Свою карьеру в шоу-бизнесе московский диджей Дмитрий Дягилев начал ещё в детском летнем лагере – проводил вечерние дискотеки. После окончания вуза, не став работать по полученной специальности, он сделал карьеру в музыкальной индустрии как диджей, а после открыл свой бизнес – фирму по прокату музыкальной аппаратуры. Дмитрий оснащал сцены для звёзд российской эстрады и мероприятий многих крупных брендов. О том, как устроена компания по прокату аппаратуры и звуковому оснащению мероприятий, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Дягилев.
Дмитрий Дягилев, 30 лет, предприниматель из Москвы, основатель проекта
Rent music service. Окончил Московский госуниверситет геодезии и картографии, специальность «государственное и муниципальное управление территориями». Несколько лет работал диджеем. В 2009 году запустил проект «Дима Дягилев и компания» (сегодня - Rent music service). Вместе с партнёрами также развивал «Школу универсальных диджеев».
Фактически дело само нашло Дмитрия Дягилева ещё в школе, в 2002 году. Он поехал в летний детский лагерь, и оказалось, что там нет человека, который бы отвечал за музыку и музыкальную аппаратуру. Дмитрий заинтересовался и вызвался стать таким человеком.
«Меня никто ничему не учил, просто сказали – вот тебе техника, разбирайся, - вспоминает предприниматель. - Тогда у меня было 24 диска и 48 аудиокассет. И я отработал смену. А потом стал ездить в лагеря постоянно. Об этом времени у меня остались одни из лучших воспоминаний в жизни. Было классно. Плюс, конечно, когда ты один диджей на весь лагерь, все девчонки тебя любят!».
Дальше Дмитрий продолжил работать в школе на дискотеках. Через пару лет познакомился с двумя парнями, которые недавно окончили институт, купили музыкальную аппаратуру и работали с ней на разных мероприятиях – обеспечивали звуковое сопровождение. Дмитрий снова проявил инициативу: решил, что с ними надо подружиться – и подружился.
«Я был молодой и на всё готовый в плане работы, так что они стали привлекать меня как звукорежиссёра, техника и ди-джея на разные мероприятия – свадьбы, корпоративы, выставки, презентации, - говорит Дмитрий. - И тогда из хобби это переросло в работу, которая приносила доход – тысячу-две за мероприятие, на тот момент вполне приличные деньги для меня. В нашу задачу входило привезти аппарат, смонтировать, отработать мероприятие, разобрать всё и увезти».
Однако отец Дмитрия, будучи на своей работе крупным начальником, не считал, что его сын занят чем-то стоящим. И потому настоял, чтобы тот поступил на нормальную «солидную» специальность. Дмитрий, впрочем, не возражал, а сегодня даже благодарен за это. Учёбу в университете геодезии и картографии удачно получалось совмещать с работой на мероприятиях, которую он и не думал бросать.
Танцы старшеклассников, а затем студенческий КВН очень помогли молодому человеку в дальнейшем, научив импровизации.
«Благодаря этому я могу работать с любым ведущим без сценария и предварительных договоренностей, - считает предприниматель. - Потому что в лагерях мы делали так же. При том, что тогда никаких ноутбуков не было, мы работали с дисками и кассетами. Когда не успевали подготовиться к какому-то концерту, приходилось действовать на ходу. И зрители говорили – ух как классно, вы, ребята, наверное, неделю готовились! У меня была папка с дисками, которую я листал со скоростью звука, потому что знал наизусть, где какая композиция. Это теперь я даже не представляю, сколько у меня вообще есть музыки на компьютере».
Постепенно Дмитрий обрастал собственными связями. Люди стали обращаться за аудио-оснащением непосредственно к нему. И спустя время процент прямых заявок от клиентов превысил процент тех, которые поступали через парней, с которыми он начинал работать.
Тогда Дягилев решил, что пора купить свою аппаратуру и начать работать самостоятельно.
Дмитрий скооперировался с двумя друзьями и взял в долг у подруги около 200 тысяч рублей. На эти деньги купили четыре колонки, два диджейских комплекта, микрофоны и осветительные приборы. Этого оборудования хватало, например, чтобы работать на двух свадьбах одновременно. Долг потом отдали, по словам Дмитрия - даже с процентами. «Кредиты я никогда не брал», - комментирует предприниматель.
Первое время команда Дмитрия работала только с физическими лицами и в основном за наличные. Заказы в основном поступали на свадьбы и небольшие корпоративы, сам предприниматель продолжал работать на мероприятиях и диджеем. Вскоре объём работы вырос так, что на проектах часто стали требоваться дополнительные руки. Тогда Дмитрий решил начать создавать кадры сам.
«В 2009 году мы организовали «Школу универсальных диджеев», - рассказывает он. - По сути, это был некоммерческий проект, мы брали за обучение 1,5 тысячи рублей в месяц, которые уходили на оплату преподавателя и аренду – нашей задачей было воспитать толковую команду. Мы тогда познакомились с очень классным человеком - Геннадием Тереховым. Ему на тот момент было под 50, и у него было два музыкальных образования, высшее образование радиоинженера и огромный опыт студийной, радийной и концертной работы. Мы предложили ему преподавать, он согласился и стал отличным учителем».
Школа успела выпустить много диджеев, которые стали довольно известными, но спустя пару лет времени на неё стало не хватать. И Дмитрий окончательно углубился в прокатное направление своей компании Rent music service (RMS).
«Я мог бы продолжать быть только диджеем, мне нравится эта погружённость в музыку. Но я хочу развивать прокатную историю, - говорит предприниматель. – Хочу вкладывать в оборудование и развитие. Потому что даже крутые диджеи не заработают 100-300 тысяч за мероприятие, которые я однажды смогу зарабатывать только в качестве прибыли, а не выручки».
Сегодня Дмитрий считает крупным мероприятие с бюджетом от 200 тысяч рублей на звуковое сопровождение (это, например, свадьба на 100-150 человек). Это то, что Rent music service может сделать своими силами (с привлечением партнёров фирма может «собрать» любую площадку). В целом компании сейчас интересны любые проекты с бюджетом от 80 тысяч рублей. «А как диджей я работал и на проектах, где на техническое обеспечение тратили 5-6 млн. рублей», - добавляет Дмитрий.
С 2009 года его команда активно работает с ивент-агентствами, которые привлекают клиентов-юрлиц. Среди таких на счету у RMS – МТС, «Билайн», «Ростелеком», Ford, Volkswagen, Coca-Cola, «Сибирская алкогольная компания», «Сбербанк», «Альфа-банк», Cartier и другие. Помимо них компания Дмитрия работала и на частных праздниках у российских артистов и других известных людей. «Их я, конечно, назвать не могу. Но как-то в 2005 году я работал на золотой свадьбе Мстислава Растроповича и Галины Вишневской – стоял на световой пушке», - говорит владелец RMS.
Помимо этого компания успела поработать со многими музыкальными коллективами - «Мураками», «Иванушки интернешнл», «Ночные снайперы» и т.д. Также она не раз ставила оборудование на городских мероприятиях – от Дней Иерусалима в Москве до рок-фестиваля в Орехово-Зуево. Дмитрий хотел бы в ближайшем будущем выходить на техобеспечение артистов со сложными райдерами (перечнями требований в том числе к аудио-оборудованию).
«Например, с «Иванушками» работали очень многие - у них райдеры простейшие, - говорит Дмитрий. - А вот чтобы выполнить условия Григория Лепса, «Мумий Тролля» или «Ленинграда» нужно немало вложений в парк оборудования».
В цифровую эпоху фирма Rent music service почти никак не представлена в интернете – это Дмитрий сам признаёт большим упущением. В ближайшее время он собирается наконец запустить сайт. Широкого онлайн-продвижения предприниматель не планирует, но наличие представительства в интернете считает необходимым. Пока же компания продолжает работать через ивент-агентства и благодаря сарафанному радио – самостоятельно найти её впервые непросто.
Продажников в штате фирмы также нет. Пока единственный человек на постоянной зарплате – это завскладом. Нынешний склад RMS площадью 70 кв. метров с потолками 7 метров в высоту. «Это поначалу мы всё хранили в комнатке в детском досуговом центре в жилом доме, - говорит владелец фирмы. - Потом я переехал жить в другой район и поступил так же – нашел новый досуговый клуб. А теперь вот настоящий склад, на втором этаже есть офис, душевая и комната отдыха для персонала».
В целом комплект оборудования, которое сегодня может предоставить Rent music service, стоит 4 млн. рублей (в закупочных ценах). Каждый год его дополняют новыми элементами: обычно после летнего сезона что-то докупается к зиме, а после зимнего праздничного пика – к лету.
«С изменением курса доллара аппаратура, конечно, подорожала в разы, - констатирует Дмитрий. – Но парк всё равно пополняем. Вот этим летом на свадьбах заработали денег и купили хорошие радиосистемы - радиомикрофоны и системы ушного мониторинга. На одни микрофоны ушло около 800 тысяч рублей».
Оборудование на складе всегда надо содержать в рабочем состоянии, разбирать его после работы, к тому же кто-то должен периодически выдавать элементы оборудования в субаренду. Потому без заведующего складом никак. Все остальные сотрудники (техники, звукорежиссёры) работают с Дмитрием на проектной основе – и так, по его словам, практикуется в любой подобной компании. Но в ближайшем будущем предприниматель думает нанять ещё пару менеджеров, чтобы вместе управлять общими процессами.
«Мне, конечно, давно пора завязать с личным присутствием на площадке и уйти в администрирование, - признаёт Дмитрий. - Хотя мне очень нравится собирать и разбирать оборудование, подключать, настраивать. Когда это делаешь, у тебя голова не болит, ты давно знаешь, как и что, и просто делаешь. А когда берёшься за организацию – у тебя телефон горячий и голова кругом; мне это, честно говоря, даётся непросто. Но кроме меня этого никто не сделает, так что буду продолжать. Пока я не ушёл даже от ди-джеинга. У меня бывает так, что в пять утра я загружаю с ребятами машину с техникой, мы приезжаем на площадку и я руковожу монтажом, потом мы проводим саудчеки артистов, а потом я встаю за пульт и играю музыку 6 часов, после чего надо ещё демонтировать и вывезти оборудование. И получается 20-22 рабочих часа в сутки».
Такой график работы всегда бывает в декабре – только один этот месяц у фирм по прокату музыкальной аппаратуры по заработку бывает сравним со всем летним периодом. В декабре у RMS каждый день по 2-5 рабочих площадок. Две последние недели месяца команда Дмитрия работает каждый день, и если удается поспасть 2-3 часа за сутки – это считается везением. Летом работы тоже всегда много, и всё же расписание не такое плотное, как под Новый год. Межсезонье есть, но периоды простоя довольно короткие.
В перспективе Дмитрий рассчитывает увеличить парк оборудования в два-три раза . О своём месте на рынке он говорит так: «За первый уровень возьмем стадию «ди-джей с двумя колонками». А за пятый – компанию масштаба «Евро-шоу» или «Лайф саунд», которые делают глобальные вещи вроде фестиваля «Нашествие», концертов в «Олимпийском» и мероприятий на Красной площади. Четвёртый уровень – фирмы регионального масштаба. Третий – когда могут поставить три-четыре площадки на 100-200 человек. Мы где-то на втором-третьем уровне: можем делать масштабные проекты, но немного, и можем делать пять-шесть небольших площадок».
Чтобы перейти с одного уровня на другой, нужен не один миллион рублей и не один год стабильной работы. Поэтому пока об «Олимпийском» Дмитрий Дягилев даже не думает – не хочет лезть в кредиты. Он предпочитает двигаться постепенно, небольшими шагами, как начал это делать в школе, организуя звук на дискотеках. Только теперь ближайшие цели стали взрослыми: окончательно победить сезонность и сделать бренд RMS узнаваемым на рынке.
Музыка на крышах: бизнес для романтиков.
Как заработать на зрелищных световых и огненных шоу.
Как заработать на высоком искусстве в нестандартном формате.