Предприниматели часто сталкиваются с непониманием со стороны родителей. Мамы и папы не всегда одобряют то, что их дети не хотят работать на кого-то и предпочитают риски собственного бизнеса стабильному заработку в найме. То же самое было у Валентины Колесниковой в её отношениях с дочерью-предпринимателем. Но запуск собственного небольшого бизнеса на пенсии помог ей улучшить отношения с дочерью и выявил общие интересы. О том, как предпринимательство может помочь выстроить отношения между поколениями, Валентина Колесникова рассказала на форуме «Герои Местной еды».
Валентина Колесникова, 62 года, основатель проекта
«Мама любит тебя». Работала 30 лет в Оренбурге главным санитарным врачом на железной дороге, после выхода на пенсию ещё несколько лет продолжала быть санитарным врачом. В 2015 году переехала в Москву, где дочь Анастасия Колесникова, организатор проекта «Маркет Местной еды», помогла ей открыть собственный бизнес – производство варенья под брендом «Мама любит тебя». В нём задействованы женщины-пенсионерки. Основные каналы продаж – собственный сайт, маркеты и фестивали еды.
Если вы предприниматели, то, думаю, у ваших родителей есть ещё непонимание – чем вы занимаетесь, и зачем вам это надо. Расскажу про себя и свою дочь Настю Колесникову (предприниматель, основатель проекта «Местная еда», который помогает начинающим гастроэнтузиастам при открытии собственного бизнеса – прим. редакции).
Я жила в Оренбурге и работала там. Настя была в Москве, она открыла магазин «Место», потом закрыла его. Я не понимала, чем она занимается. Считала, что это неправильно. Мне казалось, что лучше найти какую-то стабильную бюджетную работу, иметь гарантированный заработок и жить дальше такой жизнью.
Из-за этого непонимания звонки дочери становились реже, а на вопрос «Как дела?» звучал её ответ: «Да всё хорошо». Но мне этого было мало. Так как я работала руководителем, то у меня были эгоизм и обида. А у Насти уже было своё «я», она формировалась в то время как личность.
Ниточкой для улучшения нашего взаимопонимания стало моё участие в проекте Насти «Ящик Местной еды». Это же стало причиной для более частого общения и будущего понимания её деятельности. Настя собирала продукты местных производителей со всей России и оформляла их в такие ящики. Я попросила, чтобы она взяла в свой проект домашнее варенье, которое я варю. Она согласилась. И первая партия моего варенья была классической – из яблок со своей дачи.
Мы это варенье вместе с другими вкусняшками раньше передавали самой Насте с поездом в Москву. И в каждой посылке была записка с подписью «Мама любит тебя, и папа тоже». Настя придумала для моего варенья название «Мама любит тебя», а также – дизайн упаковки. В дизайне - домик, который является воспоминанием о домике её бабушки.
В 2014 году я решила поучаствовать в другом проекте Насти – «Маркете Местной еды» – тоже со своим вареньем. Я тогда как раз приехала в командировку в Москву. Участвовать в маркете было страшно. Страх у меня был такой: а вдруг меня увидит кто-то из знакомых? А как это продавать? Сколько должно стоить варенье?
Я переборола страх, и у меня всё получилось. Правда, спустя 2 года мои бывшие сотрудники увидели меня на «Ламбада-маркете», и первый вопрос, который они мне задали с такой ехидцей, был: «Ну что, торгуете?» Но тогда я уже ответила, что нет, не торгую, а реализовала свою мечту.
В 2015 году я переехала в Москву, именно тогда уже полноценно родился проект «Мама любит тебя». Он был направлен на то, чтобы соединить таких же мам-пенсионерок, как я. Мы вместе варили варенье, участвовали в маркетах и социализировались. Советовались, какие упаковки должны быть, как приготовить то или иное варенье, будет ли оно вкусно, делились семейными рецептами. Мы всегда очень ждали маркетов и наших покупателей.
В нашем проекте собрались мамы, у которых есть дочки. И «Мама любит тебя» помог нам всем наладить отношения с детьми. Наши дочери помимо того, что занимались своими делами, помогали нам. Они были у нас водителям и грузчиками. Привозили нас на очередной маркет, разгружали и дружно смеялись, что не заберут нас домой, пока мы всё не продадим.
Проект «Мама любит тебя» ещё больше сблизил меня со своей дочерью. У нас появились общие интересы, например, путешествия. Конечно, нам хотелось посмотреть маркеты в других странах, попробовать варенье на них. Поэтому мы ездили в Прованс, Австрию. Из этих поездок стало понятно, что за границей привыкли есть джемы, а не варенье.
Дочь учила меня, что мама должна жить самостоятельной жизнью, поэтому дальше путешествия были продолжены мной самостоятельно. Я вспомнила про свои мечты – увидеть Байкал, Самарканд, Ташкент и Дальний Восток. Мне осталось теперь побывать только на Дальнем Востоке.
Настя давала мне книги, которые советовала почитать. Так у меня появились книги о мечте, путешествиях. Дальше мне захотелось пойти на семинары – например, Татьяны Черниговской (учёный в области психолингвистики и нейронауки – прим. редакции), Владимира Познера. И я пошла.
«Маркеты Местной Еды», которые проходят не только в Москве, дают мне новые знакомства и желание делать что-то новое. Например, в Угличе я научилась готовить ферментированный чай. В Ярославле у нас были соседи, которые выпускают сыры, я научилась делать сыр рикотта.
Мне сейчас хочется пробовать всё. Я предполагаю, что буду жить до 100 лет. Поэтому у меня впереди много нового. Я для себя вывела такой девиз: «Надо быть полезной для себя, семьи и общества». Когда я говорю про общество, то хочу быть по крайней мере полезной таким же, как я, мамам-пенсионеркам, с проектом «Мама любит тебя».
Если хотите мотивировать родителей заняться чем-то новым, например, бизнесом, то вы должны помогать им. Например, Настя ездила со мной и закупала баночки для нашего варенья. Но потом подтолкните их к самостоятельности, и они отлично справятся.
Читайте также:
Красота спасёт мир: шесть историй о бизнесах, которые делают нашу жизнь ярче.
Lady in business: восемь вдохновляющих историй о женщинах-предпринимателях.
Остаёмся зимовать: семь вдохновляющих историй для наступающих холодов.