Евгения Евдокимова 15 лет проработала бухгалтером. Но когда ушла в декрет, поняла, что ей надоела работа в найме и возвращаться в офис она не захотела. Евгения не стала запускать собственный бизнес, а купила готовый - интернет-магазин по продаже элегантных бабочек ручной работы. На момент покупки о том, как шьются бабочки, она ничего не знала, но со временем разобралась и вполне освоилась в роли предпринимателя. О том, как устроен бизнес по пошиву аксессуаров ручной работы, порталу Biz360.ru рассказала владелица проекта Babochki Евгения Евдокимова.
Евгения Евдокимова, 33 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, владелец интернет-магазина
Babochki. Окончила Университет экономики и финансов (СПб) по специализации «оценка бизнеса». Около 15 лет работала бухгалтером. Во время отпуска по уходу за ребёнком стала предпринимателем – в январе 2018 года приобрела интернет-магазин галстуков-бабочек ручной работы.
Я 15 лет работала бухгалтером, из них 10 - главным бухгалтером. 4 года назад ушла в декрет сначала с одним ребёнком, потом со вторым. Но продолжала работать дома. Дети подрастали, желания возвращаться в офис не было. Мне всегда хотелось иметь своё дело.
В январе этого года увидела объявление у знакомой - Юлии Королёвой - о продаже бизнеса, связанного с производством бабочек. Это был её первый проект, который она создала в 2015 году. Потом Юлия начала развивать другое направление, связанное с фотографией – стала организовывать фотофестивали, создавала онлайн-школы. И из-за нехватки времени решила продать ателье по пошиву бабочек. А я решила не упускать такую возможность.
Купила за 500 000 рублей её бизнес - в рассрочку на собственные средства. В эту сумму входили все бабочки (приблизительно 1000 штук), бренд, сайт проекта, аккаунты в соцсетях и ткань. Первое, что сделала - закупила ткани недостающих цветов, на что потратила ещё около 30 000 рублей. А дальше начала вкладывать в себя.
Так как на сайт необходимо выкладывать качественное фото бабочек с правильной цветопередачей, я купила зеркальный фотоаппарат, прошла обучение в онлайн-школе фотографии (это опять же проект Юли Королёвой). И уже отчётливо стала видна разница между первыми моими фото до обучения и после него.
По-настоящему бабочками я увлеклась уже тогда, когда начала заниматься ими сама. Теперь в магазинах ткани могу проводить часы. Выбираю материал, цвет, принт, придумываю сочетание, упаковку, фурнитуру. В общем, занимаюсь всем, кроме шитья бабочек и их доставки (если только крайне редко). На мне - сайт, социальные сети, фотографии, также я принимаю и обрабатываю заказы.
Я сама была далека от шитья, когда покупала проект Bbabochki - могла пришить пуговицы разве что. Поэтому я продолжила работать со швеёй, которая уже несколько лет шила бабочки для Юлии. Она работает на дому, что мне тоже было удобно. У меня нет своего помещения и офлайн-магазина.
Из оборудования для выпуска моей продукции нужны только швейная машинка и утюг. Это личное оборудование швеи, так как она сотрудничает не только со мной. Мне не пришлось вкладываться в покупку этой техники.
Мне кажется, что шить бабочки – сложно. По крайней мере, у меня самой на это ушло бы много времени и сил. Но наша швея на один аксессуар тратит минут 15. Самое трудное в этом производстве - это надеть стальную фурнитуру. Мы не используем никаких липучек или заклёпок, только застёжки из металла.
Ткань для производства покупаем заранее, при выборе ориентируемся на то, какие принты наиболее популярны у наших клиентов. Также обращаю пристальное внимание на качество ткани, например, дешёвую за 100 рублей использовать не буду. Ткань обязательно должна быть качественная, лучше импортная. Наша, за редким исключением, проигрывает американскому, немецкому, корейскому хлопку. Свои бабочки мы шьём в основном из 100%-го хлопка.
Мне как-то дали совет сшить 1000 бабочек из самой дешёвой ткани, чтобы раздавать их в магазине в качестве подарка к покупке в рекламных целях. Но, по мне, так это будет антиреклама. Если уж делаешь что-то, то делай так, чтобы не было стыдно.
Я хоть и купила готовый бизнес, но всё же немного изменила его. Первое - появились бабочки с рисунком, нанесённым вручную. В основном, с достопримечательностями Питера и Москвы. Художник рисует на ткани акриловыми красками, закрепляет рисунок термически, благодаря чему бабочку можно носить и под дождём. Кроме готовых изображений рисуем индивидуальные заказы. Совсем недавно у нас заказали бабочку с джокером для карточной вечеринки.
Идея с рисунком возникла, когда клиенты стали спрашивать бабочки с конкретным изображением. Такую ткань не купить в магазинах, а нарисовать то, что хочет покупатель, можно. Я нашла через знакомых художника, который работает в этой технике, и мы стали сотрудничать.
Второе - мы стали шить бабочки с логотипом заказчиков. Это может быть вышивка, термопечать на ткани или опять же что-то, нарисованное вручную. Такие бабочки часто заказывают корпоративные клиенты.
Кроме этого выпускаем, естественно, обычные мужские бабочки - детский и взрослый размеры. А также бабочки-самовязы, которые нужно завязывать самостоятельно. Для женщин и девочек шьём солохи (повязки на голову) и банты на шею - это ещё прежняя владелица проекта придумала.
Вряд ли у какого-либо бизнеса нет конкурентов. Есть они и у нас. Но, например, во всем Питере существует только одна компания, сопоставимая с нами по масштабу и ассортименту.
У нас много фишек. Например, наши бабочки имеют свою особенную форму. У остальных форма хоть чуть- чуть, но отличается. Практически никто не шьёт бабочки из 100% хлопка. Большинство используют ради экономии более дешёвую ткань. Наши бабочки из-за этого чуть дороже, но выглядят намного эффектнее.
Цены на наши стандартные бабочки от 490 до 990 рублей. Самые дорогие - с рисунком. Если говорить про бабочки с логотипом, которые отшиваются по индивидуальному заказу, то мы их продаём по цене от 750 рублей за штуку при заказе в 8-10 штук.
В цене изделия 12% - работа швеи, 40% - работа художника, 10% - стоимость ткани. Ещё есть затраты на упаковку, фурнитуру, визитки, оплату домена и платформы интернет-магазина, рекламу в социальных сетях.
У наших продаж есть сезонность. Самое лучшее время - новый год, выпускные, 1 сентября, июль-август, когда проходят свадьбы. В высокие месяцы удаётся продать до 200 бабочек. В худший месяц - около 30.
Соответственно и заработок у нас «плавающий», в среднем - до 70 тысяч рублей чистой прибыли. Проект себя пока не окупил, но надеюсь, что приду к этому через полгода.
Одна из главных ошибок, которые я совершила в своём бизнесе - шила большое количество бабочек без предоплаты. Бывало, что после того, как у меня всё было готово, покупатель говорил, что передумал выкупать заказ. Сейчас всегда стараюсь работать с предоплатой.
Больше всего продаж по Питеру. Доступен самовывоз, но чаще заказывают доставку курьером. Она стоит от 200 рублей по Санкт-Петербургу, но при заказе от 5000 рублей - доставка бесплатная. В другие города отправляем свои бабочки и солохи по почте или транспортными компаниями. Мы используем фирменную упаковку - крафт-пакеты, которые для нас делают в одной типографии.
Все продажи веду через интернет. Офлайн продаю бабочки по договорённости в нескольких небольших магазинах в Санкт-Петербурге, но там нет возможности представить такой же огромный ассортимент, как на нашем сайте.
У меня в квартире для бабочек отведена отдельная комната. Аксессуары рассортированы по прозрачным ящиками на стеллаже. Однотонные, с принтами, разных размеров. Все бабочки, представленные на сайте проекта, есть в наличии у меня дома, мы их отшиваем заранее.
Целевая аудитория моего проекта довольно широкая - это мамы детсадовцев и школьников, молодожёны, музыканты, корпоративные клиенты, мужчины, любящие носить костюмы. Чаще всего бабочки покупают женщины для мужчин. Подбирают бабочку к своему платью!
Постоянных покупателей - 10-15 процентов от общего числа. Но самый главный мой клиент - мой четырёхлетний сын Лёша. Муж не носит рубашки, поэтому равнодушен к выпускаемым мной аксессуарам. А вот сын стал фанатом бабочек. Когда готовимся к празднику в детском саду, обсуждаем с ним, какая бабочка подойдёт к тому или иному костюму. Он любит помогать мне, например, искать нужную бабочку для покупателя или раскладывает визитки по пакетикам.
Свой проект Babochki я продвигаю через соцсети. У нас есть страницы в Instagram и «ВКонтакте». Там мы запустили акцию - бабочка за отзыв. За пост о нас у себя на страничке мы дарим хозяину аккаунта однотонную бабочку, если он к нам придёт за покупками. И не важно, что клиент купит и в каком количестве. Акцией пока воспользовались 10 человек.
Лучше всего, как мне кажется, сейчас работает сарафанное радио. У нас много клиентов, которые отвечают, что нас им знакомые посоветовали.
Мои дети-погодки - пока главный сдерживающий фактор в развитие проекта Babochki. Младшей дочери только 2 года, поэтому основную работу я делаю из дома. Планы на ближайшие год-два - увеличить офлайн-продажи. Очень хочется открыть свой небольшой магазинчик галстуков-бабочек, но это пока в отдалённых планах.
Вообще бизнес на бабочках помог мне начать жизнь с чистого листа. Мне теперь хочется постоянно обучаться чему-то новому, что поможет продвигать своё дело.
Я поняла, что работать на себя гораздо сложнее, чем в найме. Тут нужен постоянный самоконтроль, дисциплина, планирование своего времени. Но в тоже время я стала более уверенно общаться с людьми. Когда занимаешься тем, что нравится, то утро начинается с хорошего настроения, и не важно во сколько встала!
Читайте также:
Трусы в стиле ретро: как заработать на дамском вязаном белье.
Платье по фигуре: как создаётся дорогая одежда и кто её покупает.
Больше сумок - хороших и разных: как заработать на аксессуарах из кожи.