Большое количество интересных бизнесов в России возникло потому, что родители не могли самостоятельно решить какие-то проблемы, связанные с их детьми, а рынок детских товаров и услуг такого решения не предлагал. Один из таких проектов – «Я с мамой на концерт». Юлия Моллаева не могла найти музыкальных мероприятий, на которых было бы интересно и ей, и её двухлетнему сыну. И тогда она стала организовывать их сама. О том, почему нельзя играть для детей без искры в глазах и сколько готовы платить родители за удовольствие потанцевать и «оторваться», порталу Biz360.ru рассказала Юлия Моллаева.
Юлия Моллаева, 39 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель проекта
«Я с мамой на концерт», который развивает в партнёрстве с Батыром Ниязовым. Родилась в Ашхабаде, окончила Туркменский государственный университет. До запуска собственного проекта занималась дизайном и оформлением интерьеров, работала торговым представителем итальянских компаний-производителей. Замужем, воспитывает сына.
Проект «Я с мамой на концерт» родился от скуки. Мама двухгодовалого Эмина Юлия Моллаева - человек творческий и общительный - хотела «движухи». Вместе с сыном она ходила на раннее плавание, в «развивайки», клуб Монтессори. Но ей всегда хотелось чего-то, что было бы интересно им обоим, а не только ребёнку.
Юля любила музыку, поэтому сходила с сыном на пару концертов для мам с детьми. «Я была разочарована: мало того, что музыканты играют левой пяткой и без искры в глазах, так ещё и скучную классику, под которую с маленьким ребёнком и не расслабишься, и не поколбасишься».
Возникла мысль – «а ведь я могу сделать лучше». Проскочило и практичное соображение: «Да ведь это лёгкие деньги – что, я не найду 30 семей и несколько хороших музыкантов? Хоть на мороженое заработаю».
Запускать проект одна Юля не решилась - попросила помощи у близкого друга, бывшего ведущего танцора балета им. Эйфмана Батыра Ниязова, у которого тоже рос двухгодовалый сын Тамерлан.
Название проекта придумывать не пришлось - оно уже было в голове: «Я с мамой на концерт». Идея была в том, чтобы проводить такие концерты, на которые могли бы прийти родители даже с маленькими детьми. И чтобы и те, и другие могли отдохнуть и потанцевать. В общем, неформальные концерты с весёлой узнаваемой музыкой различных стилей – от фолка до джаза, с неравнодушными музыкантами, в уютной и интересной обстановке, где детям разрешено почти всё.
«К этому проекту я не отношусь как к работе - это некое хобби, это даже не то чтобы самовыражение, а просто хочется делать что-то для себя, для ребёнка. Как любой детский проект - всё начиналось с того, что «это нужно моему ребенку»
Однако постепенно дело пошло, на концерты потянулись зрители. Сначала это были знакомые, потом знакомые знакомых, а потом заработало «сарафанное радио».
«У меня и Батыра достаточно знакомых музыкантов – мы оба из творческой среды. Я – из театральной семьи, мой брат работает в симфоническом оркестре Спивакова, его друг – в Мариинском. Батыр – из балета Эйфмана. Наш друг – директор «Зазеркалья». Мы все либо родственники, либо друзья – выходцы из Ашхабада. Сначала через своих искали, потом эти знакомые рекомендовали другим – так цепочка и пошла».
«Я люблю джаз, латино, классическую музыку. И когда родился Эмин, я хотела показать ему то, что я люблю. Но в нашей стране с ребёнком на нормальный концерт не сходишь, особенно если мы говорим про госучреждения. В филармонию пускают только лет с 6-7, да и то там сидишь в партере, не подвинуться, не почесаться, а если ребенок ещё и в туалет захочет, то вообще тушите свет.
Когда я всё только задумывала, то была уверена, что могу найти других музыкантов, попросить их играть по-другому - и это будет не только классика. Мне хотелось, чтобы музыка была не столько узнаваемая, сколько легко воспринимаемая. А поскольку я фанат латино и джаза – мне хотелось таких концертов.
У моих конкурентов (а сейчас в Питере пять-шесть подобных проектов) этого крайне мало, в основном они дают классику. Считается, что это направлено на так называемое «раннее развитие» - Чайковский, Моцарт, Вивальди, и у всех одно и то же. И даже я среди своих клиентов делала опрос: «Какую музыку вы хотите услышать?» И большинство писали – классику! При этом это были самые провальные концерты».
Сейчас на концертах Юлии можно послушать совершенно разные музыкальные коллективы, играющие классику, джаз, боссанову, рок, фолк, каверы, хиты из кино и мультиков, этно, латино, кубинскую и бразильскую музыку, танго, джаз 40-х, современную эстраду и т.д.
«Расколбас, мы даем детям и родителям расколбас, - смеётся Юлия. – Хлеба и зрелищ – это ещё в древнем Риме было придумано. Когда дети вырастут, они сами выберут себе музыку, пойдут и послушают. А сейчас хочется просто побеситься вместе с ребёнком. Все же зашоренные такие, бедных мам дергают постоянно: почему у тебя ребенок плачет, почему не разговаривает, почему сам не ест, почему истерит? Это ты правильно делаешь, а это – нет. Это сильно бьет по психике.
И вот ты на взводе, вся кипишь, но делаешь вид, что всё в порядке и тебе предлагают послушать классику. Классику надо слушать одному, чтобы никто не трогал, не мешал, тет-а-тет с музыкой. А чтобы отпустило, чтобы эндорфин в мозг пошел – нужно что-то такое зажигательное. Зажигательное – это когда ты начинаешь танцевать. Тогда ты расслабляешься. Это рок-н-ролл, спортивно-танцевальный джаз, ритмичная этно-музыка. Мы поняли, что это – наша ниша».
Детям на концертах дают перкуссию, маракасы, ленточки, шуршалки; родителям – пуфики, коврики и возможность расслабиться. Шуршалки и музыкальные инструменты детки частенько случайно уносят домой. Поэтому почти на каждый концерт реквизит приходится обновлять.
Одна из основных статей расходов проекта – гонорары музыкантам. Есть понятие психологического минимума гонорара: от 1500 рублей за концерт на одного человека. Далее все зависит от запросов самих музыкантов и умения Юлии Моллаевой договариваться. При этом в некоторых коллективах играют до 10-15 музыкантов, и каждому нужно заплатить.
Также приходится оплачивать услуги звукорежиссёра, профессионального фотографа и видеооператора - когда в этом есть необходимость.
Для музыкантов сотрудничество с проектом «Я с мамой на концерт» – это совершенно новый формат «работы». Играть концерт для взрослых и для детей – далеко не одно и то же. «Детям нельзя соврать. – говорит Юлия. - Они чувствуют, что вы играете без души. Ты можешь сфальшивить ноты, но ты не можешь сфальшивить интонационно. Если музыканты будут играть правильно, ритмично, академично, но при этом скучно - это будет провал, дети будут заниматься своими делами. Музыкантам нравится играть детям, потому что сразу видна реакция, обратная связь».
«У нас есть один музыкант - он настолько выкладывается, что после концерта минут 15-20 сидит весь мокрый и приходит в себя. И он мне говорит – Юля, играть для детей - это огонь, это непередаваемые ощущения»
На концертах бывают от 10 до 150 человек – в зависимости от размеров площадки. Вход стоит от 300 рублей. Есть возможность купить абонемент на несколько концертов сразу, с правом пропуска одного концерта (например, если вдруг кто-то из семьи заболел).
Площадки – это тоже существенная строка расходов: аренда начинается от 2000 рублей в час, как правило, зал арендуется на два часа. Один час идёт концерт, и ещё час уходит на установку и демонтаж аппаратуры, оформление зала, фотографирование с музыкантами после концерта, общение.
Юлия каждый раз подыскивает новые интересные пространства. Окончательная сумма аренды зависит от пафосности заведения и умения Юлии вести переговоры.
Для одних владельцев площадки важно, чтобы о них узнали, и проект «Я с мамой на концерт» – реклама, которая лишней не бывает. А , значит, в этом случае расходы будут ниже. Другим реклама не нужна, но им важно, чтобы гости попробовали кухню.
Концерты устраивались в особняке военного министра графа Милютина, в концертном зале Лендока, в Оранжерее, в различных антикафе, детских центрах, в уютных барах. «Однажды мы провели мероприятие в ресторане с сыроедческой кухней – и большинство гостей остались после концерта поесть и хвалили блюда! - вспоминает Юля. – Люди ходят одними маршрутами, в одни и те же места. А я даю им что-то новое».
Всего за два года в проекте «Я с мамой на концерт» участвовали около 50 музыкальных коллективов и отдельных музыкантов. Самые любимые - Radio Kamerger, «Отава Ё», «Добраночь», Olimpic Brass, Rincon Tropical, 4 soul, «Квинтет четырех», «Дудук Бэнд».
«Наши клиенты – это в основном мамы детей в возрасте от нескольких месяцев до 4-5 лет. Отцы с детьми приходят редко. Обычно это «по принуждению». Но у нас есть семей десять, которые ходят в полном составе. Это такие семьи, где папы с рождения участвуют в развитии и воспитании ребёнка. Они, как правило, любят джаз, и мы к ним очень внимательны и ценим. И их становится больше».
Юлия выделяет две основных группы своих клиентов. Первая - 20-30-летние мамы, «молодые и дерзкие девчонки». «Раннее развитие, слингоношение, раскрепощённость – они более спокойные, могут позволить себе расслабиться». Вторая - мамы, которые рожают второго ребенка с большим интервалом. «Сейчас многие рожают вторых детей после 40. Эти женщины более зажатые, они себя считают такими «доннами» и ведут себя соответственно. С повышенными запросами. Но я всех люблю и всем рада!».
…Однажды на концерт, на котором играли гусляры, пришли около десяти мам с грудными детьми. «Детям было от 1 до 6 месяцев. Под конец концерта половина мам с детьми спали! Трое спали на полу, двое на диванчиках. Кстати, малышня у нас вообще часто спит, - смеется Юлия. – У нас на концерте можно и грудью кормить, и спать - чего тут стесняться, мы же понимаем, как тяжело быть мамой грудничка. Спокойна мама – спокоен малыш. А в другой день у той же гуслярши Насти дети под русские-народные мотивы так отплясывали».
Юлия называет свою работу хобби, отдушиной. Однако и «на печеньки» хватает. «При обороте в 600 тысяч рублей в прошлом году Юля и Батыр заработали около 200 000. В этом году прибыль планируется увеличить вдвое», - делится планами Юлия Моллаева.
Сейчас проекту уже два года. В октябре прошел 100-й концерт проекта. В этом сезоне планируется провести в два раза больше мероприятий, чем в прошлом. «Нам поступает очень много предложений - от мам, от площадок. Где-то мы просто физически не успеваем доехать, а где-то мешают бюрократические моменты – например, в детдомах. Но всё решаемо».
Появилось и ещё одно направление - по просьбе музыкантов, с которыми сотрудничает Юлия Моллаева, открыто event-агентство Fresh, которое организует и концерты для взрослых. Уже состоялось десять концертов, перспективы у этого направления хорошие
В ноябре этого года Юлия и Батыр запустили филиал в Барнауле, 10 декабря – запустили филиал в Москве. «В Москве ожидается хороший расколбас. Там я всё организовываю сама. Для Москвы мы будем находить необычные площадки и под них проводить тематические концерты с так называемыми селебритис – один-два раза в месяц. Хотя уже сейчас мне пишут из детских центров Москвы с просьбой провести у них концерты».
Ещё одна идея в проекте – музыкальные экскурсии для детей в оркестровую яму, в театральное закулисье, в мастерские, где изготавливают реквизит. «Это прям из моего детства. Я уже делала что-то подобное. Водила детей с родителями в гончарнуую мастерскую, где они лепили свистульки из глины. Потом мастера их обжигали, остужали, а через 10 дней на концерте семейной группы «Белорыбица», музыканты которой играют на необычных инструментах, детям приносили их свистульки - и они в прямом смысле участвовали в концерте».
В статье использованы фотографии Алексея Авдеенко.
Чем развлечь малышей на борту и как на этом заработать.
Спокойной ночи, малыши: как заработать на детском сне.
Как заработать на магнитной азбуке.