К открытию собственной школы-студии Юлия Соболева, дизайнер из Красноярска, пришла спонтанно: в 2017 году познакомилась с человеком, который планировал запускать такой проект и искал преподавателей. В итоге девушка стала не только преподавателем, но и партнёром, а через два года и единственным владельцем Profi Art. Сегодня студия результативно работает в нескольких направлениях, а в 2023-м году запустила франшизу. О том, как можно обойти конкурентов, если идёшь своей дорогой, и не боятся спонтанных решений, Юлия Соболева рассказала порталу Biz360.ru.
Юлия Соболева – 30 лет, предприниматель из Красноярска, дизайнер, преподаватель, соосновательница школы-студии дизайна и флористики Profi Art. Школа обучает детей и взрослых интерьерному и графическому дизайну, рисованию, флористике. Юлия окончила Красноярский художественный институт по специальности «Дизайн среды». До открытия своего проекта работала декоратором, флористом, дизайнером интерьеров, преподавателем скетчинга, леттеринга, каллиграфии и дизайна в других школах.
Полученное образование дало мне возможность попробовать себя в разных ипостасях: несколько месяцев была декоратором на ивентах, очень недолго – дизайнером интерьеров. Самый большой опыт работы в найме у меня был преподавателем в других школах. Именно благодаря этому взгляду изнутри у меня сформировалось своё представление о том, какой должна быть хорошая школа, чего обычно не хватает ученикам и учителям.
Хотя частым предпринимателем я стала по другому поводу: в 2016 году загорелась идеей создания света. Вместе с партнёром мы решили создать маленькую мастерскую светильников, и, помимо неё открыли небольшой отдел продажи нашей продукции. В нём продавали свои и ещё интересные по дизайну модели , найденные других городах. Поэтому мне пришлось открывать своё ИП.
Со светильниками дело не заладилось. Сейчас понимаю, почему: в нашем отделе в ТЦ была низкая проходимость, да и рекламой мало занимались. Но, всё было не зря, как показали дальнейшие события.
Через год я познакомилась с молодым человеком, который планировал открыть арт-школу и подыскивал преподавателей. По этому поводу он написал мне в соцсетях, мы встретились, сразу нашли общий язык. И как-то быстро вопрос встал обо мне, как партнёре в бизнесе.
У нас у обоих было, что вложить в проект. Я со своей стороны могла предложить опыт преподавания и общения с людьми из этой сферы. А он был маркетологом, умел создавать сайты и делать рекламу.
И вот мы, недолго думая, находим помещение, завозим мебель, которая у меня осталась после закрытия шоурума светильников. Партнёр занимается сайтом и продвижением, я пишу и корректирую программы для курсов, собираю контент.
Всё произошло совершенно спонтанно. И сейчас я понимаю, что это был лучший старт: когда ты не думаешь о страхе, промахах, неудачах – а соглашаешься и сразу начинаешь делать.
Где-то, через неделю после запуска у нас уже пошли первые заявки. В первый месяц вышли в ноль – закрыли аренду (около 45 000-50 000 рублей), а также покупку расходных материалов (около 6 000 рублей) и рекламные расходы (ещё 5000).
Потом потребовались новые вложения: мы делали ремонт. Спасибо моим родителям, которые финансово поддержали наш проект. Через пару лет потребовались более серьёзные вложения – регистрация товарного знака аккредитация курсов, услуги маркетологов.
Полностью проект вышел на окупаемость в 2019 году. Этот год был переломным – с этого времени я всем рулю одна. Мой партнёр решил перебраться в Москву и перестал заниматься рекламой школы. Тогда я нашла другого специалиста, заключила с ним договор, сообщила об этом партнёру и мы решили расторгнуть наше сотрудничество. Сайт я оплатила, а оборудование и все оснащение студии и так принадлежало мне.
На первых этапах мы пробовали разные способы продвижения: реклама в «Яндекс Директ», реклама в Google. Сейчас, к сожалению, остался только «Яндекс». Ещё были рассылки, продвижение через запрещённую в 2022 году социальную сеть, работа с блогерами. Школа приглашала красноярских блогеров на занятия автоскетчингом, на которых они рисовали самих себя по фотографии.
Самым затратным и неэффективным в нашем случае оказался, как ни странно, вариант с заблокированной социальной сетью. В неё было много вложено сил и средств, но именно как инструмент привлечения клиентов, она у нас не срабатывала. Наверное, для услуг обучения, это не тот канал. Поэтому перестали его вести.
В общем, пробовали разное, и сейчас могу сказать, что самым эффективным оказалось продвижение через собственный сайт, привлекательный визуально и информативный. Хорошо работает также сарафанное радио и отзывы, которые оставляют наши клиенты.
У нас нет ограничений по возрасту, и это тоже важный момент. В школе учатся дети от пяти лет, а самой взрослой ученице было семьдесят два года. Причём и мужчины приходят. Сейчас в школе занимается около 40 учеников. Здорово, что люди поняли, что научиться новому можно в любом возрасте. Перестали бояться и стесняться. Учится сегодня модно – и это круто.
Конечно, обучение – сезонный бизнес. Наш активный сезон начинается с конца августа и длится до мая. Естественно, из этого периода выпадает январь. А конец мая, и всё лето обычно тишина: каникулы, отпуска.
Но вот лето-2023 меня удивило: было очень много клиентов и расписание оказалось забито. Пока рано говорить – это случайность, или новая тенденция. Прогнозы могу сделать только в следующем году.
Конкуренция в нашей сфере, безусловно, есть: ряд школ в Красноярске и других городах занимаются тем же, что и мы. Но я с самого начала веду такую политику, чтобы фокус внимания держать на запросах клиентов, а не на действиях конкурентов. Я не мониторю, что там у других происходит. Мы без этого обходимся: «А! Вот, эта школа сделала вот так. Круто! И нам такое надо попробовать».
При этом я регулярно ввожу какие-то новинки и фишки, но, повторюсь, исходя из запросов клиентов. Я сразу выбрала путь, по которому идём только мы. По крайней мере, в Красноярске. У нас несколько фишек.
Во-первых, персональное обучение: с каждым учеником мы занимаемся индивидуально, групп у нас нет. Во-вторых, мы не форсируем продажи, не стремимся «втюхать» клиенту как можно больше продуктов. Просто даём всю нужную информацию, пусть человек сам определяется, что ему нужно и в каком объёме. Поэтому, честно говоря, конкуренции никакой не чувствую. Просто я делаю, что мне нравится – и делаю это искренне, и без обмана.
Ещё одна принципиальная позиция школы – это небольшой штат преподавателей-универсалов, которые работают только у нас. В команде три специалиста по рисованию, они могут вести как современные рисование, так и академическое. Два преподавателя по флористике. Я сама веду курс по дизайну интерьера. Есть ещё команда, которая занимается рекламой и продвижением.
Если говорить о трудностях, то разумеется, была долгая пауза в ковидные времена. Мы прошли этот период сравнительно безболезненно благодаря тому, что с нас не брали арендную плату в локдаун. И у меня была финансовая подушка безопасности – это позволило свести концы с концами, хотя бы в ноль выйти.
Сейчас, после введения санкций, ощутимо подорожали материалы, в первую очередь, бумага. А мы на материалах не экономим. Но, к счастью, пока есть хороший запас: индивидуальное обучение подразумевает небольшой расход материалов. Поэтому это не самая большая статья расходов – около 8 000 рублей.
В целом ежемесячные расходы на проект такие: аренда 31 000, рекламные затраты 12-13 000, интернет и телефония 3 000, зарплата двух основных преподавателей 82 000 рублей. С подорожанием материалов мы немного подняли цену за курс, клиенты отнеслись к этому с пониманием. Минимальная стоимость курса у нас 6000, максимальная 51 000 рублей.
Если анализировать свой опыт со школой, то, думаю, что больших стратегических просчётов у меня не было. На первых этапах я совершала тактические ошибки, выстраивая отношения с преподавателями. Не всегда правильно выстраивала суборднацию и дистанцию, но со временем научилась это делать.
К числу своих удачных решений отношу то, что в 2019 году я уже видела перспективы этого проекта и зарегистрировала товарный знак и логотип. Потом мы прошли процедуру аккредитации курсов, и теперь можем выдавать ученикам документ государственного образца. Все эти временные и денежные затраты себя оправдали.
Также хорошей идеей было введение лояльной системы оплаты для учеников, предоставление рассрочки и кредита.
Ещё в 2019 у меня появились планы по масштабированию бизнеса и продаже франшизы. Сначала я хотела всё это как то провернуть сама, но быстро поняла: самостоятельно правильно упаковать франшизу нереально. Проще доверить это профессионалам – есть специальные фирмы, которые этим занимаются.
Но потом происходили разные события в мире и моей жизни, и я этот вопрос отложила, чтобы к нему попозже вернуться. Затем родился ребёнок и, наконец, когда малыш немного подрос, созрело решение: «Всё, пора». Я обратилась к московским специалистам по упаковке франшиз, взяла максимальный пакет «под ключ». О чём, кстати, не жалею – их услуги и тогда, когда я покупала, стоили недешево, а сейчас стали ещё дороже.
Когда мне это всё упаковали, возникла новая пауза – мне стало страшно выходить на рынок. Я всё ждала момента, чтобы начать. То мне оказалось – надо начинать. Потом – надо подождать. Наконец, в 2023-м я решила шагнуть вперёд. Сейчас страх перед новым этапом я преодолела и увереннее смотрю в будущее. Вижу, интерес к Profi Art есть и надеюсь, что мой опыт оценят – и у нас появятся филиалы в других городах.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».