Журналист Дарья Щекотова и оператор Дмитрий Горшков познакомились на работе – оба трудились на телевидении. Вскоре поженились. Помимо любви друг к другу их объединила страсть к путешествиям. И в конце концов она привела их в Барселону – пара купила билеты в один конец и улетела на ПМЖ в Испанию. Сначала работали в найме по своей прямой специальности, а потом решили работать на себя - как частные гиды. О том, как заработать на экскурсиях по Каталонии, супруги-предприниматели рассказали порталу Biz360.ru.
Дмитрий Горшков, 41 год; Дарья Щекотова, 36 лет, основатели проекта
VBarcelonu.com (экскурсии по столице Каталонии). Оба окончили историко-политологический факультет Пермского госуниверситета. Работали на телевидении, где и познакомились: Дарья осваивала профессию журналиста, Дмитрий - оператора. Женаты 10 лет. Сначала семейная пара переехала из Перми в Ханты-Мансийск, затем в 2015 году эмигрировала в Испанию.
Дарья: Когда в Ханты-Мансийске развивали телеканал «Югра», журналистов приглашали в регион с Большой земли (остальной части России – прим. редакции) семьями. Мы с Димой - на тот момент уже опытные телевизионщики - сорвались из родной Перми на крайний Север. Проработали там в губернаторском пуле 8 лет. Дима даже успел поработать преподавателем тележурналистики в местном вузе.
На заработанные деньги мы не покупали квартир-машин, а почти всё тратили на путешествия. Каждый год ездили в трип по Европе. Список городов всегда был разным, неизменным оставалось лишь присутствие в нём Барселоны.
Первый раз в Барселоне оказались случайно. Будучи ещё неопытными туристами, купили путевки в Санта-Сусанна, испанский курортный городок на побережье в часе езды от Барселоны. Но быстро поняли, что пляжный отдых - не наш вариант. Да и лето выдалось никудышным. В июле выше 22-х градусов температура не поднималась. Что делать? Сели на электричку и поехали в Барселону.
Влюбились в этот город с первого взгляда. Мы приезжали туда снова и снова, каждый год. В общей сложности - семь раз.
А 1 октября 2015 года собрали три чемодана и купили билеты на самолёт в один конец - до Испании.
Дмитрий: Мы, конечно, ребята сумасшедшие. Если честно, когда ехали - не представляли, куда и зачем. Каких-то конкретных планов не было. План был один - переехать в Испанию и найти какую-нибудь работу. У нас была финансовая подушка, которой бы хватило не больше, чем на полгода жизни в эмиграции, а потом пришлось бы возвращаться.
Спустя два-три месяца нам улыбнулась удача. Мы оказались, что называется, в нужное время в нужном месте. Компания, обслуживающая русскоязычных туристов и граждан Испании, задумала делать своё интернет-телевидение, чтобы таким образом продвигать свой продукт. Ну а мы - готовые специалисты с собственным оборудованием и знанием русского языка. Вот так и пристроились.
Дарья: Мы получили ВНЖ через 2 месяца после переезда в Испанию и за месяц до истечения срока действия туристической визы. ВНЖ нам дали после того, как мы оформили контракт на работу. Но сразу оговорюсь: сделать это непросто, потому что при высокой безработице от испанцев требуют трудоустраивать прежде всего своих граждан. Исключение составляют представители редких профессий.
Кстати, здесь не принято спрашивать у иностранцев: «Как вы получили ВНЖ?» У каждого свой путь. Очень часто - в обход законов. Но кто хочет, тот находит вариант. Их несколько:
-
Выйти замуж/жениться (но нам это не подходило).
-
Получить контракт на работу или купить его (что при желании можно сделать).
-
Купить недвижимость (но этот способ подходит для тех, у кого есть серьёзные средства).
-
Поступить в местный вуз (даже фиктивно).
-
По осёдлости (живешь 3 года без документов в Испании, интегрируешься в среду, учишь язык, не нарушаешь закон).
В Барселоне существует ещё промежуточный вариант. Перед ВНЖ можно получить «карточку жителя города». Она защищает даже в случае депортации.
Дарья: В общей сложности мы проработали «на дядю» полгода, делая интернет-телевидение. Потом у нас возник конфликт с работодателем, нам перестали платить. Нас предупреждали, что за границей не стоит связываться с работодателями-соотечественниками, но мы всё же рискнули и наступили на грабли. В общем - мы ушли в свободное плавание.
Барселону мы любим и всегда хотели делиться своей любовью к городу с другими людьми. Так родилась идея своего бизнеса - проводить экскурсии. Историческое образование и опыт работы с информацией на ТВ стали хорошим подспорьем в новом начинании.
Клиентов искали через Instagram. По фото и геотегам вычисляли людей, которые отдыхали в Барселоне, и отправляли им свои предложения об экскурсиях. Этот метод оказался рабочим. К нам обратились мама с дочкой из Москвы, отдыхавшие на тот момент на Коста-Брава. Они были первыми, кто купил у нас экскурсии.
Дмитрий: Поначалу было страшно. Особенно мне. Даша - журналист и телеведущая, у неё поставленная речь. У меня же не было большого опыта публичных выступлений. А тут нужно проводить экскурсии, вести за собой людей и при этом уверенно держаться. Сейчас эта робость прошла.
Мы постоянно учимся и читаем много литературы. Маршруты разрабатывали не день и не два. Постепенно наработали свою уникальную программу.
Дмитрий: Самая популярная экскурсия - обзорная, она занимает целый день. Первая часть - это прогулка по Готическому кварталу и Барселонете. А после обеда идём в более современную часть города смотреть шикарные особняки, храмы и архитектуру Антонио Гауди. В общем, стараемся за один день охватить все попсовые места.
Мы обогатили информацию о городе мифами и легендами, непридуманными историями из жизни самих каталонцев. Стремимся к диалогу с туристами, любим каверзные вопросы и обмен мнениями. С удовольствием делимся собственным опытом жизни в Барселоне, помогаем советами и лайфхаками.
А ещё у нас есть фишка. Мы проводим экскурсии с профессиональным фотосопровождением. Туристу не нужно отвлекаться на то, чтобы сделать фото. После экскурсии он получает пакет хорошо обработанных снимков. И себя любимого, и знаменитых достопримечательностей.
Идея с фото лежала на поверхности. У нас была профессиональная техника и навыки. Мы понимали, что фотосопровождение может стать нашей «фишкой». Эта услуга оплачивается отдельно и стоит от 10 евро. Всё зависит от количества фото и часов работы.
Экскурсии ведём на русском языке. Уровень нашего испанского, мы считаем, пока недостаточно высокий. Да и в нём нет необходимости, ведь наши клиенты - русскоязычные. Приезжают со всего мира - из России, Америки, Канады. Вот, например, скоро ждём гостей из Австралии.
У нас есть клиенты, которые берут у нас экскурсии уже по второму-третьему кругу. Нас советуют своим знакомым. Частенько слышим: «А вот вы для Натальи Петровны провели в прошлом году экскурсию». Естественно, Наталью Петровну я уже не помню, но узнаваемость на сарафанном радио - это всегда приятно.
Работаем ежедневно. Барселона не знает понятия «сезонность». Летом люди едут к морю, зимой - гулять, смотреть архитектуру. Чуть меньше туристов в ноябре и феврале.
Конкуренция неимоверная. Но и туристов много. И если ты хочешь и любишь работать, всегда найдешь своего клиента.
Негативные отзывы - их очень мало, но без них тоже не обходится. При нашем-то потоке туристов. Обычно люди, если им не нравится, пишут отзывы в интернете. Мы отвечаем на каждую претензию, чтобы наши следующие заказчики понимали, что к чему.
Однажды я проводил экскурсию для Евы Польны. Мне заказали через интернет обзорный маршрут по Барселоне. На встречу пришли две женщины. Я не узнал, если честно, певицу. Обычные приятные интеллигентные московские барышни. Только на середине экскурсии меня спросила её подруга, знаю ли я группу «Гости из будущего». Только тогда я понял, с кем имею дело. Естественно сказал, что да, сразу узнал!
Мы прошлись по основным достопримечательностям, и тут они увидели магазин шляпок. Он вызвал у них восторг. Все перемеряли и много чего купили. Это я потом ради интереса заглянул в интернет и увидел, что шляпки - любимый аксессуар Евы Польны. Она их носит и в обычной жизни, и на концертах. Моя экскурсия им понравилась, они на следующий день ещё одну заказали. А мне осталось селфи на память!
Дарья: Сложнее всего сделать так, чтобы о тебе узнали. Мы раздаём визитки, активно используем соцсети и вообще интернет. Сегодня там много площадок, на которых частные гиды размещают свои предложения - Tripster, «Туристер», Excursio, «Тонкости туризма». Естественно, сотрудничаем с ними за комиссию. У всех разная система. Кто-то берёт предоплату с наших туристов в размере 20% стоимости нашей экскурсии. Кому-то мы платим 150 евро за полгода. Чтобы развивать любой бизнес, в него надо вкладываться.
У нас есть свой сайт. Ещё для продвижения мы ведём свой YouTube-канал, куда выкладываем ролики с интересными фактами о Барселоне: что посмотреть, где вкусно поесть, что привезти в качестве сувениров.
Дмитрий: Я отдал телевидению 18 лет. Был оператором-постановщиком, потом научился ставить свет и работать со звуком, сам монтирую. У меня есть профессиональное оборудование - видеокамера, микрофон, свет. Но сейчас я чаще всего снимаю на фотоаппарат Nikon D850. Современная техника - даже iPhone - позволяет снимать без особой потери качества.
На своем YouTube-канале мы с Дашей стараемся ответить на популярные у туристов вопросы: «Как добраться из аэропорта до центра Барселоны», «Как правильно припарковаться», «Когда прогревается море». У нас уже более сотни роликов, охвачены самые разные темы.
Дарья: Естественно, наше дело доходное. Мы кормим себя сами. Родственники нам не помогают: ни сейчас, ни на начальном этапе. Если б наш бизнес не позволял нам здесь жить, нам бы пришлось уехать.
В среднем наши экскурсии стоят от 40 до 120 евро. Есть, конечно, дороже, под индивидуальные заказы. В самый доходный месяц удаётся заработать 2,5 тысячи на человека. А в самый провальный месяц - 3 тысячи на двоих.
Загрузка ежедневная. От двух до 10 туристов каждый день. Обслуживаем только частных лиц. С турфирмами не сотрудничаем.
Пока работаем без лицензий гидов. Чтобы водить экскурсии по городу, лицензия не нужна. 95% гидов в Барселоне работает без неё. Отсутствие лицензий не мешает нам работать. В Барселоне к такому гиду могут возникнуть вопросы только в музее. И то ещё нужно доказать, что он работает, а не гуляет со своими друзьями.
Сейчас выдача лицензий вообще приостановлена. Как приостановлена и выдача лицензий на сдачу в аренду жилья. Таким образом мэрия пытается регулировать поток туристов. Барселона уже не справляется с тем количеством людей, которые приезжают в город.
Дмитрий: Мы пока не зарегистрировали фирму, но планируем сделать это в ближайшем будущем. Будем работать по формату нашего ИП.
Подоходный налог здесь прогрессивный, от 22 до 50%. Именно поэтому самые богатые люди, а это футболисты, часто скрывают свои доходы. Отдавать 50% своей зарплаты сложно, какой бы она ни была. Многие предприниматели работают как везде, платят вменённый налог. НДС в Испании составляет 10%.
По нашим подсчётам, мы вложили в свой бизнес примерно 1000 евро. В основном деньги потребовались на раскрутку себя в интернете, на разработку сайта, оплату услуг SMM-щиков.
Дарья: В целом жить в Испании недорого. Высокие траты лишь на жильё и транспорт. Что касается недвижимости, то Барселона - самый дорогой город в этой стране. Если покупать здесь квартиру, то ниже 3300 евро за квадратный метр не найти.
Мы снимаем квартиру за 1000 евро в месяц. Дешевле сейчас нормальное жильё не найти. Плюс коммуналка 100-200 евро в месяц.
Снять на длительный срок квартиру здесь вообще большая проблема, потому что законы защищают арендатора. Например, если я въеду и перестану платить, выселить меня до истечения срока контракта никто не сможет. Поэтому хозяева жилья очень тщательно проверяют твою платежеспособность. Обязателен счёт в местном банке, доходы, рекомендации твоей благонадежности от испанских граждан.
Дмитрий: Покупать квартиру здесь мы пока не планируем. Не самое удачное время для этого - цены слишком раздуты. Ну и не хочется пока привязываться к квартире, если честно.
В Европе всё близко и всё рядом. Понимаешь, что если не получится здесь, то можно быстро и безболезненно переиграть и заняться чем-то другим в другой европейской стране. Этим мне очень нравится жизнь здесь.
В Россию мы с Дашей возвращаться не собираемся. Нам здесь комфортнее, спокойнее и приятнее. Если честно, даже съездить ненадолго нет желания. Пока мы видим своё будущее здесь - в Барселоне.
Насчёт ведения бизнеса в Испании, да и вообще жизни здесь, можно сказать, что никто никуда не спешит. Никто никуда ради тебя не побежит что-то сделать. Иногда приходится прибегать к волшебному пенделю. Но чаще всего - надо долго ждать. Вот я сейчас жду продления медицинской страховки - жду, жду и жду.
Иногда это ожидание доводит до белого каления. Например, когда слетел интернет, который очень нужен для работы, но мастер не торопится на вызов. У испанцев любимое слово «маньяна», то есть «завтра». Сейчас мы к этому уже попривыкли - ну, маньяна, так маньяна.
В нашем бизнесе есть куда развиваться - поле в плане экскурсий просто непаханое. Мы ещё многого не знаем сами - будем читать, учиться и рассказывать нашим клиентам о Барселоне.
У нас уже сейчас нет дефицита в клиентах, но лет через 5 надеюсь, что к нам будут стоять очереди. Чтобы послушать именно нас! Может быть, купим яхту, будем сдавать её в аренду. Или будем не только фотографировать, но и снимать видео. Планы есть. Главное - нам нравится этим заниматься. И мы надеемся продолжать это дальше!
Читайте также:
Яна, Саша, «Барселонер»: как заработать на экскурсиях по Каталонии.
Бизнес в эмиграции: как открыть туристическую фирму в Грузии.
Бизнес в эмиграции: как открыть сыроварню в Черногории.