Как краудфандинг помог бизнесу выжить в кризис: пять реальных кейсов

Прочтёте за 6 мин.

«Не было другого выхода, кроме как обратиться к друзьям и знакомым»

Из-за коронавируса и связанных с ним ограничительных мер тысячи компаний по всей страны столкнулись с невозможностью вести свою деятельность в прежнем объёме и формате. Кто-то заморозил проект до лучших времён, кто-то пытался перевести бизнес в онлайн, а ряд компаний использовали для выживания необычный способ внешнего финансирования – краудфандинг. О том, на что удалось привлечь средства и как проходила крауд-кампания, представители малого бизнеса рассказали порталу Biz360.ru. 

«Краудфандинг может быть эффективным инструментом»

Татьяна Сервианова 

Татьяна Сервианова,
директор семейного клуба «Фонарик» (Москва) 

«Наш клуб - это сообщество родителей: активных, прогрессивных, думающих. Поэтому, когда мы столкнулись с трудностями, связанными с карантином, стали вместе решать, что же делать в ситуации, когда нет возможности полноценно работать. Один из родителей, Фёдор Катасонов, сказал, что есть краудфандинг – хорошая возможность привлечь внешнее финансирование. Мы изучили пакет документов от площадки Planeta.ru, чтобы понять, что от нас требуется для запуска краудфандинговой кампании. Выяснили, что ничего сложного, и решили попробовать.

С подготовкой нам очень помогли родители: от появления идеи до её воплощения. Одна из мам написала все текстовые материалы, многие родители стали участниками проекта. 

Мы объявили сбор на сумму в 300 тысяч рублей. Эти деньги планировали потратить на поддержку педагогов и на обустройство новых выходов из нашего помещения (арендодатель не согласился дать арендные скидки, но дал согласие на вложение арендных платежей в улучшение характеристик помещения).

Краудфандинг - Фонарик

Сначала мы активно продвигали нашу кампанию в своих соцсетях и на сайте. Потом решили, что выглядим слишком навязчиво, и снизили активность. Это незамедлительно сказалось на сборах. Также нам помог «Росбанк», который решил профинансировать некоторые кампании на Planeta.ru и перевёл нам недостающую сумму.

Мы закрыли сбор на 100%, за что очень благодарны всем людям, которые нас поддержали. Как и планировали, деньги потратили на заявленные цели. Нам это очень помогло в трудные времена. Мы поняли, что краудфандинг может быть эффективным инструментом, если правильно продвигать свою кампанию.  

«Дотянули до нормальной работы»

Борис Алексеев 

Борис Алексеев,
художественный руководитель Никитинского театра (Воронеж) 

Мы – частный театр, и наш доход на 90% - это деньги от продажи билетов. Как только мы прекратили играть спектакли из-за режима самоизоляции, то перестали что-либо зарабатывать. Мы сообщили зрителям, что те, у кого есть билеты в театр на апрель-май, могут прийти с ними на любой спектакль в любой день в течение года. Это заявление нам очень помогло – билеты сдал только один человек. 

За аренду во время коронавируса нам платить не пришлось. Мы арендуем помещение в ДК Железнодорожников. И летом РЖД отменила аренду на три месяца для всех компаний из сферы культуры, которые арендуют у них площадки. Мы с мая по август были избавлены от аренды, за что большое спасибо. Потому что платить аренду всё это время в ситуации, когда мы не работаем, было бы невозможно. 

Мысль про краудфандинг как способ поддержать наш проект лежала на поверхности. На первом году жизни театра мы уже прибегали к краудфандингу. Тогда - 3,5 года назад – мы собрали 80% от заявленной суммы. А эта компания собрала 103%. Мы благодарны зрителям, что они нас поддержали и быстро откликнулись на наш призыв - 100% суммы мы собрали за две недели до окончания срока кампании. 

Мы шумно запустились - сняли слегка провокационное видео, где у артистов рты заклеены скотчем. Потом делали посты на сайте и в соцсетях. Считаем, что успешная краудфандинговая кампания – это во многом результат нашего упорного труда в предыдущие годы и благодарность наших зрителей. 

Краудфандинг - Никитинский театр

Кроме того, мы учли опыт прошлой, менее удачной кампании. Нужен мощный старт и на половине срока кампании требуется дополнительный мощный запал. Мы так и сделали. Кроме того для успешного сбора нужно учитывать календарные даты. Необходимо помнить, что у людей, условно, авансы 20-го числа каждого месяца, а зарплаты – 5-го. Запускать кампанию 15-го числа глупо – зарплата уже потрачена, до аванса ещё далеко. И люди при всём желании не смогут поддержать вашу кампанию, они не могут отдавать последние деньги. 

У нас основными жертвователями стали зрители из нашего города. Но было два человека не из Воронежа, которые внесли очень крупные суммы. Они приезжали в гости, и друзья привели их в наш театр. Они ничего не попросили из наших лотов, просто сказали нам - «Живите». 

В сентябре мы откроемся и, надеюсь, начнём жить нормальной жизнью. Сейчас готовимся к премьере, которая состоится 15 сентября вместе с открытием сезона. Мы дотянули до нормальной работы благодаря, в том числе, и краудфандингу. Полученные деньги позволили нам выплачивать зарплаты сотрудникам. Если бы самоизоляция продолжилась, с нами могло бы произойти что-то очень неприятное. 

«Краудфандинг – это win-win»

Дарья Алексеева 

Дарья Алексеева,
основательница фонда «Второе дыхание»
и сети одноимённых благотворительных магазинов (Москва) 

У нашего фонда нестандартный подход к финансированию своей работы - мы не только привлекаем средства жертвователей и гранты, но и стараемся зарабатывать деньги самостоятельно. За прошлый год около 35% бюджета фонда составили доходы от продажи части собранной одежды, в основном, через сеть благотворительных магазинов «Второе дыхание». Они открыты в пяти городах. Магазины отчисляют часть выручки в фонд, и таким образом финансируется наша работа – мы оплачиваем работу склада, логистику, гуманитарные выдачи вещей нуждающимся и переработку вещей в плохом состоянии. 

В период эпидемии все наши магазины были закрыты, но работа не остановилась. Нам нужно было продолжать платить зарплаты сотрудникам, отгружать одежду бездомным и людям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Понимая, что через два месяца наши финансовые резервы подойдут к концу, мы попытались использовать альтернативные способы заработать деньги. Например, открыли онлайн-магазин на Avito - это помогало, но не решало проблему. 

Я честно писала обо всём, что происходит с фондом, в Facebook, и наши сторонники сами спросили: «Как вас поддержать в этот нелёгкий период?» Одновременно Planeta.ru запустила спецкатегорию со сниженной комиссией для бизнеса и социальных предпринимателей, пострадавших от коронавируса, и мы оформили в ней свой проект. Мы хотели собрать деньги на июльскую-августовскую зарплату сотрудникам склада.

Краудфандинг - Второе дыхание 

К моменту запуска у нас уже были две успешные краудфандинговые кампании на Planeta.ru. Первая прошла супер-удачно: мы собирали деньги на покупку «Газели» для развоза одежды в удалённые от Москвы регионы – и собрали тогда 477 тысяч рублей вместо заявленных 300. Тогда мы серьёзно поработали до старта и представили в том проекте много крутых лотов, в том числе партнёрских. Например, как в обычной жизни можно попасть на склад IKEA? Да никак. А наши партнёры предоставили такую возможность. 

Вдохновлённые таким опытом, через 4 месяца мы запустили второй проект. И это история про то, как не надо делать. У нас не было хороших фотографий по теме проекта, я не загрузила никаких лотов. В итоге из заявленных 150 тысяч рублей собрали всего 110 тысяч. Краудфандинг – это win-win, поэтому секрет успеха во многом зависит от интересных лотов, от вовлечения партнёров. 

Наш антикризисный проект поддержали 332 человека. Безусловно, среди них были и мои знакомые, и подписчики или клиенты «Второго дыхания», и аудитория наших партнёров. В этот раз у нас были вознаграждения от дружественных нам брендов - Brownie Mama, wow.organic, Kidsout, ProEcoPen, завода «Экотехпром», где перерабатывают бытовую технику, от иллюстратора и экобьютиблогера, которые поддерживают нашу работу. Конечно, все эти люди и организации рассказывали о нас своей аудитории. 

Как ни странно, благодаря этой кризисной ситуации мы смогли мобилизовать наше сообщество, объединить и мотивировать команду, показать, что мы выдержим всё это и продолжим работу». 

«Очень хотелось начать строить ферму в этом году»

Константин Токарев 

Константин Токарев,
фермер, основатель Saratov Farm (Саратов) 

«Я решил прибегнуть к краудфандингу для строительства эко-фермы до того, как коронавирус перешёл в статус пандемии. Стал думать о краудфандинге в январе, очень долго готовил проект: составлял текстовое описание, подбирал информацию, снимал видео. В общем, из-за продолжительной подготовки пришлось запускать проект именно в эпидемию. 

До этого я никогда не использовал краудфандинг. Но слышал об этом инструменте и о предпринимателе Гузель Санжаповой, которая его успешно использует. У меня не было другого выхода, кроме как обратиться к друзьям и знакомым – тем, кто меня знает и доверяет мне. Брать кредит – это совершенно другая история. К тому же, краудфандинг помогает оценить нужность проекта. 

В продвижении промо-кампании помогли друзья и влиятельные знакомые. Владимир Мухин, шеф-повар ресторана White Rabbit, с которым я сотрудничаю, очень много говорил обо мне со своими гостями на онлайн-ужинах, рассказывал о моём проекте. Я ему безмерно благодарен. Думаю, если бы не он, мне бы не удалось собрать нужную сумму.

Краудфандинг - Saratov Farm 

Я обращался к разным журналистам, писал в разные интернет-издания, проект поддержала телеведущая Марика. Продвигался, в основном, через Instagram. Я достаточно быстро собрал четверть суммы, потом всё немного утихло: как раз были объявлены ограничительные меры, у людей появился страх, что это всё приведёт к какому-то кризису. Поэтому в тот момент я понял, что нужно продлевать проект на месяц, в итоге он длился с 19 марта по 28 апреля. 

Первые 20% помогли собрать те, кого я знал: родственники, друзья, знакомые, а также знакомые знакомых, то есть близкое окружение. Затем стали подключаться люди, которых я вообще не знаю. Кто-то скидывал по 20 рублей, кто-то по 10 тысяч. 

Мне очень хотелось начать строить ферму в этом году. И вот я её уже строю. Дико устаю, но очень счастлив. 

«Чтобы развиваться дальше»

Мария Зуева 

Мария Зуева,
директор частной филармонии «Триумф» (Пермь) 

Филармония «Триумф» - это независимая концертная площадка и творческая лаборатория, которая существует 4 года. Мы закрылись на карантин 17 марта и до сих пор не работаем в офлайне. 

Обычно у нас два источника дохода – сдача площадки в аренду для проведения внешних мероприятий и продажа билетов на свои собственные события (концерты, спектакли, гастроли других театров). Из-за возникшей ситуации с коронавирусом нам пришлось уйти в онлайн-режим, как и многим другим подобным заведениям. Мы открыли проект «Домашняя филармония «Триумф» на YouTube-канале: транслировали записи концертов, которые у нас проводились, и сделали несколько концертов в период пандемии. Провели перформанс, который смогли частично монетизировать. 

Также мы смогли получить субсидию от государства как представители пострадавшей отрасли. Но эта сумма незначительна, чтобы поддерживать жизнедеятельность столь значительной площадки. Зарплаты сотрудникам и поддержание площадки в должном хозяйственном виде – это всё требует ресурсов. 

Краудфандинг - Триумф

У нас раньше не было опыта в краудфандинге, но мы решили провести свою кампанию, так как наша ситуация не очень стабильная. Мы решили обратиться к сообществу зрителей и друзей. Назвали свою кампанию немного провокационно – «Триумфу: быть или не быть?!». Мы не хотим терять нашу площадку, хотим дальше работать. 

Нам нужна эта краудфандинговая кампания, чтобы мы могли развиваться дальше. Нас пока не поддержали ни меценаты, ни крупный бизнес, но мы ведём работу в этом направлении. Очень надеемся, что сможем собрать всю заявленную сумму». 

Благодарим компанию Planeta.ru за помощь в подготовке материала.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-каналстраницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

21 августа 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов