Ещё несколько лет назад у предпринимателя, не имеющего стартового капитала на запуск бизнеса, было всего два варианта: либо идти в банк за кредитом, либо обращаться к родным и друзьям с просьбой дать денег взаймы. Но сейчас есть довольно много альтернативных инструментов финансирования своего бизнеса. О некоторых из них в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала CEO компании Onestart Анастасия Курбатова.
Анастасия Курбатова, 24 года, СЕО компании
Onestart, которая специализируется на привлечении инвестиций в проекты. Окончила факультет журналистики Московского международного университета. Работала кредитным специалистом в банке, затем менеджером по работе с проектами. С 2019 года возглавляет компанию Onestart.
Вся суть альтернативных финансов заложена в названии этого явления и созвучна с требованием современного человека. Люди любят выбор, стремятся к независимости, и одна только мысль о том, что кто-то может что-то не разрешить, многих вводит в замешательство.
К примеру, взять кредит в банке – это иногда настоящий челлендж, особенно для начинающих предпринимателей, не до конца уверенных в перспективности своей бизнес-идеи. Получается, рынок просто нашёл уязвимости у якобы надёжных финансовых партнёров и постарался перекрыть их новыми продуктами.
Другая проблема в коммуникации с классическим банком – конфликт интересов. Сотруднику банка, по большому счёту, наплевать на ваш бизнес или на ваши вложения. Даже самый участливый менеджер будет продвигать в первую очередь собственные опции и предложения, а значит, вы будете преследовать разные цели и, возможно, не достигнете компромисса.
Все эти факторы могут оказаться достаточно весомыми, чтобы задуматься об альтернативных источниках финансирования. Принципы их действия мы рассмотрим на примере P2P-кредитования, краудфандинга, краудинвестинга и криптовалют.
- P2P-кредитование (или краудлендинг) – механизм получения займа от инвестора или группы инвесторов через специальную онлайн-платформу. Коммуникацией с платформой, поиском заинтересованных сторон и определением условий сотрудничества может заниматься P2P-компания.
Для P2P-кредитования характерны:
-
простые формы кредитования;
-
доступность и мобильность услуг (обычно всё проходит онлайн);
-
более выгодные условия, чем в банках;
-
доходность для инвесторов;
-
возможность оформления кредита как ценной бумаги;
-
перепродажи кредита.
Главный риск здесь – в неспособности заёмщика выплатить кредит. Но большинство P2P-компаний проверяют данные, оценивают риски и на основе этого определяют процентную ставку. Иногда у таких компаний даже есть резервный финансовый фонд, что даёт некоторые гарантии инвесторам.
P2P сегодня – это довольно большой рынок финансовых взаимоотношений и действительно удобный механизм для его участников, ведь исчезновение посредников между заёмщиком и деньгами значительно снижает стоимость привлечения финансов. Объём рынка Р2Р в России показывает стабильный рост, а его деятельность регламентируется законом. Однако и здесь не исключены случаи мошенничества.
Эти финансовые инструменты для привлечения капитала часто путают, хотя разница между ними принципиальна.
-
Краудфандинг (от англ. сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – коллективная финансовая поддержка какого-либо проекта или идеи. Сбор средств может быть организован для релиза фильма, пластинки или книги, поддержки социального проекта и т.д. Прибегают к краудфандингу и предприниматели – как правило, по такой схеме пытаются запустить свой проект стартаперы, у которых есть симпатичная идея для бизнеса, но нет средств. Те, кто дают им деньги, взамен получают продукцию самой компании или какой-то приятный подарок.
-
Краудинвестинг (от англ. сrowd – «толпа», investing – «инвестиции») – формат коллективных инвестиций, когда несколько субъектов финансируют одно предприятие. Когда финансируемая компания получает прибыль, она распределяет её между теми, кто в неё инвестировал.
Если у инвестора и будут какие-то стимулы для участие в краудфандинге, то уж точно не финансовые. «Заёмщик» обычно преследует какую-то креативную, социальную или благотворительную цель.
Для краудфандинга характерны:
-
небольшой размер пожертвований;
-
большое количество участников крауд-кампании;
-
бонусы и подарки как благодарность за «инвестиции»;
-
огласка в соцсетях и на крауд-платформах.
Несмотря на простоту и кажущуюся популярность, инвесторы не всегда положительно отзываются о своём опыте на краудфандинговых площадках. Если говорить про бизнес, то большинство стартаперов осуществляют сбор средств, когда их проект находится на уровне задумки. Ждать несколько лет инвесторы не хотят, и их можно понять: количество так и не реализованных идей очень велико.
Гораздо интереснее для бизнеса краудинвестинг. Как и в краудфандинге, люди «скидываются» на реализацию той или иной идеи на специальной платформе. Однако здесь уже есть вероятность получения прибыли или хотя бы возврата денежных средств. В случае удачного запуска проекта инвесторы получают долю в бизнесе, а затем – часть прибыли. Если необходимая сумма для запуска или поддержки проекта не набирается, средства возвращают инвесторам.
Для краудинвестинга характерны:
-
более выгодные условия, чем в венчурной индустрии;
-
доступность, охватность и массовость;
-
копирование бизнес-концепций;
-
отсутствие твёрдых гарантий.
Краудинвестинг в России пока ещё довольно низкого уровня и выглядит как игра, в которую не все хотят играть. Опытные инвесторы не стремятся вкладываться в «кота в мешке», ведь на площадке для краудинвестирования обычно нет отдела мониторинга или юристов. Начинающие бизнесмены в свою очередь не очень любят напрягаться – просчитывать риски, составлять бизнес-план или хотя бы оценивать серьёзность собственных намерений.
Формат развивается слабо и из-за российского менталитета. В стране, в которой за последние 100 лет люди много раз теряли собственные сбережения, недоверие возникает уже на генетическом уровне. Ещё одна проблема медленного развития альтернативных финансов в России – низкий уровень финансового образования.
В то же время краудинвестинг очень перспективен. К примеру, рынок США понимает потенциал механики и её положительное влияние на экономику, поэтому регулирует все процессы на площадке на законодательном уровне. Проработанная правовая база, появление регулятора, переосмысление правил платформы – всё это может сделать краудинвестинг по-настоящему модной и прибыльной системой и в России.
Наверное, мало кто активнее следит за развитием рынка криптовалют, чем традиционные банки. Всё дело в прямой конкуренции, банки чувствуют угрозу в этом инструменте.
- Криптовалюта («цифровые деньги») – электронное платежное средство без физического выражения формы. Основной единицей измерения являются «коины» (или «монеты»). Их используют как традиционные деньги, включая хранение, передачу третьим лицам, оплату товаров или услуг и т.д. В некоторых странах криптовалюты находятся вне закона.
Для криптовалют характерны:
-
практичность и мобильность;
-
низкая стоимость переводов;
-
волатильность;
-
отсутствие единого регулирования.
Криптовалюты как альтернативный источник финансирования бизнеса подходят технологически продвинутым предпринимателям, которые могут привлечь к своему проекту внимание держателей токенов, это их инструмент снижения рисков. Либо это путь для тех, у кого сегодня есть свободные средства, а идеи для бизнеса пока нет: можно купить биткоины с расчётом на то, что завтра его курс значительно вырастет (как уже неоднократно случалось).
Финтех-индустрия стремительно развивается, и предпринимателям имеет смысл следить за появлением и развитием новых форматов. Кредит – далеко не единственный финансовый инструмент, ему уже есть много альтернатив. И ещё больше их будет появляться в будущем.
Добро пожаловать в новую финансовую реальность!
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».