Сергей и Анна Прусовы по образованию инженеры, а их семейным хобби стало производство косметики. Их мыло и другие средства стали популярны среди друзей, потом среди друзей друзей, а потом… хобби превратилось в бизнес. В 2015 году семья Прусовых переехала на ПМЖ в Черногорию – и их косметический проект Globalcos стал главным источником дохода. О том, как открыть косметическое производство у себя дома и находить покупателей только благодаря сарафанному радио, Сергей и Анна Прусовы рассказали порталу Biz360.ru.
Сергей и Анна Прусовы (42 года и 35 лет), предприниматели из Черногории, основатели компании по производству эко-косметики
Globalcos. По образованию оба инженеры. В России у Сергея была собственная компания-дилер Mitsubishi по Северо-Западному федеральному округу, Анна работала инженером в дилерском центре Ford Motor Company. Косметику ручного производства начали изготавливать в 2002 году для друзей и знакомых, а в 2016 году пара превратила это увлечение в семейный бизнес.
Анна: Косметикой как хобби я начала заниматься 12 лет назад. Вначале я просто попала на мастер-класс по мыловарению (это был подарок) и увлеклась. Варила мыло себе и друзьям.
Потом мне стало «тесно» только в мыле, захотелось попробовать себя и в других продуктах. Почти полтора года я училась у американских, австрийских, русских и французских коллег. Посещала мастер-классы, проходила онлайн-обучение по изготовлению всей линейки косметики - начиная от шампуня и заканчивая кремом для ног. После этого друзья и знакомые стали просить сделать им косметику за «оплату ингредиентов». Это был медленный и приятный путь погружения в мир косметологии.
Я часами разрабатывала рецепты под каждый тип кожи. В какой-то момент наработала базовые рецепты для многих своих знакомых. Стала делать наборы под каждый сезон, играя ароматами, добавками, и миксуя современные технологии и дары природы. Например, производила сыворотку на гидролате шалфея с маслами и нано-ботоксом.
Когда мы познакомились с Сергеем, он вывел моё увлечение на коммерческие рельсы. У моего мужа были знакомые, которые руководили компаниями в Питере. Они стали заказывать у меня корпоративные сувениры: подарочные наборы для клиентов и своих сотрудников.
Это не приносило большого дохода, но с лихвой окупало вложения и создавало возможности для экспериментов. Параллельно я работала у дилера компании Ford Motor Company, а у Сергея была своя фирма - дистрибьютор Mitsubishi по Северо-Западному региону.
Сергей: Я занимался в Санкт-Петербурге климатической техникой. В какой-то момент закрыл свою фирму, потому что это перестало быть выгодным. А в 2015 году мы переехали в Черногорию, где производство косметики стало нашим основным доходом.
В Черногорию попали случайно. Здесь были какие-то знакомые из разряда «на скамейке в парке познакомились». Так и выбрали страну.
Анна: Мы захотели пожить за пределами России, поработать и адаптироваться в другой культуре. Выбор пал на Черногорию как на страну с похожим менталитетом и простыми условиями легализации.
Прилетели с двумя чемоданами и двумя детскими сумками. На тот момент у нас были двухлетние близнецы-дочки. Постепенно перевозили вещи: месяца за четыре «Почтой России» переправили всё необходимое.
С собой мы привезли ингредиенты для косметики - больше 120 кг! Сложно сделать калькуляцию, но стоимость сырья примерно оцениваю в десятки тысяч евро. Это и был наш стартовый капитал в новый бизнес. Но он не был разовой инвестиций: это то, что мы копили и закупали в течение нескольких лет.
Проект Globalcos с самого начала зарабатывал деньги. Дополнительные инвестиции делать не пришлось. Я никогда не думала, что косметика станет нашим основным доходом.
В соцсетях и группах для русскоязычных, живущих в Черногории, мы сделали объявление, что продаём натуральную косметику. Здесь есть несколько человек, которые занимаются мыловарением и кремоварением, но это, конечно, не те масштабы.
Когда мы рассказали о себе в объявлении, с нами связался черногорец, владелец компании Herbal Montenegro, и предложил работу технолога. Его бизнес был направлен на США и Германию, поэтому мы не были конкурентами. Я писала рецепты для Herbal и параллельно развивала наше направление.
Сергей: Компания Herbal сама вышла на Аню. Сначала пришла девушка и купила всего по чуть-чуть из нашей косметики. Мы ещё удивились странному заказу. Потом позвонил сам Копривица, владелец Herbal.
Анна: Herbal нам предоставил свою лабораторию. У меня был оклад, но где-то через полгода фирма закрылась. Тогда мы открыли свою компанию. В Черногории это сделать достаточно просто. Всё оформление занимает пару-тройку дней. Уставной капитал в 1 евро - частое явление. Фирма может не вести никакой деятельности, от её владельца требуется только исправно платить налоги.
Сергей: На первых порах коммерцией занимался я, Аня только производством - по ночам, когда двухлетние двойняшки спали.
Анна: Да, мы укладывали детей спать и готовили заказы. В это время я уже была беременна третьим ребёнком. Меня вдохновляли отзывы людей, когда они говорили, например, что благодаря нашей косметике у них прошла годовая экзема. Или наконец-то беременная женщина нашла себе средство, которое не усугубляет токсикоз.
Сергей: Уникальность нашей косметики в том, что отправной точкой изготовления любого продукта выступает дистиллированная вода. Мы не делаем ничего массово и поэтому не используем «полуфабрикаты» - только природные компоненты. Это же и конкурентное преимущество.
Анна: Придумать рецепт - это не просто смешать всё подряд «на авось». У меня уже есть большой багаж знаний о компонентах и их взаимодействии, о процентном соотношении ингредиентов.
Любой рецепт создаётся с учётом строгих базовых формул, а дальше - простор для фантазии. Это-то отличает различные бренды - тот самый «кусочек простора для фантазии».
Сергей: Косметика ручной работы не подлежит обязательной сертификации ни в РФ, ни в Черногории. Мы проходили сертификацию нашей продукции для Herbal Montenegro, но, в принципе, это не обязательно.
Два раза в год мы ездим за ингредиентами в Россию. Туда они приходят от поставщиков из Австрии и Франции. Многие компоненты нужно везти в холодильнике, и мы никому не доверяем их перевозку, кроме родителей. Когда они к нам прилетают, тоже привозят набор, который мы заказываем.
Масла оливы и некоторые другие компоненты покупаем здесь. Тару заказываем также в австрийском и французском магазине. Её получаем здесь по почте или с помощью курьерской доставки.
Анна: Всё изготавливаем моими и Серёжиными руками. Только hand-made. Упаковываем косметику мы сами, в крафт-бумагу с сургучной печатью.
Под лабораторию мы выделили помещение в доме, который снимаем в аренду. Всё оборудование привезли из Санкт-Петербурга. Здесь купили только лабораторную посуду. Ничего уникального, так как все замешивается вручную: стеклянные колбы, палочки, посуда.
Анна: Начали мы со всего, что делали ранее - это был большой ассортимент. Уже в Черногории разработали зубные пасты, стиральный порошок, солнцезащитные средства, твёрдые шампуни, моделирующие средства для тела. В целом расширили линейку по уходу за волосами и кожей головы, так как с ними здесь у многих проблемы. Вода в Черногории содержит много кальция, и он оставляет налёт.
Чаще всего покупают твердые шампуни, средства по уходу за волосами, кремы, сыворотки для лица. Мыло, конечно, и дезодоранты.
Дезодорант мы придумали уже в Черногории. У мужа аллергия на промышленные дезодоранты. Я делала один тип дезодоранта, который ему подходил, но мне не нравился. Да, такое бывает, что мне не нравится продукт из нашей линейки. Он либо не подходит мне по типу, либо по структуре - люди все индивидуальны.
Я долго думала, что бы такое придумать, чтобы мне понравился «дезик». Наткнулась на статью про концепцию SkinFood (получила название от одноимённой марки корейской косметики – прим. редакции). Она подразумевает, что на кожу следует наносить те средства, которые можно съесть. Организм один, поэтому не надо мазать на него силикон. Я, кстати, не согласна насчёт силикона, но совет мне понравился. И я подумала о том, что могу придумать SkinFood.
После этого пришёл в голову состав дезодоранта. Он оказался настолько хорош! Не только не вызывал реакций, но и защищал в течение суток даже самого настоящего работягу на жаре +40.
За прошлое лето мы продали 465 дезодорантов. Я даже боялась, что его идею украдут, но нет. До сих пор его заказывают люди из разных стран, даже те, кто страдает гипергидрозом (повышенным потоотделением – прим. редакции).
У нас есть мужская линейка: пены для бритья, дезодоранты, шампуни, кремы и сыворотки для ухода за кожей лица, шампуни, мыло, бриолин, наборы для ухода за бородой, зубная паста, яхтенная косметика. Мужская кожа более грубая, но чувствительная. Ей требуется специальный уход.
Мы разработали и детскую линейку. У нас у самих трое детей: девочки-близнецы пяти лет и двухлетняя малышка. Именно они в первую очередь тестируют наши продукты из детской линейки. Кое-что появляется именно благодаря им. Например, так была придумана зубная паста. Я хотела сделать пасту, которую можно есть. Вот как её ест наша дочь - ложками. Если не поест пасты, не даёт почистить зубы. Поэтому наша паста должна быть сладкой, безопасной и эффективной. В её составе - глина, глицерин, кальций, экстракты, сахарный ПАВ (поверхностно-активные вещества – прим. редакции).
Анна: За готовыми заказами клиенты приезжают к нам сами, либо мы отправляем косметику почтой (доставка отдельно оплачивается заказчиком). У нас сейчас 11 стран, с которыми мы работаем, и около 20 клиентов в месяц. Постоянных заказчиков - 70-80 человек. Некоторые появляются раз в полгода, но делают заказ на крупные суммы. 99% наших клиентов - женщины.
Вся наша команда - это я и муж. Мы приглашали временно специалистов по SMM и на упаковку больших заказов для отелей, но приняли решение отказаться от такого сотрудничества. Проект Globalcos - наша душа, мы хотим чувствовать отдачу. С наёмными работниками этого не происходит. Да и объёмы производства не такие большие, мы справляемся вдвоём.
Продвижение мы начали с группы в Facebook. Таким образом, о нас узнали русские, живущие в Черногории. Через полгода мы уже перестали заниматься продвижением группы, все наши новые клиенты стали появляться благодаря сарафанному радио.
Сейчас мы не занимаемся продвижением вообще. Клиентская база позволяет нам жить, совмещая косметику с работой в других областях. Сергей сейчас приглашённый инженер, я - консультант в черногорском филиале Dolce & Gabbana и Gucci. Плюс много времени у нас уходит на детей. Поэтому мы сейчас уже не развиваем наш бизнес, а только поддерживаем клиентскую базу и работаем с людьми, которые приходят по рекомендации.
Цены на нашу продукцию: от €5 за мыло до €20 за бальзам для волос и кремы (моделирующие и солнцезащитные). Чистый доход от продаж составляет около €1500 в месяц. Это не всегда фиксированная сумма: иногда получается больше, иногда меньше.
Есть клиенты, которые делают один заказ в три месяца на сумму около €300, есть отели, которые могут принести сразу €1500-2000. У нас несколько отелей-партнёров, среди них - крупнейший в Черногории комплекс Dukley.
Отели пришли к нам тоже благодаря сарафанному радио. Вначале мы делали гели для душа для нескольких небольших апарт-отелей. Потом Сергей познакомился с бренд-менеджером Dukley. Они заинтересовались нашей продукцией, провели эко-мероприятие и заказали у нас наборы для него. А дальше мы стали обеспечивать их своей косметикой.
Анна: Периодически у нас появляются точки продаж в старых кварталах Бара и Будвы. Но это не наша цель. Мы любим работать индивидуально, с физическими клиентами, нежели с магазинами.
Вариантов развития нашего бизнеса два: либо мы принимаем участие инвестора (у нас сейчас есть два предложения по оплате международной сертификации и открытии точек продаж в других странах) и расширяем бизнес на международный уровень. Либо остаёмся на том уровне, который есть сейчас, занимаясь скорее горизонтальным ростом и развитием «вглубь», а не количественно.
Чтобы выйти на большие объёмы производства и продаж, нам придётся выполнить много бюрократических процедур. Мы к этому сейчас не готовы. Плюс нам потребуются большие вложения (около €250 000) на сертификацию, выпуск пилотной продукции, закупку тары, заключение договоров с точками.
Тот уровень, на котором мы находимся, позволяет нам не ставить на поток производство и сохранить «душу» нашего проекта. При этом мы остаёмся «на плаву» и живём так, как нам комфортно.
Читайте также:
Природа, счастье, тишина: как устроена туристическая эко-ферма в Словении.
Учебный класс с видом на море: как устроена русская школа на Адриатике.
Бизнес в эмиграции: как открыть в Черногории сыроварню и эко-ферму.