Выбор будущей профессии подростком вызывает конфликты во многих семьях. Родители часто считают, что их дети слишком пассивны или легкомысленны в вопросе определения своего будущего. Но далеко не каждый подросток может решить, чем ему хочется заниматься в дальнейшей жизни. О том, как помочь школьнику определиться с будущей профессией и построить на этом успешный бизнес, сооснователи школы выбора профессии «Пункт Б» Наталья и Вероника Винокуровы рассказали порталу Biz360.ru.
Наталья и Вероника Винокуровы – предприниматели из Новосибирска, управляющие партнёры школы выбора профессий «Пункт Б». Наталье 36 лет, по образованию – юрист; Веронике 40 лет, имеет два высших образования – математик и психолог. В 2015 году они вместе с партнёром Натальей Серпионовой придумали и создали образовательный проект «Пункт Б».
Школа выбора профессии «Пункт Б» начиналась как волонтёрский проект. Юрист Наталья Винокурова с 2011 года занималась с подростками из детских домов Новосибирска и Новосибирской области. В волонтёрство её привело профессиональное выгорание и стремление попробовать себя в чём-то новом. Здесь она познакомилась с Натальей Серпионовой, которая на тот момент была куратором одного детского дома на волонтёрских началах. Наталья Винокурова предложила ей и своей сестре Веронике создать проект, который будет помогать подросткам в выборе профессии.
Девушки проводили для подростков встречи со специалистами в офисах компаний и на предприятиях. Это было настоящим погружением в профессии – с мини-стажировками, во время которых дети могли поучаствовать в работе компании. Потом многие из них говорили, что такие занятия помогли им определиться с будущей профессией.
«Нам были нужны очень хорошие программы – чтобы мотивировать и «включать» ребят. У них же нет родителей, которые могут привести их к нам. И мы сразу же начали работать над интересной и эффективной программой по выбору профессии. Так со временем у нас появился крутой продукт - тренинговая программа «Выбор профессии», которая сейчас приносит финансовый результат», - говорит сооснователь школы «Пункт Б» Наталья Винокурова.
Через несколько лет работы с детьми из детских домов в проект «Пункт Б» начали обращаться родители подростков с вопросами про программы выбора профессии. Так команда проекта поняла, что может монетизировать свой опыт в данной сфере.
В 2015 году Наталья Винокурова вместе со своей сестрой Вероникой и Натальей Серпионовой зарегистрировали компанию «Пункт Б». Первую группу подростков набирали среди знакомых. Одной из главных задач на тот момент было получить обратную связь – родителей и детей просили поделиться впечатлениями от программы.
«Мы пришли в коммерческую сферу с готовым работающим продуктом. При этом он изначально был разработан для детей с низкой мотивацией. Он дал нам хороший уверенный старт», - считает Наталья.
Для проведения очных занятий основатели «Пункта Б» сняли в центре Новосибирска старинный особняк. Аренда стоила 37 000 рублей в месяц. Но вскоре от него решили отказаться. Выяснилось, что в городе много подходящих для занятий площадок, которые можно взять в почасовую аренду.
«Шеринг помещений для тренингов в нашем городе очень хорошо развит. Например, есть сеть комфортных оборудованных кабинетов для психологов. К тому же для образовательных проектов открыты любые двери. Многие компании говорят: «Приходите и проводите занятия в наших залах, только возьмите в группу несколько детей наших сотрудников», - замечает Вероника Винокурова.
Вложения в оснащение школы «Пункт Б» составили всего несколько тысяч рублей – на них купили флипчарт и канцелярские принадлежности. Но общие инвестиции в проект члены команды оценивают в несколько сотен тысяч рублей. Они потребовались «на образование». Основательницы проекта ездили за свой счёт на обучение за границу, изучали там сертифицированные программы. Например, в Англии они получили возможность посмотреть «закулисье» многих частных школ, а во Франции изучали критическое мышление.
Сначала основным продуктом школы была программа по выбору профессии. Она проходила в формате тренинговых групп. Программа длилась два дня по шесть часов. В 2020 году продукт переупаковали в новый недельный курс. Его можно пройти как очно, так и онлайн.
На тренинге используются авторские игры, упражнения, диагностические материалы. В конце программы каждый подросток выполняет индивидуальные задания – например, пишет творческое эссе.
«Мы используем самые разные современные образовательные форматы. При этом любое задание и активность подростка в рамках программы необходимы для диагностики. Когда мы просим выполнить задание в чате, то анализируем, как он работает с текстом: много ли говорит и пишет, каким образом и так далее. Самые интересные письменные задания мы можем показать экспертам – профессионалам из разных сфер. Иногда рабочая тетрадь подростка к концу тренинга покрывается разными рисунками – и тут здорово получить обратную связь от художника или дизайнера», – объясняет Наталья.
После окончания тренинга каждому участнику составляют «образовательную траекторию». Эксперты школы «Пункт Б» рекомендуют, в каких направлениях подростку лучше развиваться, какие посещать программы и курсы. Обычно советуют попробовать разные направления, чтобы потом на основе собственного опыта выбрать что-то одно.
«Наша задача – увидеть и помочь ребёнку разглядеть его собственные интересы. Мы задаём возможные векторы развития. Например, подросток увлекается точными науками, но при этом умеет хорошо писать. Мы говорим – ты можешь быть пиарщиком в научных учреждениях, писать и освещать эти направления, быть просветителем», – приводит пример Вероника.
Чтобы отличаться от других подобных проектов, основатели школы решили подойти к профориентации более системно и комплексно. Они поставили задачу не просто «посоветовать ребёнку пути развития», а помочь ему получить навыки, которые пригодятся в любой профессии.
Речь идёт о так называемых «мягких навыках» – Soft Skills. Это в первую очередь эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение выражать свои мысли и выступать на публике, навыки работы в команде. Ещё одна важная часть программы – работа с мотивацией.
«Наша профориентация – это не «пройди тест, и мы скажем, кем быть». Мы – образовательный проект, который решает, в том числе, проблему выбора профессии. Мест работы может быть много, профессии можно менять. Но в любой из них нужны надпредметные компетенции, прежде всего – умение понимать других людей, мыслить и общаться», - считает Наталья Винокурова.
В 2018 году основатели проекта «Пункт Б» открыли ещё одно направление – начали обучать других экспертов работе с подростками в области выбора возможных профессий. На сегодня продажа программы «Выбор профессии» приносит компании основную долю выручки – примерно 70%.
«Секрет успеха и роста нашего бизнеса в том, что мы смогли упаковать наши знания в продукты. Очень многие образовательные проекты не растут, потому что эксперты не могут обучить своей программе других. Возможно, они проводят классные программы, но сколько можно лично провести тренингов? Работа с партнёрами в регионах – это наш драйвер роста», - рассказывает Наталья.
В 2020 году основатели школы создали новый курс повышения квалификации «Я – профориентолог». Его основная аудитория – профориентологи, педагоги, психологи, тьюторы, карьерные консультанты. Но оказалось, что курс интересен не только представителям этих специальностей. На него записываются все, кто хочет «прокачать» умение делать выбор и принимать решения в профессиональной сфере.
Как утверждают основатели проекта, все новые направления запускались «по требованию рынка». Когда в школу начали обращаться с просьбой продать готовую программу – команда разработала программу для частных школ и центров допобразования.
Сегодняшний уровень развития компании её основатели называют «экосистемой профориентации». Проект развивается в нескольких направлениях. Это курсы для подростков, тренинги и вебинары для родителей, программы по повышению мотивации и развитию Soft Skills, корпоративные тренинги, разработка программ для частных школ. Все эти направления связаны друг с другом и «продвигают» друг друга.
Часть такой экосистемы – сообщество из детей, родителей и профессионалов образования. Выпускники «Пункта Б» делятся своими успехами и достижениями, когда поступают в выбранный вуз. Многие из них отмечают, что благодаря «Пункту Б» развили важные для себя навыки – например, научились выступать публично.
На старте проекта двухдневный 12-часовой курс стоил 3000 рублей. Такую цену установили на основе анализа рынка и трудозатрат. Затем довольно долго держалась цена в 5000 рублей. Сейчас стоимость недельного тренинга по выбору профессии – 10 000 рублей.
По словам Натальи, сначала цены устанавливали с оглядкой на конкурентов. Но затем поняли, что это было ошибкой. Качественный и нужный продукт может стоить гораздо дороже, чем в среднем по рынку.
«Самое главное – ценность вашего продукта для человека и его жизни. Если мы помогаем определить жизнь ребёнка на 5-10 лет вперёд, тем самым экономим деньги родителей! Мы поможем выбрать вуз, который человек потом не бросит. И родители не потратят условные 120 000 рублей за первый год обучения в ненужном вузе», - замечает Наталья.
Начальная цена программы для региональных партнёров была 50 000 рублей. Примерно столько стоили аналогичные программы в других сферах. Сейчас она продаётся за 150 000 рублей. После упаковки программы во франшизу цена увеличится.
Онлайн-курс по современной профориентации стоит 30 000 рублей и включает в себя менторское сопровождение от управляющих партнёров проекта «Пункт Б».
Важный этап любой программы для подростков – консультирование их родителей. По словам Вероники, вопрос выбора профессии часто становится причиной конфликтов в семье. Поэтому главная задача в начале любых тренингов – настроить родителей «на позитивный лад».
«Есть иллюзия, что выбор – это то, что изначально в голове заложено. И родители начинают спрашивать ребёнка: когда ты выберешь себе профессию? А выбор – сложнейшая когнитивная функция, которая формируется по мере развития мозга только к 24 годам. Ни один подросток в 15-17 лет не может осознанно выбрать профессию. У него просто нет ещё этого навыка, поэтому ему должны помочь профессионалы», - рассказывает Вероника Винокурова.
Во время работы с подростком в «Пункте Б» ему иногда советуют далеко не те профессии и направления, которые хотели бы для него родители. Но конфликтов в этих случаях не происходит: помогает тщательно выстроенная работа с родителями. Наталья Винокурова утверждает, что сами родители стали гораздо осознаннее относиться к выбору самого ребёнка. Очень редки случаи, когда родитель говорит: «Запишите моего ребёнка на выбор профессии и сориентируйте его туда, куда я скажу».
Как показала практика, подростки далеко не всегда сами хотят идти на курсы профориентации. Обычно их записывают родители. Но скепсис подростков вполне можно понять. По словам Натальи, многие дети «травмированы школой» и не доверяют никаким образовательным курсам.
У некоторых подростков после прохождения нескольких тестов по профориентации в общеобразовательной школе возникает недоверие ко всем подобным программам. Дело в том, что иногда в таких тестах используются материалы 40-летней давности. Среди вопросов попадаются такие, как «Ходишь ли ты в кружок юннатов?», а в конце теста подростку рекомендуют стать «швеёй-мотористкой».
«Я говорю родителям: чтобы привести ребёнка на первый модуль, покажите ему наш аккаунт в Instagram, где множество фотографий с тренингов. Скажите ему, что там интересно, что это про него и для него. А после первого учебного модуля «включаются» даже самые скептически настроенные подростки», - говорит Вероника.
Основная задача при работе с подростками – постоянно удерживать их внимание. Чтобы добиться этого, в тренинге используются разные современные и интересные форматы.
«Думаю, проблема не в том, что дети якобы не умеют концентрироваться. Проблема в том, что у них есть много альтернатив. И наша задача – быть более интересными, чем Юрий Дудь или Даня Милохин. Вообще я бы порекомендовала поучиться у таких, как Милохин, прежде чем их критиковать. Мы очень внимательно следим за проектами и людьми, на которых долго концентрируются дети. Если на играх – значит, будем создавать игры!» – замечает Наталья Винокурова.
Сейчас у проекта более 40 партнёров в различных регионах и городах – от Москвы и Санкт-Петербурга до Иркутска и Владивостока. Некоторые из партнёров работают в небольших городах.
По данным основателей проекта, услугами школы «Пункт Б» за 6 лет её работы воспользовались более 6,5 тысяч семей. 91% участников проходят программы и тренинги школы до конца. Примерно 75% детей, которых записали на курс, выбрали себе будущую профессию или направление развития.
Сейчас рентабельность проекта на уровне 27%, и этот показатель растёт. Рост связан, в том числе, с введением онлайн-курсов и занятий. «Пункт Б» начал проводить онлайн-классы ещё до пандемии – в 2020 году их стало намного больше. Основную часть дохода сейчас приносит курс повышения квалификации «Я – профориентолог» и продажа программы «Выбор профессии» партнёрам из других городов.
«Наша задача – наращивать рентабельность за счёт создания цифрового контента, совмещения онлайн и офлайн-формата. Понятно, что рентабельность онлайн-курсов выше, чем при очном обучении», – признаёт Наталья Винокурова.
Как и в первые годы работы, основным каналом продвижения остаётся «сарафан». По словам Натальи, в вопросах образования чаще всего принимают решения именно по рекомендациям.
Нередки случаи, когда родитель одного из подростков занимает высокий пост в большой корпорации. Он рекомендует проект своему руководству. В результате основателей школы приглашают провести корпоративное мероприятие для сотрудников-родителей и их детей-подростков.
«Один из главных секретов роста нашего проекта – мы очень хорошо умеем работать с родителями. У нас есть специальная программа – «Родительский университет». Это тренинги и вебинары для родителей по вопросам воспитания и образования. Многие родители используют их как возможность посмотреть на нас и оценить школу «Пункт Б», после чего записывают на наши программы своих детей-подростков», – говорит Наталья.
С момента создания проекта его основатели постоянно участвуют в различных конкурсах и конференциях. Это позволяет им протестировать свои идеи на экспертах и получить обратную связь от профессионалов бизнеса и образования. Среди последних «конкурсных» достижений – выход в финал федерального конкурса «Бизнес-успех».
«Тем, кто хочет запустить образовательный бизнес, обязательно нужно выступать на конференциях и конкурсах. Если к вам подходят специалисты из крутых вузов или компаний и говорят: «У вас классный проект» – действуйте! А если к вам никто не подходит и не интересуется вашей идеей – это повод задуматься. Также очень важно выступать на конкурсах за пределами сферы образования - таких, как «Бизнес-успех». Так вы сможете выйти на новую для себя аудиторию и получить обратную связь от профессионалов из бизнеса», – убеждена Наталья Винокурова.
В ближайший год основатели школы «Пункт Б» планируют создать франшизу. Тогда они будут предлагать своим партнёрам не просто учебную программу, а полностью «упакованный» бизнес вместе с прописанными бизнес-процессами. Франшизу также планируется перевести на английский язык и продавать за границей.
«Я не училась ни на одном тренинге продаж. Но считаю, что в продажах главное – любить свой продукт и понимать его ценность. Мы помогаем менять будущее детей, помогаем им не наступать на грабли и делаем счастливыми семьи», - резюмирует Наталья Винокурова.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».