Досье
Александр Яковлев, 26 лет. До запуска собственного бизнеса профессионально играл в хоккей на позиции вратаря. После ухода из спорта открыл магазин по продаже бывшей в употреблении хоккейной амуниции «KM-SPORT».
Фото: Валентин Беликов.
Сейчас в магазине KM–SPORT Александра Яковлева более 1,5 тысяч позиций, большая часть которых - это хоккейная экипировка б/у и коньки. В 2014 году оборот хоккейной комиссионки достиг 8 млн. рублей. А начиналось все 4 года назад с единственного собственного подержанного комплекта формы, выставленного в подвальном помещении, арендованном у знакомых.
По словам Александра, идея хоккейной комиссионки тогда оказалась новой для Петербурга, хотя подобные магазины давно существуют в соседней Финляндии. Запуск такого магазина обошелся всего в 300 тысяч рублей. Занимать их не пришлось. Александр вместе с партнером Алексеем Попелышко (через пару лет вышел из этого бизнеса) арендовали подвал у метро «Спортивная», одновременно стали собирать товар и продвигаться через многочисленных друзей и знакомых, играющих в любительских командах города.
«У нас можно одеть ребенка, к примеру, за 5 тысяч рублей, тогда как новая амуниция обойдется в 2–3 раза дороже»
Расположение возле «Спортивной» не случайно - рядом катки в «Юбилейном», на Ждановке, школа «Динамо» на Васильевском острове.
Александр закупает помимо б/у и новую форму. Да и подержанную иногда трудно отличить от новой. «Встречаются модники, которые по аналогии с новыми iPhone сливают свою старую форму, едва выходит новая топовая модель, — рассказывает владелец KM–SPORT. — Куда деть амуницию предыдущего поколения? В интернете порой долго и неудобно по частям продавать. В итоге несут все нам». Александр оставляет себе 20% стоимости, по которой выставлен подержанный товар в магазине, остальное идет человеку, который принес вещь. Бывает, что клиенты просто обменивают старую экипировку на новую с доплатой.
Правда, иногда приносят нечто среднее между хламом и винтажем. «Можно целый музей создать, — улыбается Александр. — К примеру, есть коньки Jofa 143, в которых играли в 1960–х годах, с деревянными чехлами ручной работы». Разобраться в том, стоящая ли вещь, владельцу магазина помогает собственный опыт игры в хоккей.
Александр собирается к осени увеличить ассортимент до 3 тысяч позиций. По его словам, кризис если сказался, то положительно — во время последнего хоккейного сезона продажи выросли на 15% по сравнению с предыдущим. Далее Александр планирует открыть еще один–два магазина в спальном районе, модернизировать сайт и выйти в регионы.
Подержанная хоккейная форма в России в основном продается через интернет - сайты бесплатных объявлений, хоккейные сообщества и форумы. Кроме KM–SPORT продает б / у амуницию петербуржцам «EURO–СПОРТ» (находится в Колтушах, Ленобласть). Там считают, что рынок перспективен (по крайней мере, еще четыре–пять магазинов можно открыть), так как интерес к хоккею продолжает расти. Между тем сейчас в Петербурге уже около 500 любительских команд примерно по 20 человек в каждой.
Потенциальный объем рынка подержанной экипировки, коньков и прочего оценивается в 40 млн. рублей. При этом бизнес сезонный. А для лета у Александра есть ролики на хоккейных ботинках