Автоматизация по индивидуальному сценарию: опыт компании «Спецавтосервис»

Прочтёте за 3 мин.

Как проводить доработку программного продукта под задачи конкретной организации

IT-инструменты, которые использует Спецавтосервис

  • RG-Soft: Вывоз мусора
  • Автоскоп
  • Sprecord
  • Microsoft Excel

Когда компания решает автоматизировать те или иные бизнес-процессы, во многих случаях ей для этого достаточно типового программного продукта от хорошего разработчика. Но многим компаниям бывает недостаточно функционала стандартной версии – и тогда требуется доработка продукта под конкретные задачи. О том, почему разработчики далеко не всегда могут предусмотреть все нюансы при создании продукта и что стоит учесть при доработке программы под конкретного клиента, порталу Biz360.ru рассказал эксперт по внедрениям отраслевых решений Андрей Конев.

Досье

Андрей Конев, 27 лет, ведущий специалист по внедрениям отраслевых решений на базе «1С» компании «Спецавтосервис» (г. Северодвинск). Окончил Архангельский колледж телекоммуникаций по специальности «многоканальные телекоммуникационные системы», а также заочный финансово-экономический институт по направлению «финансовый менеджмент». «Спецавтосервис» специализируется на комплексном управлении отходами и предлагает клиентам услуги вывоза мусора и вторичной переработки любых видов отходов.

Андрей Конев

Отраслевой продукт требует доработки «под клиента»

Стандартная конфигурация «среднестатистического» отраслевого решения включает в себя обширный спектр полезных функций и методов решения проблем организации. Типовое решение вполне подойдёт, если, к примеру, ваш бизнес находится на старте. Но без доработки каких-либо модулей внедрять типовую систему на предприятии с уже устоявшимися бизнес-процессами, на мой взгляд, вряд ли целесообразно.

Со временем начинаешь понимать, что даже стандартную бухгалтерскую программу зачастую приходится дорабатывать под конкретные нужды предприятия, а уж отраслевой продукт написать универсально, по моему мнению, просто невозможно. И в этом нет вины разработчиков.

Они не могут заранее знать, как выстроена работа того или иного предприятия. И какой функционал понадобится его персоналу в процессе автоматизации. Разработчики стараются охватить наиболее часто встречающиеся моменты. И уже затем, исходя из пожеланий конкретного клиента, в программу вносятся изменения: добавляется необходимый функционал, меняются прописанные решения, разрабатываются новые блоки в продукте.

Примеры доработок «под клиента»

Объясню, как приходится дорабатывать готовое программное решение под нужды конкретного предприятия, на примере компании «Спецавтосервис». Мы внедряли продукт «RG-Soft: Вывоз мусора». Автоматизация была необходима для более рационального использования ресурсов организации – рабочего времени сотрудников, топлива и запчастей для автомобилей, зарплатного фонда и т.д. Кроме того, требовалось решение, которое сведёт к минимуму потери, возникающие в результате ошибок сотрудников.

Как только мы в 2015 году запустили процесс автоматизации, стало понятно – нам в программе не хватает блока для хранения истории графиков выезда машин. Он необходим, чтобы можно было в одном месте найти всю информацию об обслуживании нашими машинами конкретного маршрута. До внедрения программного продукта и в самом начале автоматизации эти сведения приходилось брать из путевых листов, сформированных через Microsoft Excel и сохранённых в разных папках.

Выявить необходимость блока для хранения архива графиков помог случай. Получилось так, что диспетчер по незнанию «затёрла» графики, которые делала целый день. И восстановить их было невозможно. Именно после этого случая мы рассказали разработчикам о том, что нам необходим блок в программе. В данный момент эту доработку в программный продукт уже внесли.

Ещё один типичный пример нюанса, который сложно учесть разработчикам при работе над типовой версией. Мы столкнулись с тем, что при создании наименований договоров Windows автоматически ограничивал в программе использование некоторых символов, например, дробей. А в названии своих договоров мы их часто используем. При помощи пары строк кода мы смогли обойти этот запрет и сохранять документы с ранее запрещёнными символами.

В общей конфигурации был не так развит блок «места хранения контейнеров». Изначально в нём были только поля «контрагент» и «местонахождение контейнера». А у нас появилась необходимость отслеживать статус контейнеров. Хотелось понимать, был ли контейнер списан, продан или сдан в аренду. По нашей просьбе разработчики расширили функционал стандартной конфигурации - и создали очень гибкий блок, который смогут в случае необходимости использовать другие компании.

Также по нашей просьбе появилась очень важная доработка, которая касается контроля документов по машинам. С её помощью стало гораздо проще отслеживать срок прохождения техосмотра, необходимость оформления новой страховки и прочие нюансы.

Теперь при нажатии на кнопку «Контролировать» диспетчер сразу видит, какую машину можно выпустить на рейс, а у какой просроченные документы или неисправное состояние

Раньше для получения этой информации приходилось использовать документы, которые хранились в отдельных файлах или папках. Их приходилось регулярно проверять, чтобы не выпустить на маршрут машину с просроченной страховкой. Сейчас вся информация представлена в одном файле и для её поиска необходимо нажать лишь на одну кнопку в программе.

Важной доработкой стал учёт затрат по запчастям на автомобили. Этот модуль был необходим нам для ведения истории всех покупок и контроля над расходами на эти нужды. Теперь мы можем сформировать отчёт по затратам на расходники при помощи одного клика.

Нюансы сотрудничества с разработчиком

На стадии приобретения программного продукта рекомендую сразу договориться о том, кто и на каких условиях будет вносить в него изменения. Например, мы с компанией RG-Soft решили, что если у нас возникнет какая-то срочная необходимость в доработках, то мы своими силами их реализовываем. Но после этого пишем о необходимости изменений в отдел разработки. И когда специалисты RG-Soft выпускают обновления, мы «затираем» собственную версию.

Это было сделано не только для оперативных изменений, но и для того, чтобы не возникало конфликтов между конфигурацией разработчиков и конфигурацией клиентов. Если реализовано много собственных доработок, то процесс обновления затягивается - вместо пяти минут на него тратится часа два. Потому что необходимо найти все конфликты и их устранить, а для этого нужно задействовать специалиста компании-франчайзи «1С». Поэтому гораздо проще «затирать» свои доработки после того, как разработчик реализовывает их сам. Например, нами был дописан блок «Состояние контейнеров», но через некоторое время разработчики реализовали его более удобно. И включили возможность его использования для всех пользователей.

Обычно разработчики бесплатно вносят в программу только такие изменения, которые исправляют допущенные ими ошибки. А за дополнительные возможности, которые требуются компании, берут плату. Нам повезло – RG-Soft довольно много доработок по нашей просьбе выполнило бесплатно.

Важно отметить, что для всех платных и бесплатных доработок мы поставили разработчикам важное условие. Все они должны были быть реализованы в стандартной конфигурации отраслевого решения «RG-Soft:Вывоз мусора».

P.S.
Предусмотреть всего в самом начале процесса автоматизации невозможно. Поэтому при внедрении отраслевого продукта необходимо постоянно взаимодействовать с разработчиками. Они помогут с исправлением их собственных ошибок, с устранением недоработок и расширением функционала. Но только, если им кто-то сообщит об этом.

Не стесняйтесь писать письма в отдел поддержки - и делайте это сразу же, как обнаружили недоработку или увидели возможность улучшить программный продукт. В конечном счёте, всё это в ваших же интересах. 

Automation

Читайте также:

Какие преимущества дает небольшой компании автоматизация.
Автоматизация малого предприятия: несколько полезных рекомендаций.
Кейс: как автоматизация позволила упорядочить учёт и хранение данных.

28 октября 2016

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов