Чем известнее компания и чем большую известность приобретает её продукт на рынке, тем больше у неё риски того, что кто-то захочет погреть руки на её имидже и популярности. Поэтому одним из способов защититься от недобросовестных конкурентов является регистрация товарного знака. О том, как снизить риска отказа в регистрации товарного знака, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал основатель компании «Знаки Эксперт» Данила Бравый.
Данила Бравый – предприниматель из Москвы, основатель компании
«Знаки Эксперт». Образование: национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Опыт работы в сфере защиты интеллектуальной собственности – свыше 10 лет.
- Товарный знак – это словесное или графическое обозначение, которое отличает товары и услуги одной компании от товаров и услуг других. Как визитка, только с юридическими гарантиями – повышает узнаваемость, выделяет среди конкурентов и охраняет продукцию от контрафакта. Но чтобы защита сработала, товарный знак надо зарегистрировать в Роспатенте. Кто сделает это первым, станет его правообладателем – то есть сможет писать зарегистрированное обозначение на вывеске, печатать на упаковке, изображать на сайте или визитке.
Чтобы правильно оценить товарный знак, нужно понять, как видит его потребитель:
-
Что он видит в вашем знаке в первую очередь (т.е. основной элемент знака)?
-
Какие ассоциации вызывает знак?
-
Верны ли эти ассоциации, или знак может «обмануть» потребителя и привести к ошибочной покупке?
-
Не оскорбителен ли знак для какой-либо группы потребителей?
-
Не похож ли он на товарный знак другого бренда? Не поступали ли к вам жалобы или ошибочные заказы в связи с путаницей знаков потребителями?
Список вопросов не исчерпывающий, и чем подробнее вы ответите на каждый из них, тем лучше сможете оценить шансы на регистрацию и рассмотреть все риски и варианты. За каждым из этих вопросов кроется своё основание для отказа в регистрации.
В этой статье мы расскажем о наиболее частых причинах для отказа в регистрации товарного знака, а также раскроем лайфхаки, как этого избежать.
Основная функция товарного знака – индивидуализировать товар или услугу, то есть выделить их среди таких же товаров и услуг иных производителей. Однако на практике мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда заявители хотят зарегистрировать слово «супермаркет» для супермаркета, laser для лазера и т.п. Закон такую регистрацию не допускает. Представьте, что будет, если кто-то из производителей ноутбуков получит монополию на слово «ноутбук». Что делать остальным производителям на рынке? Это нарушило бы равновесие и все устои конкурентного рынка.
Отказ в регистрации получило, например, обозначение «Магазинчик» (заявка № 2016715337), которое было заявлено для услуг магазинов. Очевидно, что словесный элемент «магазин» является основным в обозначении и является описанием того, чем планирует заниматься заявитель. Поэтому законодательство допускает включение подобных описательных элементов в товарный знак в качестве не охраняемых, при этом они не должны в нём доминировать, занимать ключевое положение.
Успешно прошли регистрацию следующие товарные знаки, включающие в себя не доминирующие описательные элементы:
«Tadorna» (свидетельство № 806522) с указанием словесного элемента Tableware («посуда») в качестве не охраняемого элемента обозначения;
«Vercise» (свидетельство № 781410) с указанием словесного элемента «Центр красоты» в качестве не охраняемого элемента обозначения;
Рекомендации: если товарный знак включает описательный элемент, убедитесь, что он – не основной. При необходимости внесите изменения: добавьте яркую, крупную оригинальную картинку, уменьшите масштаб не охраняемого элемента, сместите его с центральной части обозначения, на которую потребитель смотрит в первую очередь и т.д.
Товарный знак не должен содержать ложные сведения и дезинформировать потребителя относительно того товара или услуги, которые он приобретает.
Например, недопустимо регистрировать слово «лекарство» для БАДа, «мясо» для колбасы, «химчистка» для услуг парикмахерской и т.д. Такие регистрации не только нарушают закон о защите прав потребителей, но также могут иметь массу негативных последствий для потребителей – особенно в случае товаров, связанных с лекарственными средствами.
Например, товарный знак «Экокамин» (свидетельство № 800250) получил регистрацию только для товаров и услуг, связанных только с каминами, хотя изначально к регистрации был заявлен более широкий перечень товаров и услуг.
Рекомендации: при составлении перечня товаров и услуг для регистрации товарного знака обратите внимание, чтобы в нём не было противоречащих формулировок. Если ваша деятельность – пошив одежды, и в знаке присутствует указание «швейное ателье», не включайте в перечень услуги по ремонту обуви, разработке ПО и всего того, что не относится к вашей деятельности.
Кстати, в Интернете можно встретить обратную рекомендацию – указывать максимально широкий перечень товаров и услуг на случай, если потом захотите расширить бизнес. В этом случае знак не должен содержать описательных элементов – напротив, он должен быть универсальным и фантазийным для любого вида деятельности.
Введение потребителя в заблуждение возможно в случае, когда вы пытаетесь зарегистрировать обозначение, которое уже применяется иным лицом на рынке и ассоциируется у потребителей с ним, но не зарегистрировано в Роспатенте. В этом случае потребители могут быть введены в заблуждение относительно производителя товаров.
Например, регистрация товарного знака «KOKLIANG» (свидетельство № 830049) на имя производителя сопровождалась трудностями, так как заявка на регистрацию идентичного товарного знака была подана третьими лицами раньше производителя. Преодолеть это обстоятельство удалось благодаря тому, что продукция на момент регистрации уже широко распространилась на рынке в РФ и была известна потребителю.
Рекомендации: перед подачей заявки на регистрацию товарного знака введите обозначение в поисковых системах Google и «Яндекс». Если придуманный вами знак уже активно используется другим лицом для аналогичных товаров и услуг, обозначение лучше изменить – иначе вы рискуете получить возражение со стороны конкурента против регистрации вашего товарного знака.
Также ввести потребителя в заблуждение можно относительно природы и происхождения товара. Например, если китайский производитель регистрирует на себя обозначение на французском или итальянском языке для одежды, косметики и галантереи. Франция, Испания, Италия и другие европейские страны известны высоким качеством таких товаров, поэтому регистрация торгового знака на производителя из другой страны способно ввести потребителя в заблуждение.
По этой причине получило отказ в регистрации обозначение «LOUI VEARNER» (заявка на № 1188539), носящее очевидно французский характер, но при этом заявленное на имя лица из Китая.
Товарный знак не должен содержать ругательств, жаргона (сленга), оскорблять потребителей или отдельные группы населения (например, верующих или атеистов). Однако в реестре товарных знаков можно найти и товарные знаки, что называется, «на грани». Например, товарный знак «ЖИРТРЕСТ» (свидетельство № 627949), с одной стороны, представляет собой устаревшее сокращение от «Государственный трест масло-жировой промышленности», а с другой – является грубым выражением в отношении человека с избыточным весом.
Под категорию «оскорбительных» товарных знаков попадают также изобразительные, комбинированные и объёмные обозначения, содержащие непристойные картинки, а также обонятельные и звуковые обозначения, которые вызывают неприятные ассоциации (например, связанные с расстройством кишечника).
Хотя можно встретить и такие регистрации – товарный знак «Dosok.net» (свидетельство № 559047), изобразительный элемент которого с формальной точки зрения представляет собой комбинацию из полос, но при этом в нём прослеживается грубый жест.
Рекомендации: как видно из примеров, шансы получить регистрацию у некоторых «спорных» товарных знаков всё же есть. Чтобы снизить риски, до подачи заявки посмотрите в словарях и переводчиках значение придуманного вами слова (многие элементы жаргона/сленга, возможно, вам не знакомы, и вы можете даже не подозревать об их оскорбительном значении).
Если сомневаетесь – доработайте знак. Например, добавьте к нему приставки, окончания, иные слова и буквы, которые позволят уйти от неподобающей семантики. Если не готовы идти на столь радикальные меры и хотите попытать удачи – следует заранее продумать аргументы в свою пользу: поискать, есть ли у слова/словосочетания иное толкование, сформулировать описание товарного знака иначе и т.д. Но если подобные аргументы не находятся – лучше сразу подумать о смене знака, чтобы не тратить время и деньги на заведомо проигрышный вариант.
Право одного лица заканчивается там, где начинается право другого. Закон не допускает ущемления монополии владельца товарного знака без его согласия.
Поэтому получить регистрацию сходного до степени смешения товарного знака можно, только заручившись согласием его правообладателя. Вы можете попытаться выкупить у конкурента его товарный знак либо попробовать оспорить или прекратить правовую охрану его товарного знака. Вариантов действий много, но их количество и эффективность можно оценить только в каждом конкретном случае.
Например, регистрация товарного знака «AEDEK» (свидетельство № 827231) стала возможной лишь с согласия правообладателя товарного знака «АУДЕК» (свидетельство № 452248), признанного экспертизой Роспатента сходным до степени смешения.
А вот заявленное на регистрацию обозначение «Gedonist» (заявка № 2020758301) получило отказ, так как заручиться согласием правообладателя заявки на товарный знак «Gedonist brand» (заявка № 2020753298), поданной ранее, не удалось.
При этом закон допускает регистрацию тождественных, т.е. полностью одинаковых, товарных знаков для неоднородных товаров и услуг. То есть если вы обнаружили тождественный товарный знак – посмотрите, для каких товаров и услуг он охраняется. Кафе «Солнышко» вполне уживается с фирмой по производству пластиковых окон «Солнышко». Очевидно, что круг потребителей услуг данных предпринимателей абсолютно разный, поэтому путаницы не возникнет.
Допускается регистрация сходных до степени смешения товарных знаков или группы товарных знаков, объединённых сильным запоминающимся элементом (элементами), на имя одного и того же лица. Например, компания «Яндекс» владеет серией товарных знаков, объединённых словесным элементом «Яндекс»: «Яндекс Бизнес» (свидетельство № 817844), «Яндекс Практикум» (свидетельство № 837562), «Яндекс Go» (свидетельство № 731076), «Яндекс Мессенджер» (свидетельство № 823800) и другими.
Со временем товарный знак, как и фирменный стиль компании, может меняться, но внести существенные изменения в текущую регистрацию нельзя. Единственный вариант – подать на регистрацию ещё одно обозначение. Так произвёл ребрендинг «Сбербанк»: было «Сбербанк» (свидетельство № 707125) – стало «Сбер» (свидетельство № 814221).
Рекомендации: рассматривайте предварительную проверку вашего товарного знака на сходство и тождество с уже существующими как обязательный этап, без прохождения которого вы идёте на регистрацию вслепую.
Рассмотренный выше перечень оснований – далеко не полный, это лишь наиболее распространённые причины отказа в регистрации торгового знака. С каким бы основанием для отказа вы ни столкнулись, не отчаивайтесь: всегда есть возможность изменить знак и переподать заявку. Чем раньше вы проанализируете все риски, тем больше будет вариантов действий и тем выше шансы на успешную регистрацию без лишних финансовых и временных затрат.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».