За последние годы многие российские заповедники и национальные парки преобразились – там появились современное оформление, необычные инсталляции, интересные и познавательные экотропы. Во многом это заслуга агентства «За_природу» из Воронежа, которое стало фактическим трендсеттером в этой области, оформив многие известные природные территории. О том, как устроен этот необычный бизнес, порталу Biz360.ru рассказал исполнительный директор агентства Денис Деменко.
Денис Деменко, 44 года, предприниматель из Воронежа, сооснователь агентства развития природных территорий
«За_природу». Окончил экономфак ВГУ и калифорнийский университет UCR. Проект «За_природу» развивает вместе с партнёрами и совладельцами Виктором Емельяновым и Юлией Саламех. Виктору 48 лет, окончил Институт менеджмента, маркетинга и финансов. Юлии 47 лет, окончила Воронежское художественное училище и Московский художественно-промышленный университет. Агентство «За природу» разрабатывает бренды заповедников и национальных парков, проектирует визит-центры и музейные экспозиции, строит экологические тропы.
Более 10 лет я работал в найме: руководил маркетингом в крупных воронежских компаниях, работал в стратегическом консалтинге в Москве. В 2007 году вернулся в Воронеж и по приглашению своего друга Виктора Емельянова вошёл партнёром в дизайн-бюро «Варио», которое впоследствии стало агентством VarioBrands и занималось брендингом для продуктов питания, торговых сетей, сферы услуг. Вскоре к нам присоединилась Юлия Саламех – в качестве дизайн-директора, а потом и партнёра.
Агентство добилось неплохих результатов - как минимум, на региональном рынке. Некоторые бренды, созданные десять и больше лет назад, живы и развиваются до сих пор. В VarioBrands собралась очень сильная команда: кто-то с нами по сей день, кто-то перешёл на работу в топовые российские и мировые агентства.
Как появилось природное направление? Случайно и неслучайно. Мы не планировали профессионально заниматься чем-то, связанным с охраной природы. Разве что в школьные годы, наверное, задумывались о таких профессиях… Но элементарная экологическая ответственность, любовь к путешествиям, природе, рыбалке - это всё, пожалуй, уходит корнями туда.
Наша работа с природными территориями с рыбалки и началась.
Одно из любимых мест для рыбалки у нас было на реке Хопёр, неподалёку от Хопёрского заповедника. Мы всегда серьёзно относились к этике рыбалки, в частности – к ловле по принципу «поймал-отпусти», сложившимся природоохранным традициям и ограничениям.
В какой-то момент мы познакомились с сотрудниками заповедника и решили помочь им в их деле своими компетенциями в сфере дизайна. Тогда родился наш первый заповедный логотип - забавная минималистичная выхухоль. В заповеднике получившийся результат одобрили, а наши наработки отправили на согласование в федеральное Минприроды.
А дальше сложились несколько факторов. В природоохранном сообществе мы встретили неравнодушных людей, которые оказались с нами на одной волне. Кроме того, момент для начала такого рода работы по развитию и брендированию природных территорий был удачным. В итоге мы получили заказы на ещё несколько проектов, наиболее заметными из которых стали брендинги для Кроноцкого, Байкальского, Тунгусского и Воронежского заповедников.
Вслед за айдентикой мы начали заниматься созданием объектов туристической инфраструктуры, включая экологические тропы, визит-центры, экспозиции. То есть создавать не только фирменный стиль, но также разрабатывать навигацию по территории, информационные носители и объекты выставок. Первым таким проектом стал визит-центр в Красной Поляне для Кавказского заповедника, возведённый к Олимпиаде-2014.
Нам понравились такие нетривиальные задачи. И у сотрудников тоже глаза загорелись. Позже в команду пришли и новые люди, которым были интересны именно природоохранные задачи.
Спустя несколько лет и пару десятков проектов, стало очевидно, что внутри VarioBrands сформировалась новая структура со своей командой, подходом, экономикой, отношениями с клиентами, а также новыми компетенциями. В итоге мы решили разделить коммерческое брендинговое и природное направления - VarioBrands и «За_природу».
На старте мы были, в первую очередь, дизайн-агентством. Затем последовательно осваивали новые компетенции, расширяли спектр услуг - брендинг, архитектура, производство и т.д.
Теперь мы делаем проекты «под ключ» - от идеи до монтажа на месте. По мере развития мы значительно усилили собственную мини-редакцию, чтобы качественно и современно производить материалы для информационных баннеров. Развиваем также направление комплексного проектирования и развития природных территорий.
Основные наши продукты сегодня - разработка экологических троп, экспозиций природных музеев, брендинг территорий, мастер-планирование и комплексное проектирование территорий.
В 2015 году мы открыли небольшой производственный цех в соседнем с основным офисом здании. Дело в том, что стандартные решения, которые используются в рекламе и экспозиционном дизайне, не всегда подходят для экстремальных условий и не дают нужной нам «красоты игры» - чтобы и надёжно, и эстетично. На экотропах стенды может засыпать метровым слоем снега, подтапливать, их могут повредить как люди, так и животные.
Чтобы решить эти проблемы, мы разрабатывали собственные технологии печати, антивандальной защиты, подбирали нужные материалы, проводили испытания. Мы оставляли образцы на несколько месяцев на крыше под солнцем, держали в морозилке - чтобы проверить и сравнить устойчивость к погодным условиям. Вначале всё делали своими силами, затем, когда отработали и протестировали технологии, смогли делегировать часть задач нашим партнёрам.
В каждом проекте есть свои ноу-хау и нестандартные решения конкретных проблем. Например, на экотропе в Хопёрском заповеднике это съёмные поверхности стендов, которые убираются в период половодья; в Оренбургском заповеднике - особым образом изогнутые, ветроустойчивые конструкции, в Ростовском заповеднике - низкие стенды на экотропе, которые не нарушают степной пейзаж.
На сегодня в нашем портфолио есть крупные проекты с уникальными техническими решениями. Например, визит-центр «Байкал Заповедный». Работа над ним с нуля и до монтажа заняла несколько лет, запуск осуществлялся в несколько этапов, к процессу было привлечено с десяток экспертов. Там применено множество мультимедийных решений.
Но и в небольших проектах бывают свои сложности. Когда проект крупный, в нём есть пространство для маневра. А при разработке небольшой экотропы нужно найти такой подход, чтобы запустить проект с большим количеством технических ограничений, обеспечить ему здоровую экономику.
Минимальный состав команды на небольшой проект: руководитель, дизайнер, менеджер, редактор, производственный менеджер, возможно - архитектор, обязательно - эксперт со стороны клиента. Кроме своих непосредственных обязанностей, каждый всегда погружается в специфику территории и участвует в общих мозговых штурмах.
В «За_природу» над разными проектами работает по несколько таких команд параллельно. При необходимости состав каждой может и расширяться.
Стоимость нашей работы очень разнится от проекта к проекту. Например, приблизительная стоимость среднестатистической оборудованной экотропы длиной 2-2,5 км составляет 1-1,5 млн. рублей. В этот бюджет входит концепция, работа с контентом, дизайн, оборудование (информационные стенды, входные группы, арт-объекты, навигация), а также монтажные работы. А бюджет современной природной экспозиции площадью 75-100 квадратных метров с мультимедийными и интерактивными решениями начинается примерно от 5 млн. рублей.
Среднемесячный оборот «За_природу» составляет 1,5 млн. рублей. Поставить наши задачи на конвейер невозможно, поэтому мы растём последовательно, но небыстро.
За нашими услугами обращаются руководители охраняемых природных территорий, музеи, некоммерческие организации и фонды.
Они хотят быть открытыми, общаться с аудиторией на человеческом языке. Они понимают, что современные люди выбирают между посещением экотропы и просмотром роликов на YouTube, походом в музей или в бар. Поэтому им мало «быть не хуже, чем другие», но не хватает инструментария. Вот тут подключаемся мы.
Мы, как и большая часть заказчиков, стараемся смотреть вдолгую - на много лет вперёд. Будет ли эта экспозиция жизнестойкой, будут ли актуальны мультимедийные решения, будет ли всё это интересно разновозрастной аудитории?
Наша практика подтверждает, что вектор выбран правильно. В частности, в Воронежском заповеднике за несколько лет после нашей работы посещаемость выросла почти в три раза, так же как выросли внебюджетные доходы от посещения туристических объектов и средний чек.
Всё это приближает территории к самоокупаемости и мировым стандартам.
Клиенты чаще всего приходят к нам через сарафанное радио. Это преимущественно профессионалы, имеющие контакты в своей среде. Они видят интересный объект, узнают, кто исполнитель, и сами выходят на нас.
Кроме того, мы сами следим за интересными проектами в сфере природоохранной работы. Если узнаём о чём-то, заслуживающем внимания - выезжаем, знакомимся, обмениваемся опытом. Также посещаем профильные мероприятия как в роли спикеров, так и в роли слушателей.
Что касается маркетинга в соцсетях, то у нас активны Facebook и Instagram. Но мы стараемся не делать их нарочито рекламными, не навязывать свои услуги. Просто делимся тем, что важно нам самим.
В период весенней самоизоляции мы, как и любой бизнес, столкнулись с рядом трудностей. При этом большую часть задач мы относительно легко перевели в удалённый формат. Для этого организовали для сотрудников доступ к необходимым документам, перенесли файлы в «облака».
С производством было сложнее: пришлось скорректировать планы и отложить несколько командировок. Однако значительных простоев удалось избежать, команда работала с полной загрузкой. Обидно, что в итоге несколько объектов, в которые нами было вложено много сил и любви, из-за карантина открылись без посетителей.
Из последних новых разработок компании, которые мы намерены развивать дальше - проект мобильной экспозиции, который уже запущен в пилотной версии. Это набор оборудования, который умещается в багажник УАЗа, а на месте разворачивается в полноценное выставочное пространство.
Многие наши заказчики - с удалённых территорий, к ним бывает непросто добраться. А мобильные экспозиции позволят устроить для них турне по учебным заведениям, общественным пространствам в ближайших городах. Таким образом, заповедники и национальные парки получат контакт с новой аудиторией.
Кроме того, у нас есть идея по созданию Центра экологического туризма при поддержке департамента туризма Воронежской области, включая проект обучающего пространства. Но планировать конкретные сроки реализации в текущих условиях, конечно, трудно.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».