Равнение на Uber: как заработать на мобильном сервисе доставки

Прочтёте за 5 мин.

Кирилл Патей – о том, как и зачем он запустил сервис доставки, который соединяет заказчика и исполнителя через мобильное приложение

IT-инструменты, которые использует Кирилл Патей

  • 1С:Бухгалтерия
  • AppStore
  • AppsFlyer
  • Google Play
  • Facebook
  • Instagram

Часто бывает, что ни один из стандартных вариантов доставки не устраивает отправителя. К примеру, ему кажется, что почтой долго, экспресс-доставкой - дорого, с незнакомым водителем или проводником - ненадёжно. Запущенный в июне 2016 года сервис Getberry предлагает альтернативу в виде передачи отправлений с путешественниками, которые едут в нужном заказчику направлении. Отправитель получает быструю и недорогую доставку, а перевозчик – компенсацию за свои услуги. Кроме того, одна из «фишек» сервиса в том, что с его помощью частные лица могут принимать заказы компаний. О том, как непрофессиональные курьеры могут повлиять на рынок доставки, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта Getberry Кирилл Патей.

Досье

Кирилл Патей, 35 лет, предприниматель, создатель проекта  Getberry – cервиса доставки, работающего по uber-модели. В 2003 году закончил Ростовский государственный экономический университет. С 2013 года начал заниматься IT-проектами. Первые два были неудачными, третий остановлен на рабочем прототипе и заморожен. На момент запуска Getberry – директор торговой компании. В настоящий момент совмещает развитие нового бизнес-проекта с работой в торговой компании, где является учредителем и генеральным директором.

Кирилл Патей

Как возникла идея проекта

Проект начался, как это часто бывает, с решения личной проблемы. В 2014 году Кирилл Патей переехал в Москву из Ростова-на-Дону. У него часто возникала потребность передать домой различные посылки и бандероли. «Почтой России» в этих случаях Кирилл никогда не пользовался. Ему не хотелось терять время в очередях в почтовых отделениях, да и сроки доставки посылок его тоже не устраивали. 

Поэтому Кирилл чаще всего отправлял свои посылки рейсовым междугородным автобусом. Но и этот способ был не очень удобным. К автостанции приходилось добираться через весь город с другого конца Москвы. Потом нужно было ждать автобус, договариваться с водителем и т.д. Тем более после ужесточения правил перевозок водители соглашаются взять посылки далеко не всегда.

«Однажды я приехал к автобусам, и ни один водитель не взял пакет. А там были документы, которые нужно было срочно передать в Ростов-на Дону. Обратился в экспресс-почту, а они за перевоз двух бумажек запросили 6000 рублей. Я передал эти бумаги через сервис попутчиков BlaBlaCar. Хотя это тоже не выход – по правилам сервиса брать отправления от других людей запрещено», - вспоминает Кирилл.

Не удовлетворившись стандартными вариантами передачи отправлений, Кирилл начал искать им альтернативу. Он видел, что рынок пассажирских перевозок движется в сторону оптимизации через IT-решения. Сервисы вроде BlaBlaCar, Gett, Uber, «Яндекс-такси» стали привычными для многих горожан. А сервиса с похожим принципом действия для передачи небольших посылок или пакетов Кирилл не обнаружил. Дело оставалось за малым: придумать и реализовать такую услугу.

От идеи до запуска - полгода

Кирилл Патей начал серьёзно разрабатывать идею нового сервиса с ноября 2015 года. Обычно самая большая сложность на этом этапе – найти деньги на запуск. Но Кирилл привлёк инвестора быстро - в течение месяца. Он обратился к знакомому, представил свою идею, и тот принял решение об участии в проекте. Объём начальных вложений составил около 75 000 долларов.

От идеи до появления мобильного приложения Getberry прошло около 6 месяцев. iOS-платформа была готова уже в апреле 2016 года. На её тестирование ушло полтора месяца. Этот срок потребовался для выявления и исправления недочётов программы: запускать «сырую» версию никому не хотелось. 20 июня создатели проекта Getberry запустили бета-версию своего продукта на платформе iOS. А 20 июля стартовало приложение Android для смартфонов.

Getberry

Скачав мобильное приложение, пользователи могут оставлять заявку на доставку отправлений и предлагать себя в качестве перевозчика. Частные клиенты размещают информацию о себе и контакты. Если пользователь не хочет оставлять телефон или ссылку на профиль в соцсетях, он может указать только адрес электронной почты.

Когда кто-то нуждается в перевозке небольшого груза, он через приложение оставляет заявку. В ней указываются вид и вес отправления, маршрут и сроки выполнения доставки. На сервисе можно разместить фотографии пересылаемых вещей и их описание. Желающий доставить груз связывается с отправителем, и они между собой обсуждают условия доставки.

Для удобства общения пользователей в программу встроен бесплатный мессенджер. При любой операции через сервис (размещение заявки, отклик на неё, выбор исполнителя и т.д.) каждому задействованному участнику поступает push-уведомление. Оно также приходит в случае получения письма в мессенджере.

«Скажу честно, при разработке мы ничего не слизывали с подобных сервисов, которые уже были – я их тогда просто не нашёл. Почему-то мне казалось, что такого решения нет. Но когда я привлёк инвестиции, и уже где-то месяц занимался разработкой прототипа, мы начали находить проекты конкурентов. Однако мы уже решили не сворачивать с пути. Мы поняли, что мы не инноваторы, идём по протоптанной дорожке, но со своим собственным решением», - говорит Кирилл.

Первые итоги

За первый месяц работы платформы на ней зарегистрировалось более 2000 человек. Скачивания и установки приложения Getberry зафиксированы более чем в 20 странах. Лидер по скачиваниям из-за рубежа – Украина. Количество украинских пользователей уже почти сравнялось с российскими. Часто устанавливают приложение в Азербайджане, Грузии, Кыргызстане, Армении. Подписчики Getberry есть и в странах Евросоюза, и в США. Российская география пользователей тоже достаточно обширная, и включает в себя как европейскую часть России, так и Сибирь.

На сервисе уже есть первые заявки на доставку и маршруты перевозок. Некоторые из них – внутрироссийские, некоторые вообще не затрагивают территорию нашей страны. 

Среди поступивших заявок на доставку – такие маршруты, как Киев-Варшава или Тбилиси-Кёльн. На сегодня зарегистрировано около десяти взаимодействий между заказчиками и путешественниками по заявкам и поездкам. 

«На наш взгляд, сервис сделан очень удобно. Он лёгкий в использовании, любая бабушка может в нём разобраться. В AppStore отзывы о нас уже есть, они в основном положительные. Явного негатива не наблюдается. Но главное, что нас радует – скачанное приложение почти никто не удаляет. Человек обычно скачивает то, что ему в принципе нравится, и может когда-нибудь пригодиться. Если пользователь потом видит, что приложение плохого качества, плохо исполнено, плохой интерфейс и т.д., то он его удаляет. Пока удаляющих почти нет», - рассказывает Кирилл.

В2В-направление

Вскоре после тестового запуска сервис Getberry был доработан до формата агрегатора частных и коммерческих перевозок. «Коммерческое» направление в работе проекта также возникло из личного опыта основателя. Он является директором торговой компании, занимающейся импортом сырьевых материалов для российских предприятий. В этом качестве Кирилл Патей тоже часто сталкивался с проблемами при доставке грузов.

Приложение для компаний будет запущено в конце осени сразу на две платформы – для айфонов и обычных смартфонов. Таким образом, в приложении смогут регистрироваться не только частные, но и коммерческие перевозчики. Схема работы в этой сфере также будет несложной. Заказчик выставляет заявку, и компании-перевозчики предлагают за её выполнение свою цену. Заказчик, выбирая подрядчика, видит только название компании и предложенную цену. В его распоряжении – отзывы о работе перевозчиков, а также статистика их перевозок.

Грузоперевозчиком может выступать юридическое лицо с любым типом автомобиля. Все профессиональные перевозчики будут проходить документальный контроль. Они должны быть зарегистрированы в ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) не менее чем за полгода до регистрации в Getberry. Таким образом, у компании должен быть как минимум шестимесячный опыт работы в сфере грузоперевозок. Также компании-перевозчики будут проходить скоринг (система оперативной проверки и оценки компании).

Для заказчика важна гарантия доставки, а для перевозчика – гарантия оплаты. Заказчики  бывают разные, работа перевозчика порой может оставаться неоплаченной в течение нескольких месяцев. Создатели Getberry собираются решить эту проблему с помощью системы гарантированных платежей. Заказчик переводит средства сервису, и он перечисляет их исполнителю в оговоренные сроки (предположительно в течение 4-5 дней). Заказчик получает предложение застраховать свой груз (если он посчитает нужным), либо оставить всё как есть в рамках договора. 

«Мы считаем, что именно наше В2В-решение может быть интересно бизнесу. Сервис Getberry является не просто посредником, а по сути агентом как для заказчиков, так и для перевозчиков. Заказчикам мы предоставляем большой выбор исполнителей, а перевозчикам – гарантию получения оплаты за выполненный заказ», - утверждает Кирилл.

Совместить две аудитории

Наладив регистрацию частных и корпоративных клиентов, организаторы сервиса решили «свести» эти категории пользователей друг с другом. Таким образом, площадка Getberry станет первым российским агрегатором частных и коммерческих перевозок.

Нередко бывает ситуация, когда компаниям для пересылки небольших отправлений достаточно услуг «частного» путешественника. Компания, размещая запрос на доставку «частным образом», экономит и время, и средства. К примеру, у бизнеса часто возникает срочная потребность в доставке документов, образцов и мелких партий товара. В этом случае им могут быть полезны обычные люди, едущие в нужном направлении.

«Моя торговая компания  поставляет на заводы мешки, вёдра, канистры. Образец весит 20-30 кг. Допустим, мне нужно передать образец с запада Москвы на завод в Ногинск. Это всё займет в лучшем случае полдня. Если такую доставку заказать у перевозчиков, она обойдется в 2500-3000 рублей. Но если «обычный» человек едет на своей машине по своим делам с запада Москвы в Ногинск, он может захватить с собой это 30-литровое ведро и доставить его туда гораздо дешевле», - приводит пример Кирилл.

Бывает и наоборот: профессиональные перевозчики могут быть полезны частным клиентам. Если человеку нужно перевезти мебель, он обычно вбивает в поисковую систему словосочетания «доставка грузов» или «переезды». Поиск занимает время, а выбранный вариант может стоить недешево. Но если в нужном клиенту направлении идет пустая или недогруженная фура или «Газель», они могут «подобрать» попутный груз за меньшие деньги. 

Единственный вопрос, который неизбежно появляется у представителей компаний – это ответственность частных перевозчиков. Решить его поможет система электронно-цифровой подписи. Она является полноценной заменой рукописной подписи и обладает полной юридической силой. Эта технология уже довольно долгое время была доступна для юридических лиц. С недавнего времени электронную подпись могут получить и частные лица. С её помощью облегчается взаимодействие через интернет с госструктурами и коммерческими компаниями. Таким образом, компании смогут заключать с частниками договор о доставке, а перевозчики смогут подписать такой договор электронно-цифровой подписью.

«Наша уникальность в том, что мы в одном сервисе предлагаем совместить две аудитории: «частников» и бизнес. Они различные, но вполне взаимодополняемые. Польза, которую они могут принести друг другу, для нас очевидна», - считает Кирилл.

Покупки по заказу

Дополнительная возможность сервиса Getberry для частных лиц – покупка и доставка товаров «под заказ» через путешественников. Находясь за границей, человек получает заказ на покупку товара. Если ему это интересно, он обсуждает комиссию с заказчиком и подтверждает, что берётся купить вещь. Заказчик переводит средства в Getberry, они хранятся там до момента передачи товара покупателю, после чего перечисляются на счёт перевозчика. Сориентироваться при выборе исполнителя заказчику поможет система рейтингов и отзывов, а также ссылки на страницы соцсетей.

«Заказчик ничем не рискует. Если покупатель не привез вещь, деньги возвращаются. Путешественник тоже ничем не рискует. Если он купит и довезет вещь в целости и сохранности, он получит свои деньги плюс комиссионные, которые «зарезервированы» нами. Сейчас мы внедряем платёжную систему, которая позволит обеспечить гарантии и заказчику, и покупателю-путешественнику», - объясняет Кирилл.

Конкуренты

Основные традиционные варианты доставки обычных частных отправлений – через «Почту России» или курьерскими службами экспресс-доставки. У каждого из них есть свои серьезные недостатки. У «Почты России» это несовершенная логистика, из-за которой сильно страдает скорость доставки. Между двумя небольшими городками на расстоянии 100 км друг от друга посылка может идти не меньше недели с обязательным заездом в областной центр. Никуда не делись и очереди в почтовых отделениях.

Главный недостаток экспресс-почты – высокие цены. Доставка через Getberry будет стоить дороже, чем у «Почты России», но дешевле, чем в службах экспресс-доставки. Однажды Кириллу потребовалось срочно отправить небольшой груз в Стамбул – само отправление легко умещалось в руках. Но в экспресс-доставках цены за такую услугу начинаются от 100 долларов, при том, что заявленный срок доставки составлял 3 дня.

Продукты прямых конкурентов Кирилл Патей оценивает высоко, но своим преимуществом перед ними считает наличие мобильного приложения. Оно есть лишь у одной платформы-конкурента, но у неё узкая специализация именно на закупках «под заказ». Остальные похожие сервисы работают только через сайт.

«Мобильная версия – это крайне важно, чтобы под рукой всегда была возможность сделать заявку или откликнуться на неё. Я уверен, что именно по этой причине мы будем развиваться быстрее, чем остальные – у нас будет больше эффекта от «сарафанного радио». Люди могут сказать друг другу: «Я знаю удобное приложение. Скачай, посмотри, если нравится – оставь», - рассчитывает Кирилл.

Как будет монетизироваться проект

Регистрацию пользователей, как частных, так и корпоративных, было решено сделать бесплатной. Даже символическая плата может «отпугнуть» часть аудитории. Монетизировать проект предполагается через платные дополнительные опции для путешественников и заказчиков. Они будут реализованы в новой расширенной версии приложения. К примеру, платной для «частников» может стать возможность предлагать свои услуги бизнес-сегменту.

Также в сегменте «покупок под заказ» планируется ввести комиссию от стоимости покупаемых товаров. А в В2В-сегменте сервис будет взимать комиссию от стоимости перевозки. Она будет делиться в пропорции между перевозчиками и бизнесом.

Getberry Team

«На начальном этапе мы создали оптимальное качество сервиса, достаточное для бесплатной версии, чтобы она полноценно работала. Для нас важно, чтобы у всех пользователей были максимально благоприятные условия для работы в приложении. В перспективе мы надеемся на доход от частных клиентов, но возможность бесплатного пользования «базовым» сервисом всё равно останется», - обещает Кирилл.

Продвижение

У проекта помимо сайта есть свои страницы в Facebook и Instagram. Роль сайта для Getberry играет посадочная страница. Полноценный сайт планируется запустить ближе к осени. Страница проекта в Facebook уже набрала более 5000 подписчиков. На профильных площадках и в группах соцсетей размещаются новости и публикации о работе Getberry.

Для усиления эффекта «сарафанного радио» создатели сервиса планируют ввести реферальные программы. Они позволят людям рекомендовать приложение друзьям и знакомым и получать за это бонусы. За каждую рекомендацию клиентам будет предоставлено три дня бесплатного пользования «расширенной версией» приложения.

Базовый механизм обратной связи с пользователями – отзывы в AppStore и Google Play. Для связи с командой Getberry можно использовать сайт и страницы проекта в соцсетях. Внутри приложения также есть возможность пожаловаться на спам или другие проблемы.

Создатели Getberry планируют информировать о своём проекте через выступления на стартап-конференциях, бизнес-выставках и т.д.

Что дальше

Основная задача проекта на ближайшие недели – обкатка, сбор отзывов и дальнейшее совершенствование продукта. Команда проекта, состоящая из девяти сотрудников, сосредоточена в первую очередь на этих задачах.

Потенциальный доход проекта напрямую зависит от технических возможностей приложения по работе с платежами. Запуск собственной платёжной системы намечен на сентябрь. Также не прекращается работа над расширенной версией программы, которая предоставит пользователям платный дополнительный функционал.

В ближайшие месяцы команда Getberry планирует запустить англоязычную версию приложения. «Мы изначально стремились создать масштабируемый бизнес, - говорит Кирилл. – Не ограничивались одной только Россией или странами СНГ. Мы затачивали проект под международную экспансию, в том числе В2В-сегмента. Мы планируем привлечь дополнительные инвестиции и продолжать двигаться вперёд».

Delivery

Читайте также:

Как устроен онлайн-сервис для заказа грузового такси.
Как и зачем запускать маркетплейс на сверхконкурентном рынке.
Как устроен онлайн-сервис по подбору юриста.

21 июля 2016

Комментарии

1
  • 14.09.2017 03:03

    я и без всяких уберов зарабатываю на своей машине. дал на авито объявление (главное хорошая презентация себя и максимум подробностей, о перечне услуг, опыте, машине) и принимаю заказы, все устраивает

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов