Лира Галиева – из тех женщин, которые успевают растить не только детей (у неё их трое!), но и бизнес-проекты. В декрете Лира «на коленке» и почти без вложений открыла онлайн-магазин для кондитеров Sweet-Street.ru. Тогда ниша была свободна, и проект быстро развился в один из крупнейших в стране. А затем при нём открылось и производство упаковки Kraftpack, которое вернуло в Россию моду на «советскую» картонную коробку для тортов и выпечки. О том, как заработать на товарах для кондитеров, Лира Галиева рассказала порталу Biz360.ru.
Лира Галиева – 35 лет, предприниматель из Уфы, основатель интернет-магазина для кондитеров
Sweet-Street.ru и компании по производству упаковки
Kraftpack. Окончила Уфимский государственный авиационно-технический университет. Магазин Sweet-Street.ru запустила в 2011 году, производство упаковки Kraftpack – в 2015 году. Годовой оборот двух бизнесов – 50-60 млн. рублей в год.
После окончания университета я была востребованным специалистом в розничном ритейле и ничего не знала про интернет-торговлю. Работала байером, мерчендайзером. Потом я ушла в декрет и… почему-то открыла интернет-магазин.
Однажды мне просто захотелось испечь печенье, и я не нашла для них интересных формочек. Кроме того, выяснилось, что в магазинах отсутствуют и качественные красители для выпечки. Я решила попробовать заполнить эту нишу сама.
Денег на старт почти не требовалось. У меня были декретные 7 тысяч рублей в месяц, и вот я взяла два таких платежа и заказала товар в США и Китае. Пришло две коробки 60х80 с формами для выпечки и печенья, красителями, интересными скалками и фартуками.
Я заказывала не с «Алиэкспресс», потому что он тогда был уже достаточно популярен. Вместо этого сразу вышла на оптовых поставщиков и выбрала такие вещи, которых в России не продавали. Так как понятия личного бренда в 2011 году не существовало, я создала группу «ВКонтакте» под названием «Отчаянная домохозяйка». Инвестиций в неё не потребовалось, как и в аренду помещения.
Когда я убедилась, что спрос есть, то вложила 100 тысяч рублей собственных сбережений в проект – и далее он существовал уже за счёт собственного оборота. Всю полученную прибыль я сразу вкладывала обратно.
Поставки наладились не сразу: случалось, что вместо заказанного нам приходили какие-то моторные масла, парики, один раз – огромная коробка ластиков, а в другой – 16 тысяч рыболовных крючков!
Сегодня такие казусы уже, конечно, не происходят: когда мы можем застраховать груз, то делаем это. А кроме того, работаем над отношениями с поставщиками. Наш нынешний основной поставщик знает, что лучше идти на уступку сейчас, мы потом никуда не денемся, и обеспечим поток заказов в будущем.
Так вышло, что создание магазинчика совпало с бумом на домашнюю выпечку – мы поймали поток. Магазин быстро стал популярным во всей России: мы просто добавляли всех в друзья в нашей группе «ВКонтакте» и росли органически.
Мы рассказывали о своём товаре без «купи-купи» и агрессивного маркетинга, а с искренним восхищением: представляете, есть вот такие формы, и с их помощью можно делать то-то. Десять лет назад это было очень необычно, так что люди к нам тянулись.
Потом набрал популярность Instagram. Мой аккаунт там тоже стал очень популярен – при том, что цели стать известным блогером у меня не было, мне просто было интересно писать про любимое дело. Так что и там я получила большой органический прирост за счёт качественного контента.
Мы начинали с продажи инструментов для кондитеров, а потом всё большую долю в ассортименте стала занимать разная упаковка. В итоге к 2015 году её стало так много, а поставщики вели себя так безалаберно (например, отправляли нам коробки со следами от ботинок и отбитыми углами), что мы решили стать производителями сами.
Так у нас появился второй, оптовый, бизнес – Kraftpack. В старт мы вложили около 600 тысяч прибыли с розницы, нам потребовался станок и шесть базовых вырубных ножей для коробок, а также бумага (это цены 2015 года, и бумага с тех пор точно стала в разы дороже).
У моих родителей дом в 25 км от города, там мы и построили производство в небольшой пристройке. Позже, когда оно разрослось, мы сняли помещение. Но у нас со всеми арендодателями хорошие отношения и везде договоры долгосрочной аренды, поэтому работаем спокойно.
Если Sweet-Street.ru работает с конечными потребителями – кондитерами, домохозяйками, любителями выпечки, хендмейдерами, то Kraftpack ориентирован на сегмент B2B. Там мы сотрудничаем с гигантами разных индустрий: отелями, крупными ресторанными сетями, комбинатами питания и т.д., включая федеральные проекты.
Изначально мы планировали, что производство будет работать только для нашего магазина. Но потом к нам стали обращаться компании, которым отказывали в упаковке крупные типографии и небольшие полиграфические фирмы: для одних они были слишком маленькими, а для других – слишком большими. Пример: небольшой бизнес, которому требуется упаковка для 2 тысяч браслетов. Так мы стали помощниками малого бизнеса, заняв этот сегмент.
Когда мы начали предлагать упаковку для выпечки, на рынке были только пластиковые коробки для тортов. Мне они не нравились. И в один из моментов я вспомнила про картонные коробки, перевязанные бечёвкой, которые ранее были распространены в СССР.
Стала искать такие – и не нашла. А это было очень яркое воспоминание из детства: когда мама покупала торт и несла его в такой коробке домой, а я была как раз такого роста, что торт был прямо перед моими глазами. Это запомнилось, потому что торты тогда мы ели редко.
Когда я стала заказывать на производствах партии таких коробок, меня спрашивали: а что, в Уфе до сих пор Советский союз? Зачем вам, мол, этот уродец из прошлого. Но в итоге, когда нам стали делать такие коробки в Москве, их начали заказывать в Kraftpack московские же компании. То есть во вторник коробки приезжали к нам из столицы, а в среду уже уезжали обратно в Москву – к заказчикам. И вот теперь такая упаковка – абсолютный мейнстрим, который зародился благодаря нам.
Упаковка – низкомаржинальный и специфический бизнес, счёт идёт на копейки. С тобой торгуются, и ты чувствуешь себя барыгой, хотя зарабатываешь 333 рубля с партии в 10 тысяч крафтовых пакетиков. Если бы мы с такой маржой сразу стали оптовой компанией, то вряд ли выжили. Но наш бизнес продолжает существовать только потому, что мы начинали с розницы, где продавали уникальный товар с хорошей наценкой.
Сегодня мы и в Sweet-Street упали в наценке, потому что рынок стал очень конкурентным. Однако упали не критично. Мы даём лучшие цены, какие можем. По всем направлениям наш оборот составляет 50-60 млн. рублей в год.
С годами ассортимент кондитерского магазина поменялся в том, что изначально мы предлагали инструменты и упаковку, а сейчас больше возим расходники – ингредиенты, которых не найти в обычных магазинах: агар-агар, миндальная мука, какао-масло, ваниль в стручках, бобы тонка и т.д.
У нас не самый широкий ассортимент. Скажем, есть один вид изомальта для леденцов, зато лучший по соотношению цена-качество. И так со всем. На сегодня упаковка занимает у нас более 50% в общем объёме продаж.
У проектов, конечно, сильно выражена сезонность. Есть сезон с сентября по декабрь – Новый год и его планирование). С января по март – тоже дикий спрос из-за гендерных праздников. Апрель и май – наш низкий сезон. Мы выдыхаем, делаем отчеты и аналитику, готовимся к сезону, делаем улучшения в шоу-руме и на складе.
Когда в прошлом году случился карантин, Kraftpack затих, и бизнес тянул кондитерский магазин. И хотя он уступает по обороту Kraftpack, у него выше наценки. Упаковочный бизнес в целом хорошо поддерживает кондитерский – из-за него у нас такие большие склады, большой выбор товаров и хорошие скидки.
В Уфе наша компания, конечно, стала лидером с самым большим ассортиментом. Но мы не специализируемся на редких премиум-ингредиентах, у нас базовый хороший магазин. Сегодня кондитерская сфера, конечно, сильно изменилась. Мы начинали на пустом рынке – а сегодня по каждому товару есть два-три производителя в России.
Упаковочный рынок тоже стал очень конкурентным, но наши клиенты остаются с нами. Много моих слёз было пролито из-за демпинга. Часто просто недоумевала, как конкуренты продают свои товары по цене себестоимости? Чтобы вышибить нас из игры? Возникает вопрос: а что вы будете делать дальше с этим клиентом, который не ценит вашу работу?
В определённый момент у нас появилось такое понятие, как «уволить клиента». Имеются в виду заказчики, которые начинают на тебе паразитировать, зная, что можно где-то блефануть, где-то сослаться на более дешёвого конкурента. Одна моя подруга спросила мужа, у которого крупный пищевой бизнес: «Почему ты не работаешь с Лирой?» А он ответил: «Потому что она не ведётся на мои провокации». И я была очень рада это услышать. Ведь раньше меня огорчали такие ситуации. А потом мы начали себя ценить – и к нам потянулись соответствующие заказчики.
Сложностей на пути было много. Дважды расходились с партнёрами. Так, когда мы выросли из группы «ВКонтакте», моя подруга, у которой был свой магазин скрапбукинга, предложила мне продавать свои товары на своей площадке. Я согласилась, а потом мне взяли и закрыли доступ в админку, когда я отказалась платить более высокую и ничем не оправданную комиссию.
И в 2013 году, будучи беременной вторым ребёнком, я осталась без магазина со всеми его лидами и заведёнными накладными поставок. Тогда я предпочла не разбираться, в чём дело, а села и сделала свой интернет-магазин. Меня спрашивали: почему Sweet-Street? И я отвечала: я была беременная, удручённая и брошенная, и мне захотелось чего-то позитивного. В общем, довольно избитая тема: договариваться с партнёрами нужно на берегу и так, будто вы уже расходитесь.
Случались и ошибки в работе с поставщиками. Когда даёшь людям купить в долг – и остаёшься с сотнями тысяч дебиторской задолженности от тех, кого считал своими партнёрами. Ничего, усваиваешь урок и просто идёшь дальше.
В ближайшем будущем мы не будем ничего менять на проектах кардинально, планируем только обновить оборудование на упаковочном проекте. Плюс в Kraftpack мы будем продолжать стремиться к экологичности в нашей самой неэкологичной отрасли.
Два года назад, ни на что не опираясь, мы написали собственную эко-стратегию. Она состоит из нескольких аспектов: «зелёный» офис, в котором сортируется весь мусор, оптимизация производства, минимальные отходы. Все они идут либо в переработку, либо на другие цели – например, наши вырубки от коробок (окошки или красивые остатки) мы развозим по детским домам творчества и школам.
Доставка по городу в период карантина у нас была на электромобиле. Также мы проводим эко-просвещение: в Instagram рассказываем про экологическую составляющую наших проектов. В ближайшем будущем запустим один секретный проект с партнёрами-переработчиками сырья. Социальная ответственность, на наш взгляд, сегодня не менее важна для бизнеса, чем показатели прибыли.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».