsApp - он может им понадобиться, если возникнут технические вопросы в процессе. В Zoom тоже есть конференц-чат, но он не поможет тем, кого внезапно «выкинет» из конференции, например, из-за плохого соединения. Кстати, этот чат может использоваться и для общения участников во время мероприятия - это такой аналог нетворкинга, важная составляющая хорошего события.
4. Будь готов! Спикерам нужна подготовка вне зависимости от формата мероприятия - учтите, что выступление онлайн более энергозатратно. Во время трансляции, если она длится дольше полутора часов, стоит делать перерывы - как кофе-брейки или обед на настоящих конференциях.
5. Прямо из кухни. Для проведения трансляции необязательно снимать дорогое помещение в центре города - для этого подойдёт обычная квартира. Поставить компьютер для стрима можно на обычную стремянку, подложив под ноутбук, например, журналы или книги. Важно, чтобы в помещении было достаточно света и спикера было хорошо видно во время трансляции.
Онлайн-пресс-конференция по поводу открытия даркстора «Перекрёсток»
6. Как на вокзале. В Zoom есть опция «Зал ожидания», куда удобно для начала завести спикера, убедиться в качестве звука и картинки, а уже потом пригласить журналистов, предупредив всех заранее о том, что сначала они попадут в виртуальную зону ожидания.
7. Работаем с фоном. Не все знают, что фон в Zoom можно брендировать (это касается и зала ожидания). Если такой задачи не стоит, то можно использовать так называемый виртуальный фон, загрузив в качестве подложки любую картинку. Например, ваш логотип или картинку с любимым мемом.
8. Ключ к уверенности. Пожалуй, самое важное в подготовке онлайн-конференции - это тестовые созвоны. Чем больше, тем лучше. Соберите всех спикеров и коллег и звоните им, пока не убедитесь, что всё работает у каждого участника на 100%. Заодно можно проговорить сценарий выступления каждого спикера и участника.
9. Помоги мне. Чтобы не создавать шум и не мешать спикерам во время трансляции, в настройках конференции добавьте ещё одного организатора. Он будет следить за тем, чтобы у участников, которые в данный момент не выступают и не задают вопросы, был выключен звук.
10. Платный сыр. Бесплатно Zoom доступен лишь на 40 минут - вряд ли вам хватит этого времени, чтобы всё рассказать и ответить на вопросы. Мы оплатили два аккаунта – для основного организатора со стороны агентства и для соорганизатора со стороны клиента, чтобы быть уверенными, что всё пройдет без накладок.
11. Стоп, незнакомцы! Для безопасности лучше установить пароль к конференции, чтобы никто посторонний не смог присоединиться к вашей беседе.
Уже известны случаи, когда люди тайно присоединялись к видеоконференциям в Zoom, чтобы узнать информацию, не предназначенную для всех. Так, недавно журналист Financial Times Марк ДиСтефано незаконно присоединился к видеоконференции редакции британских газет The Independent и Evening Standard, когда те обсуждали сокращение зарплат и увольнения сотрудников из-за коронавируса. Журналист тут же выпустил новость об этом, но в результате расследования, проведенного в Financial Times, был отстранён от работы: «Кодекс издания гласит, что пресса не должна получать или публиковать материалы, полученные путем перехвата частных телефонных звонков, сообщений или электронной почты».
Мне кажется, сейчас мы становимся свидетелями появления такого явления как цифровая этика. Думаю, вскоре это также станет частью нашей жизни.
Понятно, что новая реальность диктует новые правила. Ещё вчера PR-специалист мог обладать узкой специализацией - писать тексты либо организовывать ивенты, разбираться в Media Relations или работать с блогерами - но редко всё сразу. В основном такие узкоспециализированные сотрудники работали в крупных агентствах - сегодня они первые потеряют работу.
Чиновники, увы, не считывают коммуникационные агентства пострадавшими от корона-кризиса. Но мы клиентcкий бизнес: плохо клиентам – плохеет и нам. Увольнения происходят уже сейчас, и этот процесс продолжится. К концу 2020 года до 40% PR-специалистов могут потерять свои места, а тем, кто останется, зарплату снизят на 30-40%.
Команда коммуникационного агентства «ЛАМПА»
Сокращения коснутся не только агентств, а всего рынка в целом - в кризис российские компании по какой-то своей логике увольняют пиарщиков и маркетологов чуть ли не в первую очередь. И «убирать» будут целые департаменты. Свои места и зарплаты удастся сохранить лишь тем, кто работает в компаниях, связанных с онлайном, и в том случае, если эти компании в период пандемии росли. Все те немногие сферы, которые показывали рост в этот сложный период (доставка продуктов, готовой еды, товаров, образование), скорее всего, смогут сохранить штат и уровень зарплат. Но их не так много в общей доле.
В целом среди пиарщиков на плаву смогут остаться лишь универсальные специалисты-трудоголики, которые будут максимально адаптивными, способны быстро разбираться во всём и работать за двоих. К слову, запрос на универсалов в сфере коммуникаций начал формироваться на московском рынке не сегодня, а два-три года назад. Теперь как никогда раньше будут нужны сотрудники, которые одинаково разбираются в PR и маркетинговых инструментах, готовы изучать новые каналы и их эффективность, умеют написать любой текст и понимают, как и с помощью чего его потом дистрибутировать.
Сегодня пиарщик должен хорошо разбираться в онлайне, потому что все коммуникации перешли туда. Будет востребован тот, кто понял технологии взаимодействия через онлайн и сможет таким образом выстроить работу с разными аудиториями для клиента. Кроме умения адаптироваться этот человек должен быть по-настоящему стрессоустойчивым, потому что мы живём в период неопределённости, и никто не знает, сколько он продлится.
Работы и нестабильности станет только больше, свободного времени меньше - всё это большой стресс для всех. Но на плаву останутся лишь те, кто сможет всё это пережить и сохранить адекватность. Как бы банально всё это ни звучало.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».