Любому руководителю хочется, чтобы в его команде были только психически здоровые и психологически устойчивые сотрудники. Но если эти желания воплотятся в жизнь, высока вероятность, что такая команда далеко не всегда сможет достичь серьёзных результатов. О том, почему иногда нужно терпеть «закидоны» сотрудников и как обеспечить им психологический комфорт на рабочем месте, доктор медицинских наук и основатель клиники «Ре-Альт» Андрей Шмилович рассказал порталу Biz360.ru.
Андрей Шмилович – основатель клиники психотерапии и психиатрии «Ре-Альт», заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии лечебного факультета РНИМУ им. Пирогова. Окончил РНИМУ им. Пирогова по специальности «Лечебное дело», проходил клиническую ординатуру по специальности «Психиатрия». Доктор медицинских наук, профессор. Стаж работы более 30 лет, специализируется на лечении психических расстройств. Клинику «Ре-Альт» основал в 2015 году.
Как руководитель я уже давно понял, что сотрудники любого коллектива делятся на три группы:
-
Первая – это люди, которые находятся не на своём месте. Они приходят на работу для галочки, явно мучаются, они и рады бы уволиться, но по какой-то причине этого не делают. Такие сотрудники абсолютно неэффективны. Работодателю приходится постоянно мотивировать их – стоять над ними то с плёткой, то с пряником.
-
Вторая группа составляет примерно 70% коллектива – это работяги: очень хорошие крепкие сотрудники с высоким уровнем квалификации. У них есть проблемы с креативностью, но их сильная сторона – исполнительность.
-
Третья группа – выдающиеся сотрудники, таланты, иногда даже гении. Их, как правило, один-два человека на весь коллектив. Это те люди, на которых фактически и держится всё развитие компании.
Если сравнивать эти группы по уровню психического здоровья, то самая нездоровая из них – как раз таланты. Чем более творческий человек и чем выше его квалификация, тем больше у него проблем с психикой. Лично я как психотерапевт и психиатр делаю всё, чтобы их поддержать. Я готов терпеть все их закидоны на работе, потому что знаю – если этот сотрудник в хорошем психическом состоянии, то он сделает 90% работы всего коллектива.
Есть такое понятие, как гедония: феномен получения удовольствия от какого-либо дела. Вся наша жизнь состоит из трёх сфер: социальной, семейной, профессиональной. И в каждой из этих сфер мы ждём получения какого-то удовольствия.
От работы это удовольствие появляется тогда, когда человек находится на своём месте. Он чувствует себя реализованным, получает качественную обратную связь, растёт по карьерной лестнице.
И, наоборот, когда творческий человек оказывается на рутинной должности, или тревожно-мнительный человек становится руководителем, у них сразу же возникает стресс. Работа начинает оказывать патогенное влияние, что проявляется в снижении трудоспособности, эффективности и общего эмоционального состояния человека.
Следует понимать, что у каждого сотрудника, с точки зрения психологии, есть свои сложности и проблемы. И работодатель должен учиться, как использовать кадры в работе наиболее эффективно.
Например, трудоголиков лучше подгрузить, потому что они с удовольствием будут выполнять дополнительные задачи. У сотрудников с биполярным расстройством осень и весна – сложные периоды, в которые их лучше избавить от важных дел, но зимой и летом добавить им функционал. Одному специалисту следует много говорить о том, что он должен сделать, а что не должен. А другому, наоборот, нужно дать свободу и возможность креативить.
Такой персональный подход способен очень серьёзно повысить эффективность команды, я знаю это по своему опыту. Можно создавать свою систему мотивации на основе психологического и психиатрического портрета сотрудников.
Для руководителей компаний всегда очень актуален вопрос целесообразности такой заботы. Много раз мы (частная клиника «Ре-Альт» – прим. редакции) предлагали разным компаниям программы, которые называем «психологический чекап»: тесты, индивидуальная беседа и так далее. Результат – определяем уровень психического здоровья сотрудника и даём рекомендации, что с этим делать.
Но каждый раз руководитель компании просил нас оценить результат этой программы «в деньгах»: сколько компания в итоге получит от «психологического чекапа». Здесь всё очень просто. Давайте посчитаем количество больничных листов и количество дней, когда сотрудники не работали из-за болезни, за какой-то промежуток времени. А потом внедрим нашу программу и через время увидим сокращение количества больничных и пропущенных рабочих дней. Это и будет та самая монетизация, за вычетом расходов на «психологический чекап».
Однажды мы пришли в одну известную компанию, и там нам сказали: «Хорошо, давайте проведём психологический скрининг сотрудников. А потом вы покажете, сколько вычислили «сумасшедших», и мы их уволим». С такими запросами мы не работаем. По закону мы не можем раскрыть медицинские данные пациентов даже работодателю – это врачебная тайна. Тем более, если уволить всех людей «с проблемной психикой» – в компании просто не останется талантливых сотрудников.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Работодателю следует помнить, что у молодых сотрудников (так называемых «зуммеров») почти стопроцентная заинтересованность в психологических консультациях. Их наличие в программе ДМС делает работодателя привлекательным в их глазах. Зуммеры спокойно обращаются за помощью к психологам, идут, не боясь, к психотерапевту и принимают выписываемые лекарства. Они невероятно осведомлены о психической норме и патологии, потому что читают много литературы на этот счёт.
Существенная часть зуммеров практикует здоровый образ жизни. Они следят за питанием, у них гигиена отношений, приоритет личного пространства и т.д. В этом смысле с ними очень легко и комфортно работать: выживаемость их психики в разы выше, чем у сотрудников, родившихся в 90-е, 80-е, и тем более 70-е годы.
Материал подготовлен на основе выступления Андрея Шмиловича во время презентации результатов исследования «Ментальное здоровье на работе», которое провела компания «Гедеон Рихтер» совместно с hh.ru.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».