Как поступить, если на вас с критикой или клеветой обрушивается в соцсетях конкурент? Начать оправдываться – аудитория подумает, что все претензии имеют под собой почву. Атаковать в ответ – значит тратить время и энергию на непродуктивные действия. Есть ли вообще идеальный выход из такой ситуации? О том, как реагировать на грязные действия конкурента, в своей авторской колонке рассказала основатель Studio Anna Liber Анна Либер.
Анна Либер, 31 год, художник и предприниматель из Москвы, основатель
Studio Anna Liber (проведение корпоративных творческих тимбилдингов, создание корпоративных арт-подарков). Училась в Белорусском государственном университете транспорта на факультете промышленного и гражданского строительства, в подростковом возрасте окончила художественную школу. Более 10 лет работала в сфере продаж на различных должностях – от менеджера до руководителя отдела. Studio Anna Liber запустила в 2016 году.
В вопросе конкуренции я придерживаюсь следующей позиции: клиентов на рынке корпоративных ивент-мероприятий много, качественным проектам заказов хватит на всех. Поэтому нет смысла бороться друг с другом, особенно грязными методами, а нужно вместе двигать вперёд индустрию и пропагандировать интересные форматы. При этом нужно уделять больше внимания развитию нашего рынка и усовершенствованию продукта/услуги.
Увы, такой стратегии придерживаются далеко не все агентства. Особенно это свойственно узко сегментированным бизнесам. Многие компании в борьбе за внимание заказчиков понимают жёсткую конкуренцию как настоящую войну. И хорошо, если с этих позиций они стараются двигаться вперёд за качества своего продукта, делая предложение более уникальным и интересным для заказчика. Но…
К сожалению, далеко не все направляют свои силы на развитие услуг, некоторые пытаются получить заказы не за счёт качественного предложения, а с помощью нечестной борьбы и грязных приёмчиков. Моя компания с этим сталкивалась не раз. Как реагировать на необоснованные выпады и провокации коллег по цеху? Чем это может быть полезно и опасно? Давай посмотрим на ситуацию на примере моей студии.
Всё началось с того, что год назад мы стали активно развивать направление арт-тимбилдингов. А произошло это после того, когда конкурентка написала про нашу студию негативный отзыв под одной из наших статей. Отмечу, что к тому времени услуга проведения арт-тимбилдингов была у нас не основной, а скорее дополнительной опцией. Мы подумали – и не стали реагировать на злобный комментарий. Зато обратили внимание на сферу творческих тимбилдингов. И уже через полгода мы получили одобрение большей части рынка и плотно закрепились в нише.
Другими словами, сам того не понимая, нас «вырастил» конкурент. И это было только начало жёсткой агрессии: за комментарием последовала всяческая грязь в социальных сетях и заявление в налоговую инспекцию. Пришлось позаботиться о своей безопасности со всех сторон. И тут моя первая рекомендация – закройте все свои слабые места.
К примеру, если у вас не зарегистрирован логотип и товарный знак, то подайте документы на регистрацию. Пока идёт регистрация, вышлите «Почтой России» сами себе на фирменном бланке все свои логотипы и не вскрывайте конверт. В случае судебного разбирательства у вас будет доказательство со всеми необходимыми штампами. Этот вопрос стал для нас актуальным после ребрендинга, увеличения рекомендаций на рынке и постоянных запросов нашей компании в поисковых системах.
Следующий совет достаточно банален, но в нём есть скрытая подоплёка: не реагируйте на выпады. Помните, что зависть и агрессия – это колоссальный поток энергии, которую совершенно бесплатно даёт вам ваш оппонент. Он тратит на вас - а не на свою компанию и не на свой продукт! - драгоценное время, вкладывает в слова и действия свою энергию, и отдаёт её вам.
Здесь есть два варианта реагирования: отвечать на это и, тем самым, вестись на провокацию, либо создать вокруг себя информационный вакуум и ничего не замечать. Вместо этого лучше инвестировать время и ресурсы в развитие и разработку новых сценариев, в качественную отработку заказов от клиентов, в сервис и т.д.
Если всё же конкурент публично обвинил вас в недобросовестной работе, и вы не можете не реагировать, то потребуйте от него документально подтвердить сказанное. Это должны быть не просто голословные обвинения и надуманные отзывы от анонимных людей, а факты. Иначе – это исключительно информационный вброс, который ни на чем не обоснован. Такой конфликт «тянет» на судебный иск о клевете и порче репутации. Говорите на языке фактов и цифр, никаких личных мнений и фраз «а мне кажется...».
Но самое главное - помните, если на вас обратил внимание ваш коллега по рынку, то вы не даёте ему покоя, а, значит, вы на правильном пути и являетесь опасным конкурентом.
Читайте также:
Скидки и распродажи: полезный инструмент или ловушка для бизнеса.
Конкурентная борьба: 10 рекомендаций от опытных предпринимателей.
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.