Как продвигать бизнес в условиях ограниченного бюджета? Этим вопросом часто задаются представители микро- и малого бизнеса. Хотя и средний бизнес сейчас тоже не может себе позволить бросать деньги на ветер – на неэффективную рекламу. Поэтому сочетание платных и бесплатных каналов продвижения в стратегии компаний и предпринимателей становится всё более популярным. О том, как рассказать о себе широкому кругу потенциальных клиентов с минимальными вложениями, основатель маркетингового агентства CREATE Наталья Богатова рассказала порталу Biz360.ru.
Наталья Богатова – основатель агентства CREATE. Имеет высшее образование по специальности «Маркетинг». Занимается бизнесом 25 лет, из них 16 лет работала в ресторанной индустрии. В ресторанном холдинге прошла путь от управляющего до топ-менеджера, проведя компанию через три кризиса. Затем была совладелицей сети баров. После этого открыла агентство CREATE со специализацией в проработке стратегий комплексного маркетинга. В 2023 году основала школу ресторанного бизнеса OPENREST, в которой преподаёт и консультирует. Автор пяти книг о бизнесе, спикер деловых мероприятий.
Моё агентство работает с репутацией клиентов в интернете, и, имея большую базу данных на этот счёт, я поделюсь с вами выводами, которые сделала.
Рейтинги на агрегаторах отзывов существенно влияют на решение современного человека о покупке вашего продукта. При прочих равных выберут того, у кого выше рейтинг. В каждой нише процент клиентов, которые сначала изучают рейтинг, а потом принимают решение, разные. Но цифра уже доходит до 70%, а это, согласитесь, много. При этом так любимое всеми сарафанное радио стремится к 40%, потому что человеку проще зайти в интернет и глянуть рейтинг, чем обзванивать знакомых в поисках рекомендаций. Именно поэтому сбор отзывов выходит на первый план. Но как же их собрать? Вот несколько примеров:
-
В школе ресторанного бизнеса OPENREST мы предоставляем дополнительную консультацию от эксперта стоимостью 5000 рублей при условии, что человек, который купил курс, напишет отзыв. Отзывы помогают продавать курс лучше любой рекламы.
-
В пышечной в центре Москвы дают две дополнительные пышки (себестоимость копеечная) за отзыв о заведении на агрегаторе. У заведения рейтинг «5», в него не всегда можно попасть «с улицы».
-
Маникюрный салон в жилом комплексе в Подмосковье предоставляет скидку 10% на процедуру прямо на месте, если вы готовы написать отзыв за чашкой чая с печеньем. Отзывы у салона в разных агрегаторах от «4.7» до «4.9», что достаточно высоко. Записаться можно только за 3-4 дня, все слоты мастеров расписаны.
Многие предприниматели недооценивают потенциал положительных отзывов. Вам написали положительный отзыв. В ответе вы благодарите за высокую оценку вашей работы, а также добавляете в текст информацию о своих акциях, новинках, спецпредложениях.
Пример. «Спасибо, что побывали в нашем баре, и что так тепло отозвались о нашей работе, очень приятно. Кстати, мы ввели новую игру для компаний из шести и более человек. Крутите барабан и получайте гарантированный приз, все сектора призовые. Будем ждать вас с подарками!».
Сейчас активно используется гео-SEO. Звучит сложно, но на деле это поиск нужных клиенту продуктов в шаговой доступности. К примеру, нужна человеку химчистка, он набирает в поиске «химчистка рядом» и ставит определение своей геолокации. Эта функция очень востребована в больших городах, ведь тратить полдня на то, чтобы добраться куда-то – непозволительная роскошь.
Чтобы потенциальные клиенты выбирали вас во время таких поисков, нужно дать о себе максимальную информацию. Это бесплатный и действенный способ продвижения на данный момент.
Заполняйте карты, прежде всего на «Яндексе», 2ГИС и Google, а также карточки в агрегаторах бизнеса (многие из них в базовой версии бесплатные). Кроме того, постоянно обновляйте информацию в этих картах. Появилось новое предложение – выложите информацию о нём, сделали сезонное меню – загрузите фото, провели мероприятие – покажите фотографии и видео. И детально пропишите в картах все важные моменты: контакты, часы работы, ценовой диапазон, ограничения и дополнительные возможности и т.д.
Партнёрские программы популярны как никогда – и у клиентов, и у предпринимателей. И это можно понять, ведь таргетированная и контекстная реклама дорожают, стоимость перехода по рекламе увеличивается, количество рекламных каналов сокращается. Логично и бесплатно обмениваться аудиторией, если вы не конкуренты, ваша целевая аудитория совпадает, и вы находитесь территориально близко друг к другу (если бизнес офлайн).
Примеры коллабораций:
-
Арт-пространство/театр/выставка – кафе/кофейня.
-
Детское кафе/семейное кафе – детский развивающий центр/детский театр/центр досуга детей в ТЦ.
-
Кофейня с коворкингом – сообщества по поиску работы фрилансеров.
-
Салон красоты/кафе/местный магазин в ЖК – пункты выдачи заказов OZON, «Яндекс Маркет», Wildberries.
Для одного ресторанчика, находящегося в историческом здании в Санкт-Петербурге, мы проводили акции с соседними театрами (предъявите билет – получите скидку 10% на чек), арт-пространством (обменивались постами в Telegram-канале, разыгрывали билеты на мероприятия друг у друга), и это давало дополнительный поток гостей.
Ваши сотрудники – это кладезь возможностей для продвижения бизнеса. Но как воспользоваться этим инструментом?
У всех у них есть семьи, друзья, знакомые, родственники, а значит, они могут воспользоваться вашим продуктом и написать положительный отзыв. Желательно даже не один.
Сотрудники могут постить контент о вашем заведении у себя в соцсетях при условии, что типаж вашего сотрудника схож с целевой аудиторией вашего бизнеса.
Сотрудники (особенно молодые) могут делать контент в моменте и оперативно передавать его для выкладки в ваших соцсетях. Это гораздо ценнее и интереснее, чем унылые стоковые фото. Только должен быть кто-то, кто эти видео при необходимости монтирует и проводит отбор. В нашем случае мы так работаем с клиентами: их сотрудники присылают видео, а наш дизайнер монтирует из сырого материала сторис и видео для постов. Живой контент всегда продвигает бизнес эффективнее, чем глянцевые фотосессии раз в три месяца.
Пример. В одном баре мы инициировали соревнование по контенту среди сотрудников: они снимали видео в течение месяца. Это значительно увеличило активность в соцсети бара, а именно этого мы и добиваемся платной рекламой. Чем выше активность – тем больше клиентов в перспективе. По итогу месяца тот сотруудник, чьи видео набрали больше всего реакций, получил приз от заведения.
В моём случае всё получилось спонтанно. Когда сеть заведений, которыми я управляла, начала расти, понадобилась система обучения управляющих и менеджеров смены для того, чтобы быстро вводить их в должность. Я обобщила все знания об основных управленческих навыках, разработала задания и сделала что-то типа мануала. Потом кто-то предложил показать его издательству, после чего у меня появился первый контракт на книгу. Она принесла мне заказы на создание заведений в других городах, приглашения на выступления, интервью в СМИ, что значительно продвинуло ресторанный холдинг, где я трудилась, без вложений со стороны компании.
С тех пор я активно выступаю на мероприятиях, написала уже пять книг (сейчас пишу шестую), консультирую, получаю заказы как агентство. Я не делаю ничего специально, просто не упускаю возможность лишний раз напомнить о своём бизнесе, попутно давая людям реальную пользу.
Считаю, что такой экологичный способ продвижения через личный бренд подходит тем, кто не готов кричать про «успешный успех» и хочет строить долгие взаимовыгодные отношения с клиентами.
Бесплатно продвигаться можно и нужно, хоть это и требует времени, усилий и последовательности. Всем удачи!
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».