Компаний, которые не просто поддерживают тренд на повышение доступности среды для маломобильных людей, а делают это важным принципом работы, становится всё больше. За последние несколько лет забота о клиентах стала неотъемлемой частью экологичного подхода к бизнесу, которая при этом влияет не только на повышение лояльности аудитории, но и на рост прибыли. О том, как грамотно адаптировать коммерческое пространство под запросы маломобильных групп населения, порталу Biz360.ru рассказала Надежда Чередниченко, генеральный директор компании «Доступная страна».
Надежда Чередниченко – соучредитель и директор компании «Доступная страна», которая специализируется на создании доступной среды и адаптации пространств для маломобильных людей. За более чем 10 лет работы компанией было адаптировано более 11 700 объектов в соответствии с госпрограммами и нацпроектами «Доступная среда», «Современная школа» и другими.
По данным Счётной палаты, за 2021 год под потребности маломобильных групп населения были адаптированы только 14,8% музеев, 17% библиотек, 28% культурно-досуговых учреждений, 28,5% театров. Официальной статистики по доле коммерческих учреждений (кафе, торговых центров и других объектов), доступных для маломобильных граждан, нет.
Ежегодно их количество растёт, однако достаточно зайти в несколько заведений любого города, чтобы убедиться в том, что необходимые меры пока соблюдают далеко не все предприниматели. Более того, часто реализуется так называемая частичная адаптация: создаются отдельные туалетные комнаты для людей с инвалидностью, устанавливаются пандусы на входе в заведение, столики с возможностью заезда для колясок. При этом узкие коридорные пространства, высокие стойки ресепшн, кассы, полки с товарами и перепады высот внутри помещения остаются неизменными – а значит, не каждый человек сможет воспользоваться услугой.
Особенно актуальна эта проблема для компаний малого и среднего бизнеса, которые постоянно находятся в поиске решений для развития компании и не готовы тратить крупные суммы на переоборудование помещений. Хотя на самом деле грамотная адаптация пространств под потребности маломобильных групп – это несложно. К тому же, она не только позволяет решить вопросы поддержания инклюзивности и социальной ответственности, но и приносит дополнительную прибыль.
В перечень маломобильных групп входят родители с колясками, пожилые люди, беременные женщины, люди с инвалидностью. Адаптация пространства под их потребности способна привлечь к бизнесу тысячи новых клиентов. Эффективнее начать изменения уже сейчас, когда направление инклюзии ещё слабо развито среди коммерческих организаций. Создав условия для маломобильных граждан, вы сможете значительно расширить свою базу постоянных посетителей.
Люди, использующие инвалидные коляски, рассказывают, что до выхода из дома они всегда изучают здания и заведения на предмет доступности. Для этого обычно используются фото и отзывы в «Яндекс.Картах» или «Яндекс.Панорамах», а также тематические разделы «Доступная среда» на сайтах учреждений. Кроме этого, у людей, передвигающихся на креслах-колясках, есть свои сообщества, где они делятся информацией о хорошо и плохо оборудованных местах, куда они советуют или не советуют ходить.
Чтобы создать комфортную и безопасную среду для каждого, достаточно соблюдать основные рекомендации по адаптации пространства под потребности маломобильных граждан.
Базовые принципы создания доступной среды применимы ко всем заведениям и учреждениям. Отличия зависят от формата обслуживания, среди них выделяют следующие:
-
зальный способ обслуживания – например, лекционные, концертные, музыкальные залы;
-
кабинетный способ обслуживания – зоны кабинетов в административных учреждениях, медицинских организациях, учебных заведениях;
-
формат обслуживания «за прилавком», куда входят все стойки регистрации, справочные, кафе самообслуживания.
В большинстве заведений ещё одним из пространств, требующих особого внимания, считается санузел.
До начала ремонта или в его процессе важно провести консультации с персоналом, чтобы научить команду особенностям взаимодействия с маломобильными людьми. Например, слабовидящие или полностью незрячие люди иногда ходят в заведения в сопровождении собак-проводников, что может дезориентировать персонал.
Хотя взаимодействовать с животными легко, нужно лишь следовать правилам и учитывать контекст ситуации:
-
Собака-проводник не носит намордник, потому что она подаёт своему хозяину предметы, которые тот обронил. Поэтому акцентировать внимание на отсутствии намордника не стоит.
-
Если у животного есть паспорт собаки-проводника, это даёт ему право бесплатно сопровождать хозяина в любом общественном месте и транспорте, среди них: музеи, школы, метро, автобусы, трамваи.
-
Узнать собаку-проводника можно по специальному снаряжению – шлейке с ручкой и надписью «Собака-проводник слепого» или «Собака-поводырь».
-
Если человек с собакой-проводником попросил вас показать ему дорогу, то встаньте справа от него, так как собака всегда идет слева.
-
Собак-проводников нельзя без разрешения гладить и кормить, так как это отвлекает их от работы, и они могут сбиться с маршрута.
Когда вы подготовили помещение к приёму новых гостей и обучили персонал правилам взаимодействия, следующий шаг – опубликовать на сайте и в социальных сетях информацию о доступности заведения. Этот блок нужно выделить в специальный раздел «Доступная среда», разместить там фото или видео по маршруту посетителя, чтобы он заранее понимал, сможет ли зайти самостоятельно или ему нужен помощник. Ещё одно важное место публикации информации – открытые сервисы, например, «Яндекс.Карты».
По мнению людей с инвалидностью, преодоление входной группы – самая трудная часть посещения заведения. Даже если внутри всё адаптировано по стандартам, вход в здание может стать испытанием для маломобильного человека. Особенно если здание было построено до 2012 года и при проектировании не попало под требования нормативов по доступной среде.
Чтобы создать комфортные условия для входа в ваше заведение, важно проверить наличие и доступность следующих деталей:
-
Подходы к ступеням лестницы должны быть обозначены тактильными наземными указателями;
-
При наличии перепадов высот обязательно обустройство пандуса, формат, угол и длина которого должны учитывать нормативы и особенности конкретного входа;
-
По обеим сторонам пандусов должны быть предусмотрены нормативные двухуровневые перила;
-
Площадка перед входом должна быть достаточного размера для того, чтобы человек на коляске мог комфортно открыть дверь и въехать в заведение. Дверь не должна открываться в сторону пандуса;
-
Дверное полотно не должно быть слишком тяжёлым, ручка должна располагаться на доступном для людей на колясках уровне;
-
Входные проёмы должны быть достаточно широкими, а глубина тамбура должна позволять отъехать назад на коляске для открытия внутренней двери.
После входа гостям предстоит добраться до своего места или нужного помещения через коридор и холл. Здесь для посетителей нужно предусмотреть понятную систему навигации и информирования.
Для слабовидящих внутренние помещения оснащаются тактильными напольными указателями, настенными табличками на определённой высоте, а также звуковыми информаторами. Поверхности пола и стен необходимо делать контрастными, а указатели – заметными и яркими, чтобы человеку не пришлось прикладывать усилия для их поиска и использования. Для посетителей с нарушениями зрения также стоит предусмотреть регламент по сопровождению.
Людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата важно, чтобы в помещении не было порогов, перепадов высот пола и ковров.
Если из холла маломобильному человеку нужно подняться на другой этаж, то важно предусмотреть альтернативный лестнице вариант, например, лифт. Идеально, если лифт будет иметь сквозную конструкцию. Для перемещения людей с инвалидностью на верхние этажи также можно использовать мобильные подъёмники. В этом случае важно учитывать следующие особенности данного оборудования:
-
Мобильные подъёмники предназначены для использования внутри помещений, но в отдельных случаях подходят и для подъёма по внешним лестницам;
-
Большая часть моделей подъёмников подходит для инвалидных колясок с ручным приводом. Для перемещения электрических колясок, как правило, нужна специальная платформа, совместимая с подъёмником;
-
Чтобы перемещать маломобильного человека с помощью подъёмника, нужен помощник. Это оборудование не позволяет человеку подняться самостоятельно.
Также важно продумать эвакуационные системы для людей на колясках, если здание имеет несколько этажей. В частности, в составе системы должны быть предусмотрены лестничные эвакуационные кресла. Однако по возможности лучше разместить помещения, куда приходят гости на колясках, на первом этаже.
В кабинетах, где обслуживают посетителей, стол специалиста должен быть определённой конструкции, которая обеспечит комфорт и доступность для человека на коляске. Его поверхность нужно расположить на высоте 80–85 см, высота и ширина проёма для ног должны составлять 75 см, а глубина зоны для размещения ног – не менее 50 см.
Заднюю стенку-перегородку необходимо убрать, иначе она будет мешать человеку на коляске. Площадь помещения, где проходят индивидуальные приёмы посетителей, должна составлять не менее 12 квадратных метров, а при наличии двух рабочих мест – не менее 18.
Для коммуникации со слабослышащим человеком в кабинете можно использовать индукционную систему, с глухим – текстофон или аналогичный механизм, позволяющий обмениваться текстовыми сообщениями.
Особые правила касаются и всех стоек ресепшн и регистрации, прилавков в кафе, касс в супермаркете. Поверхность любого рода прилавка для обслуживания людей на колясках должна быть не выше 85 см, под ним должно оставаться место глубиной от 50 см для размещения ног. Не менее одной стойки обслуживания должно быть оборудовано системой обеспечения разборчивости звуковой информации.
По мнению людей, передвигающихся на креслах-колясках, второе по сложности использования место в заведениях – это санузел. Даже если в помещении существуют отдельные кабинки для маломобильных групп населения, далеко не все они оборудованы по стандартам и комфортны для людей. Правильная планировка санузла позволяет осуществить все виды пересадок с коляски на унитаз, для этого около унитаза должно быть свободное пространство для бокового, углового и фронтального размещения коляски. В частности, для размещения коляски сбоку от унитаза необходимо свободное пространство шириной не менее 80 см, а для разворота коляски в санузле должна оставаться площадка диаметром 1,4 м.
Унитазы для маломобильных людей также имеют свои особенности – высота чаши должна составлять 45-50 см, в то время как сиденье стандартных унитазов обычно располагается на высоте 35-37 см. Высокие унитазы удобны людям на колясках, поскольку при пересадке им не нужно преодолевать большую разницу высот (сиденье инвалидного кресла также находится на высоте 45-50 см от пола).
Такие унитазы комфортны и для пожилых людей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Длина у специальных унитазов для маломобильных людей также увеличена относительно стандартных моделей. Помимо этого унитаз для людей с инвалидностью должен быть оборудован поручнями и иметь опору для спины.
Раковины в санузлах должны быть установлены так, чтобы под них можно было заехать человеку на коляске, поэтому здесь нельзя использовать тумбы и пьедесталы. Глубина раковины должна быть не менее 50 см, а высота наоборот, минимальной, чтобы пространство для ног оставалось комфортным и соответствовало нормативам. Раковины также оснащаются поручнями.
В комнате матери и ребёнка нужно оборудовать пространство для комфортного пеленания или переодевания младенца. Для этого устанавливают пеленальные столики разного формата, в зависимости от возможностей и особенностей помещения.
Если ваше заведение давно работает в штатном режиме и вы хотите переоборудовать его под маломобильных посетителей, или готовитесь к открытию новой точки и хотите заранее всё предусмотреть, но бюджет ограничен, вы всё равно можете создать базовый уровень комфорта для гостей. Для этого следуйте следующим рекомендациям:
-
Если входов несколько, то достаточно оборудовать только один доступный вход. Для этого установите пандус, широкую (не менее 90 см) входную дверь, а также обеспечьте безопасность лестницы, например, с помощью перил и противоскользящих накладок на ступени. Если бюджет минимальный, то установку пандуса запланируйте на будущее и разместите в первую очередь систему вызова персонала. Важно: кнопка вызова должна находиться до лестницы или пандуса на доступной человеку на коляске высоте.
-
Обучите персонал, проведя инструктаж и сформировав регламент того, как действовать, когда в заведение приходит человек, представляющий маломобильные группы населения.
-
Адаптируйте места оказания услуг. Лучшим решением будет расположить их на первом этаже, ближе к входу, чтобы не прокладывать к ним дальние и сложные маршруты. Обеспечьте на входе и в самом помещении свободный проезд для колясок, широкие проёмы и отсутствие порогов, а в кабинетах установите столы с пространством для ног, под которые можно заехать на кресле-коляске. Для слабослышащих установите индукционные системы – в кабинетах удобнее использовать портативные, а для залов потребуются стационарные. Для обучения слабослышащих учеников оснастите учебные кабинеты радиоклассами.
-
Обеспечьте отдельные санузлы для посетителей с инвалидностью и мам с маленькими детьми.
Всего несколько простых и относительно недорогих мероприятий помогут вам сделать первые шаги на пути к инклюзивному заведению. Соблюдая стандарты и правила адаптации помещений, вы не просто тратите средства, а делаете вклад в комфорт общества и развитие собственного бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».