Учебный класс с видом на море: как устроена русская школа в Черногории

Прочтёте за 7 мин.

«Мы не ломаем ребёнка под систему школы»

IT-инструменты, которые использует школа «42»

  • Facebook
  • Telegram
  • Skype

Педагог и журналист Дмитрий Тюттерин три года назад эмигрировал с семьёй в Черногорию и открыл частную школу «Сорок два» на берегу Адриатического моря. Её учениками стали не только русскоязычные эмигранты в Черногории, но и школьники из России, которые приезжают в эту страну летом на отдых с родителями. О том, как обучать детей без домашних заданий и как учить литературу с помощью соцсетей, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Тюттерин.

Досье

Дмитрий Тюттерин, 38 лет, сооснователь частной школы  «Сорок два» в Черногории. По первому образованию – учитель начальных классов, по второму – экономист. Работал главным редактором журнала «Дошкольное образование», менеджером-консультантом и экспертом в области реализации образовательных программ. В Москве вместе с женой создал два частных детских сада «Семь гномов». В 2016 году эмигрировал в Черногорию, где открыл школу для русскоговорящих детей «Сорок два».

Дмитрий Тюттерин

Пауза превратилась в перемену

В Москве у нас с женой было два частных детских сада «Семь гномов». В сентябре-октябре 2015 года мы продали их как бизнес, а в январе 2016 года переехали в Черногорию. Здесь мне предложили работу по контракту в образовательной организации. В сентябре 2016 года контракт со мной и моей командой был досрочно расторгнут, и мы пришли к решению открывать свою русскоязычную школу в этой стране. 

Я очень благодарен Марине Шемякиной - маме четверых детей, моему деловому партнёру и соучредителю школы «Сорок два», которая поддержала меня в то время. В том числе – и финансово. Познакомились мы с Мариной уже здесь, в Черногории. Она делала для своих детей и детей своих друзей маленькую домашнюю школу. Мне была очень близка эта тема, у меня большой опыт в сфере образования. И мы оба решили, что пора открывать что-то своё, серьёзное, с выдачей аттестатов. 

Наш бизнес партнёрский, мы владеем равными долями - 50/50. Но Марина не педагог и совершенно сознательно устранилась от организации внутренних процессов в школе. Уже в октябре 2016 года школа открыла свои двери для всех желающих.

Школа 42

Мы назвали её «Сорок два» в честь романа Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». В этой книге ответ на «Главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого» должен был решить все проблемы Вселенной. Этого ответа с нетерпением ждали все разумные расы. Он был получен в результате семи с половиной миллионов лет непрерывных вычислений на специально созданном компьютере. По утверждению компьютера, ответ был несколько раз проверен на правильность, но он может всех огорчить. Оказалось, что ответ - «42».

В переносном смысле - есть ответ, к которому мы сами подбираем вопрос. Но скорее всего этот ответ ничего не даст, потому что мы не задаём правильный вопрос. Нам показалось это очень символичным - и подходящим названием для школы нового поколения. 

Ломая стереотипы

В Черногории на ПМЖ достаточно много русскоязычных. И наша школа не единственная. Во многих городах этой страны есть учебные заведения для русскоязычных детей. 

Наша школа находится в живописном и престижном месте. Рядом остров Свети Стефан, где частые гости - мировые и голливудские знаменитости. В шаговой доступности находятся Королевский парк, оливковая роща, море. Мы считаем, что детям просто необходимо много гулять, дышать свежим воздухом. Поэтому между своими занятиями мы устраиваем прогулки, часто ходим в походы.

Школа 42

Мы обращаем внимание на любые индивидуальные особенности каждого ученика. То есть не ломаем его под систему школы, а замечаем, в каком темпе может и хочет учится ребёнок, чем он увлечён. Замечаем даже, в каком настроении он сегодня пришёл в школу. 

Мы даём только те знания, которые будут полезны ребёнку. И только в том объёме, который он может усвоить. Максимальное количество человек в классе - 8. 

Главное, к чему мы стремимся - воспитать личность, человека «со стержнем», умеющего творчески мыслить, разговаривать, задавать вопросы, изобретать. У нас не скучные уроки, мы стараемся проводить их в необычной форме, особенно для школьников младших классов. 

На одном из уроков литературы мы с детьми однажды придумали социальную сеть для писателей, творчество которых так или иначе изучаем на уроках. Ребята заполняли профили, рисовали аватарки. Размышляли: был бы Пушкин подписан на Байрона? Дружили ли бы Зощенко и Аверченко? Как назвал бы себя Чехов в сети?

Школа 42

Я могу дать ученикам необычное задание из области естествознания - например, придумать как можно больше способов применения шариковой ручки в больнице. Уроки рисования учитель может спокойно провести под старыми оливами. А физику - на пляже. Это важно. В разнообразии сила и возможность для ребёнка полноценно переключаться. 

У нас нет школьных звонков. Звонок раздаётся только два раза в год - чисто символически: в день знаний и после завершения учебного года. Кстати, начало учёбы у нас не 1 сентября. Как правило, мы открываемся в середине сентября. 

У нас нет никаких домашних заданий. Я вообще не очень понимаю, зачем нужны домашние задания. У нас большой выбор дополнительных занятий: столярная мастерская, мультипликация, стрельба из лука, хор, театр, шахматы, дизайн.

Школа 42

Летом школа не прекращает занятия. Мы работаем в формате дневного летнего лагеря на берегу Адриатического моря. Как правило, успеваем провести пять смен на разные темы. 

В этом году через наш лагерь прошли около 100 детей. Кто-то провёл у нас неделю, кто-то две. Очень много детей приезжают из России специально в лагерь. Стоимость - от 200 до 370 евро за смену, в зависимости от времени бронирования места. 

Команда мечты

Ядро команды приехало со мной. Это моя семья, друзья и соратники. Я достаточно давно занимаюсь образованием не только на уровне школы, но и на уровне больших конференций, фестивалей и событий. Поэтому процентов на 60 команда сформирована из людей, которых я знаю лично или людей, которые знают меня. 

Поиск уникальных и удивительных людей для команды – долгий процесс, сложный и не поддающийся технологизации или типизации. Например, с одним учителем мы договорились о работе за год до окончания контракта на прошлой работе - и год её терпеливо ждали. 

За короткий период времени нужно было устроить переезд большого количества людей. Школа не могла помочь им финансово или предоставить бесплатное жильё, но у наших учителей было желание переехать. Я их консультировал – как это сделать лучше.

Школа 42

Сейчас у нас на постоянной занятости - 17 человек, остальные - приходящие специалисты. Некоторые учителя совмещают несколько предметов. Например, биология-химия, или физика и информатика. На сегодня у нас нет открытых вакансий, преподаватели по всем предметам в наличии, но мы всё равно не останавливаемся и продолжаем искать, смотреть, общаться. 

Мы приглашаем интересных людей для проведения уникальных курсов и лекториев. К нам приезжают блестящие профессионалы. Лишь несколько примеров - Ян Раух с курсом занимательной математики и астрономии или детский писатель Анна Старобинец с игрой «Литературная мистика». 

Доходы и расходы

Школу «Сорок два» мы открыли на личные деньги - мои и Марины Шемякиной. Средств было не так уж и много, но точную сумму сложно назвать. Порядка 1500 евро потратили на оборудование, но потом много месяцев работали бесплатно или сильно дешевле рынка. Это же тоже инвестиции. Как их подсчитать? 

У частной школы совсем по-другому выглядит инвестиционный цикл, нежели у другого бизнеса. Тут важны не столько первоначальные вложения, сколько вложения в первые годы - в зарплаты, аренду и т.д. 

Школа арендует помещение. При поиске варианта мы ориентировались на местоположение. Нам хотелось школу рядом с Будвой. В этом городе в основном и живут все русскоязычные. Нам важно было хорошее помещение по хорошей цене. Но в Будве такого не оказалось. Также там нет такого огромного парка под боком, детской площадки на берегу моря, оливковой рощи. Но всё это есть на Свети Стефане. От Будвы остров находится километрах в пяти.

Школа 42 

Черногория - относительно молодое государство. Многие вещи в законах ещё просто не прописаны. Например, нет чёткой и понятной процедуры лицензирования образовательных учреждений и вообще какой-либо законодательной базы относительно негосударственных учреждений. Каждый раз вопрос решается по-разному и в индивидуальном порядке. 

Относительно нас он решён так: в Москве у нас есть своя частная школа с государственной аккредитацией. Там и числятся наши ученики, там же они проходят аттестацию, там же трудоустроены педагоги. С точки зрения закона мы работаем в правовом поле российского законодательства. Можно сказать, что это как бы формат «школы на выезде». 

Хотя своя фирма в Черногории тоже зарегистрирована. Но её основная задача – обеспечить для себя и своей семьи вид на жительство. В этой стране достаточно легко получить ВНЖ через открытие своей компании. Главное - вовремя платить налоги. 

Сейчас у нас обучаются около 50 детей. Каждый год мы растём процентов на 20. В первый год мы набирали только начальные классы - с 1 по 4. Сейчас уже есть все ступени - до 11 класса. 

Есть ученики, чьи родители живут в Москве. Эти школьники живут в семьях, которые мы ищем среди своих знакомых в Черногории или подаём объявление о поиске в нашей группе. 

Школа 42

Учёба в нашей школе стоит 370 евро в месяц. В прошлом году цена была 350, до этого 300. Для своих «стареньких» мы сохраняем цены на прежнем уровне. 

Чистой прибыли у нашей школы «Сорок два» нет и не будет ещё долго. Мы всё вкладываем в развитие. Но динамика роста очень хорошая. Думаю, ещё год, и можно будет говорить о полной окупаемости проекта. 

В процентном соотношении наши расходы выглядят так: фонд заработной платы - 60% от выручки. Аренда - примерно 15%. Ещё около 15% - налоги. Остальное - расходы на оборудование, коммуналку и прочее. 

Ставка на сарафанное радио

У нас изначально не было никаких ресурсов на массированную рекламную кампанию. Сарафанное радио - это вообще главный инструмент продвижения: и в больших городах, ну и уж тем более здесь, где все друг друга знают. 

Сейчас, на третий год существования нашего проекта, я столкнулся с тем, что многие родители приходят в школу, не задавая никаких вопросов - они уже давно наблюдают за нами и все выводы сделали. Им просто нечего у меня спросить: они уже всё знают про нас. Залог успеха в этом деле - качественная работа, как бы банально это ни звучало. 

Школа 42

Этих усилий оказалось достаточно, чтобы набрать полную школу детей, стать достаточно известными за пределами Черногории (меня регулярно зовут читать лекции о том, как всё устроено в школе) и получить приз как лучшая русскоязычная школа Черногории в 2018 году. 

У нас есть группа в Facebook, плюс некоторая активность самих родителей, лояльных к школе, по привлечению новых учеников (за что им отдельное спасибо). Есть поддержка моих коллег из России, которые были в школе и могут лично засвидетельствовать качество и особую атмосферу в ней. 

Зачем я занимаюсь этим проектом? У моего ребёнка есть хорошая школа. И несмотря на отсутствие стабильной прибыли у меня есть фиксированная зарплата. Так что наша семья не бедствует. Я считаю, что человек, который сделает первую действующую образовательную и бизнес-модель самоокупающейся малокомплектной школы - сможет многое изменить в образовании в целом.

Дмитрий Тюттерин


Читайте также:

На всех парусах: как заработать на аренде яхт в Черногории.
Бизнес в эмиграции: как открыть туристическую фирму в Грузии.
Как репатрианты из Москвы открыли книжный магазин в Израиле.

26 сентября 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов