Упаковка продукта: делать своими силами или передать на аутсорсинг

Прочтёте за 5 мин.

Плюсы и минусы собственной и контрактной систем упаковки

IT-инструменты, которые использует Александр Кайдалов

  • Salesforce
  • Trello
  • Zoom
  • YouTube

Практически всем производителям сектора FMCG нужна упаковка для их товаров. И от того, какая она, во многом зависит экономика проекта. Важно, чтобы упаковка была удобной в логистике, привлекала внимание клиентов на полке и делалась из разрешённых материалов. О том, когда производителю выгодно самому заниматься упаковкой, а когда целесообразно передать этот процесс на аутсорсинг, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал генеральный директор компании Co-Packing Center Александр Кайдалов.

Досье

Александр Кайдалов, 30 лет, генеральный директор предприятия  Co-Packing Center. После окончания вуза работал в крупных компаниях-дистрибьюторах фуд-сектора. Более пяти лет назад пришёл в компанию Co-Packing Center, где проделал путь от менеджера по продажам до гендиректора. Основное направление деятельности предприятия - фасовка и упаковка продукции для игроков сегмента FMCG.

Александр Кайданов

Упаковка решает

По одёжке сегодня встречают не только людей. Внешний вид товара имеет огромное значение. Сделали неудачную упаковку? Ваш продукт остаётся на полке, а конкуренты подсчитывают прибыль. Удалось попасть в упаковочный тренд? Магазины готовы брать больше товара, выручка увеличивается. 

Какой должна быть сегодня упаковка? Во-первых, соответствующей стандартам. В противном случае не избежать проблем с надзорными органами. Во-вторых, продающей. Такая упаковка кричит о бренде, выгодно выделяет товар среди конкурентов, удовлетворяет информационные и эстетические потребности покупателя, подчёркивает выгоды от приобретения конкретной продукции. 

Фасовка и упаковка актуальны для каждого производителя. Причём масштабы и специфика цикла производства особого значения не имеют. Не важно, изготавливаете вы крафтовые десерты или автомобильные запчасти, продукцию придётся упаковывать и соответствующим образом маркировать. 

Задача усложняется, если компания начинает работать на онлайн-рынке или сотрудничает с маркетплейсами. Здесь на первое место помимо внешней привлекательности и маркетинговой составляющей упаковки выходят сохранность продукции, удобство логистики. Для маркетплейсов и крупного ритейла актуальна также кастомизация (создание упаковки под запросы клиента – прим. редакции). 

Своими силами

Очевидное преимущество упаковочного процесса собственными силами – производитель сам отвечает за дизайн и качество своей упаковки, может производить её в нужном количестве фактически в любое время, понимает все нюансы процесса. 

Но организация собственного упаковочного процесса требует от производителя серьёзных вложений. И они не ограничиваются покупкой оборудования. Можно найти подходящую линию подешевле, купить б/у технику. А вот сэкономить на монтаже, пуско-наладке вряд ли получится. Любая линия требует грамотной установки, настройки, загрузки подходящим упаковочным сырьём. Соответственно, нужны специалисты, а найти их непросто. 

Для работы упаковочного и фасовочно-упаковочного оборудования, как правило, тоже нужны сотрудники. Это касается даже автоматических комплексов. Они хоть и минимизируют ручной труд, но есть ряд операций, где нужны человеческие руки. Обслуживающий персонал для новой линии – дополнительные расходы на зарплату, соцпакет, обучение и налоги. И обойтись наймом одного оператора, скорее всего, не получится. Для одной фасовочно-упаковочной линии нужен также технолог, сервисный специалист, инженер. Для комплексного обслуживания оборудования обычно нужно 8-10 специалистов. Чем сложнее цикл – тем выше расходы на сервис и содержание персонала.

Co-Packing Center 

А теперь обратимся к технической составляющей. Организация упаковочного процесса – это прежде всего выбор подходящего оборудования. Планируете использовать картонные коробки? Вам не обойтись без горизонтального автомата, картонатора. Кроме того, желательно обзавестись металлодетектором для отбраковки продукции, весовым оборудованием для обеспечения точности фасовки, заклейщиком коробов. 

Думаете, с полиэтиленовой упаковкой будет проще? Не тут-то было, ведь в линии нужно объединить фасовку и вырубку пакета. А если нужна кастомизация, без аппарата для упаковки в термоусадочную плёнку не обойтись. И не забудьте о маркировке. Принтер и этикетировщик лишними не будут. 

Переходим к закупке материалов. Крупный опт, безусловно, выгоден. Но что делать, если километры плёнки и десятки тысяч коробок вам не нужны? Придётся соглашаться на менее выгодные условия поставщиков. А значит, увеличивать себестоимость упакованной продукции. 

И ещё один важный момент. Упаковка отдельных групп товаров строго регламентируется. Создание соответствующих условий может обойтись достаточно дорого. Расходы требуются на каждом этапе: от выделения или приобретения под производство нужного помещения до согласования процессов с контролирующими структурами и получения разрешений, сертификатов. 

Передача на аутсорсинг

Если производитель не хочет самостоятельно заниматься упаковкой своей продукции, то он может передать эту часть работ на аутсорсинг. Часто копакинг (процесс упаковки на атусорсинге – прим. редакции) рассматривают исключительно как способ экономии средств. И вот почему. 

Копакинг позволяет сэкономить на покупке или аренде помещения под новый цех, закупке оборудования, его установке, пуско-наладке, найме профессиональных специалистов для обслуживания упаковочной линии. Также аутсорсинг упаковки решает проблему приобретения материалов (коробок, плёнки, пакетов и т.п.) по конкурентной цене. 

Обычно компании, которые занимаются упаковкой и фасовкой на аутсорсе, работают следующим образом. Для каждого продукта просчитывается упаковочное решение. В нашей компании Co-Packing Center при этом учитывается категория продукции, сохранность качества, товарный вид, логистика, продающая составляющая упаковки и другие параметры. Выбранное упаковочное решение тестируется заказчиком. 

Когда условия сотрудничества согласованы и качество демо-образца проверено, заключается договор на аутсорсинг фасовки и упаковки. После производитель организовывает доставку товара в технической упаковке на территорию копакера. Расфасовка для розницы – тоже задача аутсорсера. Она решается в порядке и в сроки, установленные заключённым договором.

Co-Packing Center 

Помимо экономии на упаковочном оборудовании производитель, сотрудничающий с копакинг-компанией, избавлен от вопросов стандартизации и сертификации упаковки. Все разрешительные документы и соблюдение всех регламентов – это головная боль исполнителя. Он же следит за качеством упаковки, для этого в компании есть службы внутреннего контроля и сервиса. 

Копакер располагает несколькими линиями и видами оборудования, благодаря чему может одновременно фасовать и упаковывать разную продукцию. 

Единственный существенный недостаток при передаче процесса упаковки на аутсорс – зависимость от внешнего исполнителя. Вот некоторые неприятные ситуации, с которыми можно столкнуться – повышение стоимости услуг, невозможность оперативно увеличить тираж заказанной партии, поломка оборудования. Хотя те же самые проблемы, скорее всего, придётся решать и обладателям собственных упаковочных линий. 

Сравнительная экономика

Стоимость покупки собственной линии обходится в сумму от 5 до 12 млн. рублей. К затратам на оборудование нужно добавить аренду или покупку нового помещения, оплату труда персонала, страховку оборудования, сервисное обслуживание.

Обычно к нам обращаются клиенты, которым необходимо произвести по их техническому заданию 100-200 тысяч упаковок. Средняя стоимость одной упаковки составляет 4-5 рублей. То есть затраты клиента при работе с копакером – от 400 тысяч до 1 млн. рублей за партию «под ключ». Это выгоднее закупки оборудования и его налаживания, найма дополнительного персонала. 

Подтвердим это на примере розлива шампуня в дой-пак (пластиковый плотный пакет с донышком – прим. редакции). 

Используемые материалы. Плёнка – трёхслойный ламинат, на один пакет требуется примерно 10 грамм. Плёнку закупаем уже с печатью дизайна у типографии. Типографии с таким ламинатом предлагают рулон от 500 кг, проще всего разговаривать с типографией об 1 тонне, то есть минимальный тираж составит 100 тысяч пакетов для одного вида шампуня. 

Рассчитываем, что планируется упаковка трёх разных видов шампуня, то есть требуется 300 тысяч пакетов. Стоимость материала для одного пакета ориентировочно составляет 6 рублей, штуцер (колпачок-дозатор) стоит от 5 рублей без НДС за штуку. 

Фасовка в нашем Co-Packing Center стоит от 5 рублей за штуку, в среднем – 6,50 рублей за пакет. Итоговая стоимость проекта в копакинге: ±16 руб без НДС за один пакет объёмом 500 мл. Стоимость контракта - от 1,6 до 4,8 млн. рублей. 

Co-Packing Center

В противовес считаем организацию собственной линии фасовки и упаковки. 

Машина для розлива в дой-пак со штуцером стоит 48 млн. рублей. Клиент может позволить её себе, если производит больше 500 тысяч пакетов в месяц. Скорее всего, машина берётся в лизинг, платёж в месяц составляет 1,44 млн. рублей (если лизинг на 36 месяцев). Ещё 30 млн. рублей стоит покупка здания с коммуникациями для цеха. 

Команда, обслуживающая линию фасовки-упаковки, стоит 1 млн. рублей в месяц. Это операторы, технический персонал, IT-отдел, склад, R&D (специалисты по развитию), отдел качества.  

То есть клиент будет ежемесячно нести расходы в 3,34 млн. рублей в месяц (в течение 36 месяцев) при той же себестоимости продукта. Считаем: если он будет выпускать каждый месяц по 500 тысяч пакетов и тратить на это 3,34 млн. рублей, то стоимость одного пакета составляет те же 6,50 рублей. 

Вместо резюме

Аутсорсинг упаковки может быть выгоден крупному, среднему и даже малому бизнесу. Причём сотрудничество с провайдером возможно при реализации самых разных проектов. Это может быть как запуск масштабного производства, так и незначительное изменение упаковки, переупаковка готовой продукции, групповая упаковка для промо-акций или сотрудничества с ритейлерами и маркетплейсами. 

Создание внутри компании собственной упаковочной линии выгодно при больших объёмах производства и тогда, когда предприятие готово исполнять внешние заказы.

Co-Packing Center

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

19 октября 2020

Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов