В условиях постоянных изменений в законодательстве и право-применительной практике ФНС корректирует и свой подход к контролю бизнес-деятельности. Наблюдается тенденция к снижению количества выездных проверок, но сумма доначисленных к уплате налогов, сборов и страховых взносов в их результате увеличивается. Выездная проверка обладает эффектом «неожиданности» контроля и создаёт дополнительный стресс для бизнеса. О том, как свети к минимуму возможные негативные последствия, порталу Biz360.ru рассказал Эдуард Калинкин, основатель компании «Прагмат».
Эдуард Калинкин – основатель и директор юридической компании «Прагмат». Окончил финансовый университет при правительстве РФ. Работал помощником депутата государственной думы РФ, затем – в юридическом консалтинге. В 2019 году основал собственную юридическую фирму.
-
Инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества. Её проводят, чтобы убедиться в достоверности сведений, которые содержатся в документах, а также для обнаружения иных обстоятельств, представляющих важность с точки зрения решения задач ФНС.
-
Осмотр. Проверяющие имеют право осматривать всё то, что налогоплательщик использует для получения дохода. Либо то, что сопряжено с содержанием объектов, облагающихся налогами – это, к примеру, производственные и/или торговые помещения, складские хозяйства, вне зависимости от их местоположения, и т.д.
-
Истребование документов/информации. Сотрудник ФНС имеет право запросить документы и сведения, требуемые для проверки. Кроме того, представитель ФНС может обратиться за документами или данными к третьим лицам (так называемая встречная проверка).
-
Выемка предметов и документации. Эта процедура призвана обнаружить и доказать нарушения налогового законодательства.
-
Экспертиза или привлечение свидетелей. Тот или иной эксперт может быть привлечён при необходимости на договорной основе. Это, к примеру, переводчик – лицо, которое не заинтересовано в результатах проверки и в достаточной степени владеет языком, необходимым для перевода. Также к процедуре могут привлекаться свидетели – например, физлицо, которое, по мнению налоговиков, предположительно находится в курсе тех или иных обстоятельств, представляющих важность для процедуры налогового контроля.
Как плановый, так и внеплановый налоговый контроль может коснуться любого бизнеса, неважно, в каком направлении он ведётся. При этом с каждым годом налоговая, по моему опыту, всё активнее работает на результат. А он, как правило, один: штрафы, пени, доначисления, а в ряде случаев – угроза банкротства организации или даже вероятность уголовного преследования.
Как же такое происходит? Дело в том, что даже если предприниматель уверен, что аккуратно ведёт дела, автоматизированные системы налоговой могут обнаружить в цепочке контрагентов, к примеру, недобросовестную компанию или фирму-«однодневку». Предприниматель мог не знать и даже не сотрудничать с ней. Однако при этом именно его компания оказалась «крайней», и в отношении неё начнётся выездная проверка.
При работе с контрагентами налогоплательщики должны проявлять должную осмотрительность, такая обязанность закреплена в Налоговом кодексе. Работая с неблагонадёжным контрагентом, компания рискует получить доначисления, а сам факт неблагонадёжности партнёра – повод к назначению налоговой проверки.
К примеру, компания «Колокольчик» заключила договор с ООО «Ромашка», которое вовремя поставляет необходимые товары. Но в учёте у себя операции не отражает, либо не платит налоги, либо представляет в налоговый орган счета-фактуры, отличающиеся от тех, что имеются у его покупателя, или предоставляет неполные сведения в ответ на требования. Налоговая инспекция, видя такое поведение, может заподозрить компанию «Колокольчик» в получении необоснованной налоговой выгоды в соответствии со ст. 54.1 Налогового кодекса РФ. Налоговая вправе привлечь её к ответственности, как работающую с недобросовестным контрагентом. При условии, что докажет: компания действовала без должной осмотрительности и осторожности, и ей должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Кроме того, проверив цепочку контрагентов, налоговый орган может занести компанию в Федеральный реестр выгодоприобретателей (ФРВП), что может крайне негативно повлиять на бизнес в будущем. Чтобы не допустить этих и многих других неблагоприятных процессов, необходима профилактика – в частности, комплексный аудит контрагентов до, а не после получения запросов и требований из ФНС.
Если налоговая проверка уже началась, то имеет смысл проявить максимальную активность: собирайте доказательства в вашу пользу и следите за тем, какие доказательства пытается получить налоговая. Это поможет сократить количество и размер возможных доначислений или даже добиться отмены решения о привлечении компании к ответственности.
Сведения могут собирать как в рамках налоговых проверок, так и вне их. Чаще всего налогоплательщик и/или его контрагент получают требование от налогового органа о предоставлении документов (информации) или о предоставлении пояснений. В требовании указано, за какой период какие сведения интересуют налоговую. С контрагентами можно заранее договориться, что в случае получения требований от налогового органа они обязуются сообщать налогоплательщику об этом и присылать скан-копию требования. Из него можно определить, какая сделка заинтересовала налоговую.
Поскольку стороны свободны в заключении договора, то такое условие можно закрепить именно в договоре. И при необходимости предусмотреть ответственность за нарушение этой договорённости.
Весь процесс сбора доказательств невозможно проконтролировать, так как часть требований компании получают «по цепочке». Это означает, что требование может получить и организация, которая напрямую не работает с конкретным контрагентом.
Если же сбор доказательств осуществляется непосредственно в рамках проверки, то тут всё проще. За налогоплательщиками Налоговым кодексом РФ закреплено право изучения материалов проверки путём их визуального осмотра, изготовления выписок и снятия копий, в том числе, путём их фотографирования. Для ознакомления с материалами проверки нужно будет подавать в налоговую заявление.
Если штатный юрист обладает знаниями и опытом в области налогового законодательства, то он может контролировать проверку на всех этапах: знакомиться с материалами, собирать все необходимые доказательства, подавать пояснения, возражения, отмечать и фиксировать все нарушения налогового органа в письменном виде.
Можно привлечь компанию, предлагающую услугу по сопровождению налоговых проверок. Её специалисты обязуются подготовить компанию к проверке и сопровождать во время её прохождения. Кроме того, они могут подключиться к любому этапу начавшейся проверки. Вот некоторые из их услуг:
-
Анализ и проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, первичной бухгалтерской и иной документации.
-
Подготовка стратегии взаимодействия компании с представителем проверяющего органа (просчёт предполагаемых точек, на которые будет «давить» инспектор, разъяснение важности предоставления только необходимого объёма документов, формирование проектов ответа налогоплательщика и т. д.).
-
Контроль за тем, как представители налогового органа соблюдают законодательство, для своевременного выявления возможных действий, нарушающих права клиента.
-
Подготовка свидетелей для получения чётких недвусмысленных доказательств в пользу клиента в случае их вызова на допрос.
-
Подготовка возражений на материалы налоговых проверок, участие в рассмотрении результатов и оспаривание решений в досудебном и судебном порядке, защита интересов клиента при налоговых спорах в арбитражных судах.
Чтобы минимизировать риск проведения проверки, сотрудники компании должны прикладывать к этому усилия. Так, к примеру, генеральный директор должен подписывать договоры только с благонадёжными партнёрами, направлять своевременные ответы в налоговый орган. Сотрудники бухгалтерии должны внимательно проверять всю первичную документацию на предмет её соответствия требованиям законодательства, отражать реальную финансово-хозяйственную деятельность в отчётности. Делопроизводителям необходимо хранить все документы, чтобы при необходимости оперативно предоставить ответ в налоговый орган. Руководству стоит разработать локальный акт, который бы закрепил регламент проверки контрагентов, обязательный к исполнению всеми сотрудниками.
Предпринимателю следует понимать, что различные отсрочки, налоговые льготы и вычеты не только облегчают ведение бизнеса, но и побуждают работников ФНС чаще проверять правильность их платежей в бюджет. Можно значительно снизить риски, зная, какие факторы способны спровоцировать организацию налоговой проверки. Так, например, стоит серьёзно задуматься, если:
-
средняя месячная зарплата и налоговая нагрузка на предприятии ниже среднеотраслевых значений;
-
ИП или компания часто меняют местонахождение, из-за чего становятся на учёт в разных территориальных налоговых органах;
-
свою финансово-хозяйственную деятельность юрлицо выстраивает на базе договоров с контрагентами-перекупщиками либо посредниками;
-
сумма налоговых вычетов и расходы компании превышают темпы роста доходов.
Чтобы минимизировать последствия налоговых проверок, следует также придерживаться следующих рекомендаций:
-
Применяйте законные схемы оптимизации налогообложения.
-
Постоянно следите за уровнем налоговой нагрузки.
-
Ведите требуемый документооборот непрерывно, а не только во время налогового контроля.
-
Проявляйте осмотрительность при работе с контрагентами.
-
Давайте в ответ на запросы налоговой простые, внятные, своевременные и аргументированные объяснения, не скрываясь от её сотрудников.
-
Заблаговременно обращайтесь за помощью к аудиторам или консультантам.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».