Практически любой бизнес на старте редко обходится без управленческих ошибок. Бывает, что ошибки продиктованы внешними обстоятельствами, но очень часто они связаны с неопытностью предпринимателя, и в лучшем случае ведут к финансовым проблемам, а в худшем – к закрытию проекта. О том, какие типичные ошибки совершают владельцы салонов красоты, порталу Biz360.ru рассказала владелица сети LEGEND NY Елена Махота.
Елена Махота – 43 года, предприниматель, владелица сети beauty-центров LEGEND NY. Имеет два высших образования – юридическое и экономическое. Бизнес-образование получила в английском филиале Chicago School of Business и в Tuck School of Businessв в США. Работала в найме в банковской сфере. В 2014 году открыла первый beauty-центр LEGEND NY, сейчас у сети более 11 тысяч клиентов. Елена – женский бизнес-коуч и бизнес-консультант.
Я занимаюсь бизнесом уже 9 лет, за это время прошла множество тренингов по повышению квалификации, управлению персоналом, выстраиванию стратегии и коммуникациям. Открывала свой первый beauty-центр, будучи топ-менеджером банка. И, как я сейчас понимаю, имела на тот момент слабые представления о том, как устроен этот бизнес. Допустила море ошибок, но сумела создать сеть, а также открыла консалтинговую компанию по выстраиванию высокоприбыльного сервисного бизнеса.
Мои ошибки были типичными для всех новичков beauty-сферы. Понимаю, что их совершали и ещё будут совершать другие предприниматели. Ошибки – это то, что помогает собственнику разобраться в конкретном вопросе и усилить свою экспертность в нём. Но это не означает, что ошибок должно быть много. Говорят, если у предпринимателя 15% ошибок, то это нормально. Если же их больше, то ему нужно серьёзно учиться.
Возможно, мой опыт и мои выводы будут полезны тем, кто только задумывается о своём салоне красоты или уже открыл его и столкнулся с первыми сложностями.
Мечта всех топ-менеджеров, и когда-то моя собственная – иметь свой «свечной» заводик. То есть ошибочное суждение, что ты ничего можешь не делать, а бизнес будет сам как-то работать и приносить прибыль. Спустя 9 лет после открытия своего дела, могу сказать, что так не бывает. Бизнесом нужно заниматься и вкладывать в него много сил, времени, а предпринимателю – расти и развиваться.
Я начала свой beauty-бизнес, ничего в нём не понимая. Так поступают многие: сначала открывают салон красоты, а потом закрывают. Но для меня это ещё была и мечта детства. В советское время моя бабушка работала уборщицей в салоне красоты и иногда брала меня с собой. Я помнила все эти запахи, тюбики, а также видела преображающихся женщин. Поэтому когда в моём проекте всё начало работать не так, как планировалось, я не смогла просто закрыть его.
После полутора лет убытков (в сумме более 10 млн. рублей) ко мне пришла идея позиционирования. Я поняла, что наша аудитория – это деловые женщины. Я сама ещё недавно была топ-менеджером и понимала, как сложно выкроить несколько часов на то, чтобы сделать маникюр и педикюр, массаж лица, новую прическу и другие процедуры. Мы создали так называемый параллельный сервис, который позволяет получать несколько услуг одновременно. Тем самым экономится время, которое тратит женщина на посещение beauty-центра.
До этого у меня не было понимания конкурентной среды и того, почему клиенты должны выбрать именно меня. Кроме того, отсутствовала какая-либо маркетинговая стратегия. То есть мы просто открылись и ждали клиентов, надеясь на какой-то мимо проходящий поток. Ситуация изменилась, когда мы начали большую PR-программу в заблокированной сегодня социальной сети Марка Цукерберга и привлекли трафик с помощью таргетированной рекламы. Так мы получили нужную нам аудиторию и перестали нести убытки.
Когда владельцы становятся зависимы от одного или двух мастеров, то они идут у них на поводу, а компания в итоге разваливается. Я сама столкнулась с этой проблемой в первые годы работы LEGEND NY. Во многом, она была обусловлена неправильной системой подбора сотрудников.
Избежать данной ошибки можно путём внедрения системы рейтингов внутри компании, с помощью психологического тестирования соискателей и недопуска мастеров к общей клиентской базе.
Владелец бизнеса должен усиливать компетентность своего бизнеса в области HR, а также управлении персоналом. Это сильно влияет на развитие компании и её положение на рынке.
Быть руководителем в найме, даже если ты отвечаешь за огромный «кусок», и вести свой собственный бизнес – совершенно разные вещи. В этом я лично убедилась. В своём бизнесе нужно погружаться во все процессы: быть маркетологом, HR-специалистом, психологом, финансистом, главным продавцом и т.д. Иначе управлять бизнесом не получится.
Владелец должен понимать, как работает то или иное направление в его бизнесе. Со временем он может нанять на ключевые позиции специалистов, но чтобы управлять их работой, он должен понимать, за что и как они отвечают.
Beauty-бизнес – высокомаржинальный. Компании этой сферы могут показывать рентабельность до 30%, при условии правильного управления расходами. При этом я видела примеры, когда компания получает многомиллионную выручку, но у неё почти нет прибыли: почти всё тратится на оперативку.
Излишние статьи расходов возникают, например, когда владелец покупает всё, что просит персонал: 10 мастеров – 10 видов лаков для ногтей или 10 видов красок для волос и т.д. Должна быть унификация, при её отсутствии раздуваются расходы.
Не нужно надеяться на то, что клиенты сами придут в ваш салон или сами запишутся к мастеру. Когда бизнес не работает с клиентскими базами, не создаёт отдел продаж и не работает с повторной записью, страдает финансовая сторона проекта. В нынешних условиях нужно занимать проактивную позицию и качественно работать со своей клиентской базой.
Выстроенная бизнес-система – это система бизнес-инструментов, которые позволяют собственнику работать с выручкой, расходами, прибылью, трафиком, клиентской базой и персоналом. В этом случае предприниматель чётко знает, что нужно делать для развития своего бизнеса. Он действительно управляет своим проектом на основе цифр и аналитики, а не ощущений и догадок.
С одной стороны, промахи в бизнесе закалили меня и придали сил. С другой стороны, если бы я не допустила столько ошибок, я бы не потеряла столько капитала на начальных этапах. Сейчас я понимаю, что наиболее правильным путём было бы изначально открыть франшизу, набраться опыта и уже далее выстраивать собственный бренд.
Предпринимателям beauty-сферы я однозначно рекомендую учиться и искать экспертов, которые смогут вам помочь. Не стесняйтесь обращаться за консалтингом. Нужно обязательно изучать и читать как можно больше книг – по бизнесу, развитию своего дела и себя самого. Если вам не хватает знаний в каких-то областях, например, в маркетинге, финансах, продажах – обязательно занимайтесь изучением этих направлений.
Всё уже придумано: от технологий продаж до технологий сохранения прибыли и формирования команд. Нужно пользоваться тем огромным накопленным интеллектуальным опытом, который уже есть в менеджменте.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».