Звенья пищевой цепочки: что нужно знать малому бизнесу о работе с системой «Меркурий»

Прочтёте за 5 мин.

Пошаговая инструкция подключения с предупреждением об основных ошибках

IT-инструменты, которые использует Николай Береговой:

  • 1С:Комплексная автоматизация
  • amoCRM
  • Timetta

Производители и продавцы продуктов растительного или животного происхождения обязаны использовать федеральную государственную информационную систему «Меркурий». Требование распространяется, в том числе, на заведения общепита, где предлагают блюда из рыбы, мяса и молока. О том, как подключиться к «Меркурию» и как избежать типичных ошибок, которые способны усложнить жизнь бизнесу, технический директор компании «НЭП» Николай Береговой рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Николай Береговой – технический директор компании «НЭП». По образованию – специалист по прикладной информатике в экономике. Эксперт по оптимизации производительности и сложным интеграционным решениям. Управлял 20+ проектами внедрения и развития систем на платформе 1С. Компания «НЭП» – официальный партнёр фирмы «1С».

Николай Береговой

Кто должен работать в системе «Меркурий»  

Федеральная государственная система «Меркурий» используется для безопасного оборота продукции животного и растительного происхождения. Её главная задача – возможность для Россельхознадзора контролировать движение продукта от одного участника оборота к другому. С этой системой обязаны работать все участники цепочки: от производителей до предприятий общественного питания, которые будут реализовывать конечную продукцию потребителям (например, кофейни, где готовят кофе на молоке). 

С сервисом обязаны работать: 

  • предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства (производители мяса, молока, продуктов птицеводства и т.д.);

  • предприятия розничной и оптовой торговли (магазины, точки на рынке, дистрибьюторы пищевой продукции);

  • предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые, которые закупают мясо, рыбу, молоко и другие подлежащие контролю товары);

  • транспортные и логистические предприятия (перевозчики, занимающиеся доставкой пищевой продукции, а также импортёры и экспортёры);

  • предприятия, выпускающие комбикорма и добавки для сельхозживотных;

  • предприятия, работающие с подкарантинной продукцией. 

Компании впервые начинают задумываться о работе с ФГИС «Меркурий» зачастую вынужденно – в тот момент, когда сталкиваются с требованием контрагентов или после санкций проверяющих органов. 

Например, рыбный магазин решает закупать продукцию у крупного поставщика, но тот в свою очередь требует оформленные в системе ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) или документы, подтверждающие безопасность и легальность продукции животного происхождения. Без этого сделка невозможна. Тогда компании приходится срочно регистрироваться в системе, иначе бизнес потеряет поставщика или покупателей. Или же рискует получить санкции от Россельхознадзора или Роспотребнадзора – например, штраф за отсутствие ВСД на рыбную продукцию. 

Большинство компаний откладывают подключение к ФГИС «Меркурий» до критического момента. И связано это зачастую с этими распространёнными причинами: 

  • Незнание требований – многие предприниматели не в курсе, что их продукция подпадает под регулирование.

  • Страх бюрократии – кажется, что подключение сложное и требует времени.

  • Надежда на «авось» – пока не оштрафуют или не заблокируют поставки, не действуют.

  • Отсутствие штрафов на старте – некоторые работают без ВСД, пока не попадут под проверку. 

Те, кто планирует рост бизнеса, регистрируются в системе заранее. Тем более, что это на самом деле гораздо проще, чем кажется. 

Как начать работу с «Меркурием»

Регистрация в системе

Для регистрации в ГИС «Меркурий» нужно следующее: 

  • получить квалифицированную ЭЦП;

  • подать заявку в Россельхознадзор через личный кабинет на сайте системы «Меркурий» или через «Госуслуги»;

  • указать реквизиты компании, вид деятельности, точки оборота продукции;

  • дождаться верификации (обычно требуется 1-3 рабочих дня). 

Техническое оснащение

Набор техники и ПО, необходимой для работы в системе «Меркурий»: 

Меркурий 

В базовом варианте работать с системой можно через веб-интерфейс ФГИС «Меркурий» (ручной ввод данных) без приобретения дополнительных программ. Для автоматизации работы и интеграции системы с учётными системами предприятия (например, «1С:Управление торговлей») можно дополнительно приобрести «Меркурий.API» или сторонние решения (например, «Такском Меркурий», «1С:Ветис», «Контур.Меркурий»). Это обеспечивает автоматическую выгрузку ВСД без ручного ввода. 

Работа с системой «Меркурий» выглядит следующим образом: 

  • Устанавливается модуль интеграции (например, «1С:Ветис»).

  • Настраивается обмен данными между 1С и ФГИС «Меркурий» через API.

  • При отгрузке товара ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД) формируются автоматически из учётной системы или вручную через веб-интерфейс.

  • Подписание ЭЦП и отправка контрагенту.

  • Отслеживание статусов (получение, закрытие, отклонение ВСД). 

Процесс подготовки к работе с ФГИС «Меркурий» может занять от 3-5 дней, если предполагается ручной ввод и работа через веб-интерфейс. Если планируется интеграция с учётной системой предприятия, то отведите на подготовку от 5-10 дней. Дополнительно может потребоваться несколько дней на обучение сотрудников, которые будут оформлять ветеринарные сопроводительные документы. 

Чтобы минимизировать стресс при работе с новой информационной системой и избежать неприятных ошибок в документах, разработчики «Меркурия» предусмотрели возможность тестовой работы. Существует два способа: 

  • тестовая (тренировочная) версия на сайте ФГИС «Меркурий»;

  • демо-режим в коммерческих решениях. Некоторые интеграторы (например, «1С:Ветис») предлагают временный тестовый доступ к своим модулям и песочницы для API – если планируется автоматизация. 

Маркировка Бизкуб

Сложности и ошибки при работе с системой «Меркурий»

Несмотря на обилие информации о работе с системой, предприятия малого и среднего бизнеса по-прежнему сталкиваются с рядом сложностей и ошибок при работе с ФГИС «Меркурий». Разберём самые распространённые проблемы и способы их решения. 

1. Незнание законодательства. Многие предприниматели не знают, что их продукция подпадает под регулирование (например, считают, что «Меркурий» касается только мяса, хотя он контролирует также молоко, рыбу, яйца, корма и даже некоторые растительные товары). 

  • Решение. Проверить перечень подконтрольных товаров на сайте Россельхознадзора или уточнить у поставщиков/покупателей, требуют ли они ВСД. 

2. Сложности с оформлением электронной подписи (ЭЦП). Зачастую предприниматели неправильно выбирают ЭЦП (например, неквалифицированную вместо квалифицированной) или ошибаются при работе с Рутокеном (токен не читается, драйверы не установлены).

  • Решение. Заказать квалифицированную ЭП в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ), использовать облачную ЭЦП (если не хочется возиться с токенами) и следовать инструкциям УЦ по настройке. Либо сразу обратиться к специалистам. 

3. Технические сложности при работе. Система иногда может «глючить» (особенно при работе через веб-интерфейс), не открываются ВСД, зависает подписание документов, проблемы с интеграцией 1С (неправильная настройка API). 

  • Решение. Использовать браузеры Chrome/Firefox (Edge и Safari могут работать некорректно), обновить КРИПТО-ПРО и плагины, а для интеграции с 1С использовать готовые решения и проверенных интеграторов. 

4. Ошибки при оформлении ВСД. Такие ошибки могут возникать, если неправильно указан код ТН ВЭД, сроки действия, данные контрагента или есть нарушения в цепочке движения товара (например, забыли закрыть предыдущую ВСД). 

  • Решение. Внимательно проверять реквизиты контрагента в системе перед отправкой, использовать шаблоны для часто используемых ВСД. Если ошибка обнаружена, отозвать/аннулировать документ и создать новый. 

5. Проверки и штрафы. Внезапные проверки Россельхознадзора могут обернуться для предпринимателей штрафами за отсутствие ВСД (до 20 тысяч рублей для ИП, до 100 тысяч рублей для юрлиц).

  • Решение. Вести журнал ВСД, регулярно сверяться с контрагентами или подключить интеграцию с учётной системой на базе 1С. 

6. Отсутствие резервных каналов работы. Нередко случается, что пропал доступ к интернету, а значит, ВСД не подписать. Или сломался Рутокен, и система не видит ЭЦП.

  • Решение. Вести журнал ВСД, регулярно сверяться с контрагентами или подключить интеграцию с учётной системой на базе 1С. 

Большинство ошибок при взаимодействии с ФГИС «Меркурий» возникает из-за спешки и невнимательности. Для их предотвращения рекомендую сверяться с этим чек-листом: 

  • проверяйте данные контрагентов перед отправкой ВСД;

  • следите за сроками действия ЭЦП и ВСД;

  • автоматизируйте процесс работы с системой «Меркурий», если объёмы работы и товарооборота увеличиваются. 

Цена вопроса

В 2025 году затраты малого и среднего бизнеса на работу с ФГИС «Меркурий» зависят от способа подключения и уровня автоматизации компании. Рассмотрим несколько типичных сценариев подключения. 

  • Минимальный (для микробизнеса). Предполагает ручной ввод через веб-интерфейс. ЭЦП + КРИПТО-ПРО + токен = 7000-10 000 рублей в год.

  • Стандартный (для малого бизнеса). Предполагает интеграцию с 1С. ЭЦП + интеграция с 1С (базовый модуль) = 15 000-30 000 рублей в год.

  • Автоматизированный (для среднего бизнеса). Облачная ЭЦП + профессиональный модуль + обучение = 40 000-70 000 рублей в год. 

Есть способы незначительно сэкономить. Например, выбрать более дешёвый удостоверяющий центр для выпуска ЭЦП (в региональных центрах можно найти ЭЦП за 2500 рублей в год) или использовать тестовый режим системы «Меркурий» для обучения пользователей вместо платных курсов. На чём точно не стоит экономить, так это на оплате услуг интегратора, потому что от его работы будет зависеть скорость взаимодействия с системой и полнота передаваемых сведений. 

P.S.

На сайте системы «Меркурий» достаточно информации, чтобы подготовиться к работе с ней и теоретически, и практически. А опытные команды интеграторов помогут избежать ошибок при взаимодействии с этой системой.

Food

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

06 июня 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов