Импортозамещение в IT: как перейти с западного продукта управления командами и проектами на отечественный

Прочтёте за 5 мин.

«Те сервисы, что ещё доступны, уже не позволяют полноценно управлять бизнес-процессами»

IT-инструменты, которые использует Артур Нек

  • amoCRM
  • Todoist
  • Planerka

Уход ряда иностранных IT-компаний с российского рынка вынудил многих клиентов искать альтернативы их сервисам и продуктам. В частности, так произошло с таск-трекерами – программами для управления командами и проектами. О том, какими отечественными сервисами можно заменить популярные западные разработки и с какими трудностями могут столкнуться пользователи, порталу Biz360.ru рассказал Артур Нек, управляющий партнёр Kaiten.

Досье

Артур Нек – управляющий партнёр сервиса по совместной работе команд Kaiten. По образованию – математик-программист. Аккредитованный Kanban-тренер и консультант по классическому проектному управлению, Agile и Scrum. Был членом правления провайдера и регистратора доменов Reg.ru. К команде Kaiten присоединился в 2022 году.

Артур Нек

Больше недоступны

Надо признать, что у западных разработчиков больше опыта в создании экосистем для управления проектами и командами. Рынок зарубежных таск-трекеров большой, и многие российские компании выбирали для себя именно иностранные сервисы. Но в 2022 году многие программы для организации бизнес-процессов стали им недоступны. 

Покинувшие российский рынок сервисы: 

  • Jira. Титан рынка. Он помогает отслеживать развитие проекта и скорость выполнения задач, а также фиксировать баги. Особенность Jira – множество плагинов (добавление новых функций и возможностей – прим. редакции) для максимальной кастомизации под нужды любого бизнеса.

  • Trello. Ещё один признанный лидер рынка. Отличается понятностью пользовательского интерфейса. Несмотря на простоту, у него есть много полезных инструментов для совместной работы команды: рабочие доски, календарь, комментарии, теги, отслеживание продуктивности сотрудников и т.д.

  • SAP. Крупная компания, которая предоставляет комплексное решение для управления персоналом и бизнес-процессами. Сервис создаёт пакет необходимых приложений для каждой конкретной отрасли и команды. Например, могут учитываться остатки товара на складе и формироваться бухгалтерские документы.

  • Youtrack. Баг-трекер и инструмент для управления задачами, проектами и Agile-процессами. Есть серверная и облачная версия.

  • Asana. Инструмент визуализирует задачи и помогает распределять работу между участниками команды. Есть большие возможности для интеграции с другими приложениями – для сотрудников создаётся единое рабочее пространство, в которое входит электронная почта, работа с документами, площадка для работы дизайнеров, тикет-системы и другое.

  • ClickUp. Сервис для комплексного таск-менеджмента. В нём можно не только управлять задачами команд, но и видеть подробную аналитику по работоспособности сотрудников. Например, можно анализировать производительность спринтов. Также в сервисе можно создавать текстовые файлы и оставлять напоминания в календаре.

  • Monday. Сервис, который подходит как фрилансерам и небольшим командам, так и крупным компаниям. Есть встроенный тайм-трекер, возможность настраивать гостевой доступ (особенно полезно для фрилансеров и компаний, работающих на аутсорсе) и необходимая аналитика работоспособности команды.

  • Basecamp. Простой онлайн-сервис помогающий структурировать задачи команды. Basecamp стал популярен за счёт встроенных возможностей: хранилище для файлов, календарь, чат, Timeline, диаграммы Ганта. Также в сервис можно интегрировать и другие приложения.

  • Miro. Платформа для совместной работы команд. Фишка Miro – простые интерактивные доски для визуализации бизнес-процессов и совместной работы.

  • Tableau. Популярный инструмент для интерактивной визуализации данных и бизнес-аналитики.

  • Slack. Корпоративный мессенджер с функциями постановки задач и координации проектов. 

Команды до 10 человек могут пользоваться некоторыми сервисами бесплатно, например, Youtrack и Trello. Но многие программы невозможно оплатить с российских карт или они полностью перестали работать на территории России. 

Те сервисы, что ещё доступны, не позволяют полноценно управлять бизнес-процессами. То есть вместо выстраивания комфортной и продуктивной работы команды приходится тратить силы и время, чтобы подстроиться под тот набор функций, который остался. Также есть риск, что зарубежный сервис полностью перестанет работать в России. Тогда компании придётся экстренно перестраивать работу. 

Особенности отечественных программ

Как только зарубежные сервисы ушли, у руководителей и разработчиков крупных высокотехнологичных компаний снова появилась мысль: «Сделаем своё ПО, полностью отвечающее запросам российских пользователей». 

На первый взгляд, для крупных банков и IT-компаний с развитым продуктовым подходом создание своего таск-трекера – посильная задача. Но на самом деле всё намного сложнее: нужно много ресурсов не только для формирования самого сервиса, но и на изучение Agile-методологий, чтобы создать эффективный продукт. Из-за сложности разработки возникает вопрос, а нужно ли вообще тратить на это ресурсы. 

Сейчас на рынке уже много российских систем управления проектами, но у них есть некоторые общие недостатки: 

  • Таск-трекер делают на базе CMS (самописных систем управления сайтами – прим.редакции), корпоративного портала, системы ведения бюджета или взаимодействия с клиентами. То есть используют уже существующую базу и просто создают из неё подобие трекера задач. Однако базовые функции всё равно остаются, что мешает создать эффективный инструмент для менеджмента команды.

  • Зачастую перед созданием системы управления проектами разработчики не углубляются в философию Agile и особенности Kanban и Scrum. В итоге в инструменте может не хватать действительно важных функций.

  • Некоторые отечественные разработчики не изучают мировую практику. Они опираются на свои знания и опыт. Не тестируют, как будет работать их трекер в других командах. Jira развивалась годами, обрабатывала фидбэк (обратную связь – прим. редакции) от пользователей и постоянно совершенствовала свой сервис. Этот опыт нельзя отрицать.

  • Часто функции создаются, но работают некорректно. Когда компания выбирает сервис, она смотрит на список возможностей. Чтобы список был длиннее, разработчики часто внедряют функции, которые на практике могут работать плохо. 

Обзор отечественных решений

  • Kaiten. Система управления задачами и проектами, которая создавалась ещё до ухода западных компаний специально для работы Agile-команд. Kanban-доски можно настроить для проекта любой сложности. Точечные задачи команд можно связать с верхнеуровневыми планами и наблюдать за работой всей компании на одном экране. Также есть автоматический импорт данных из Jira и Trello. Из минусов: сервис создавался до ухода зарубежных компаний и не старался копировать конкурентов, поэтому интерфейс отличается от аналогов. Команде понадобится время, чтобы привыкнуть. Однако сходство с Trello всё же есть.

  • Yandex Tracker. Продукт «Яндекса». Набрал популярность за счёт известности отечественного поисковика. В нём можно создавать задачи и назначать ответственных, но нет функций для организации командной работы. У сервиса есть только облачная версия. Это значит, что для компаний, которые хотят сами создавать инфраструктуру и хранить свои данные на корпоративных серверах, Yandex Tracker не подходит.  

  • «ПланФикс». При создании сервиса разработчики уделили много внимания финансовому учёту и планированию бюджета проектов. Это оставило свой отпечаток: сервис полезен для команд, где необходимы финансовые отчёты. У «ПланФикса», как и у Yandex Tracker, отсутствуют функции для взаимодействия между командами. Из-за того, что «ПланФикс» изначально разрабатывался как финансовая система, в нём нет цели сократить Time To Market (время от начала разработки идеи до её конечной реализации, когда продукт попадает в руки клиента). Сервис направлен на экономию ресурсов. 

  • Pyrus. Сервис позиционирует себя как low-code платформа. То есть для настройки не нужны глубокие знания программирования. Pyrus хорош для создания любого рода заявок. Например, можно сформировать заявку на отпуск и на выдачу техники. Однако визуализировать процесс реализации проекта с разветвлённой сетью задач не получится. 

  • Wrike. Один из популярных продуктов российского рынка таск-трекеров. Сервис разрабатывался для маркетинговых агентств, поэтому именно для этой сферы он подходит хорошо. В Wrike есть диаграмма Ганта, возможность отслеживать этапы проекта, панели для мониторинга. Но универсальным инструментом назвать его нельзя. 

  • Yougile. Прост в использовании. Внутрь уже встроен чат. Есть много возможностей для формирования разных отчётов. Идеально подходит для небольших команд. Минус – совсем нет инструментов для кросс-командного взаимодействия: портфеля проектов, выбора задач для реализации, аналитики процессов. Также внутри нет инструментов, чтобы сократить Time To Market.

  • Weeek. Особое отличие – удобный интерфейс и красивый дизайн. Сервис подойдёт для организации работы небольшой команды с потоковыми задачами. Но для сложных многоуровневых проектов неудобен.

  • ЕваProject. Проект отличается хорошей базой знаний. Разработчики пытались полностью скопировать Jira, вплоть до интерфейса. Это привело к тому, что пользователь ждёт от сервиса тех же функций, что были в Jira, но сервис ещё не может удовлетворить все потребности бывших фанатов популярного инструмента. Это понятно, ведь повторить многолетний опыт успешной компании в один миг невозможно.

  • Битрикс24. Сервис зарекомендовал себя на рынке, но изначально он был CRM-системой и корпоративным порталом для компаний. Это сильно заметно при работе с инструментом. Можно работать с простыми задачами: фиксировать работу над ними и привязывать к проектам. Однако архитектура Битрикс24 слишком сложная, чтобы следить за верхнеуровневыми задачами. 

Трудности перехода

У многих зарубежных программ в области управления проектами был простой импорт данных из других таск-трекеров. Например, данные из Youtrack легко можно было перенести в Jira и Slack. У российских разработок перенос данных пока настроен не так хорошо. 

Перейти с Jira на другой российский сервис безболезненно не получится, особенно если вы активно использовали плагины. Тем, кто работал в базовой версии рабочей доски с тремя колонками (Очередь – В работе – Готово), у кого нет связей между досками команд и не установлены плагины, перенести данные на любой отечественный инструмент будет проще. 

Если у вашей компании сложные настройки рабочих досок, нужно быть готовым к тому, что времени на перенос данных понадобится много. Чтобы упростить переход, необходимо определиться с бизнес-задачами. В зависимости от ваших целей будет настраиваться новый сервис. 

Что важно учесть при выборе инструмента: 

  • команда разработчиков таск-трекера должна быть готова работать с вами в тесном контакте и адаптировать свои сервисы под вас;

  • команда, отвечающая за перенос ваших данных, должна быть компетентной, чтобы подсказать, как сделать «переезд» менее болезненным. 

  • Вы сами должны быть психологически готовы к переменам. Интерфейс станет другим, исчезнут знакомые плагины и, возможно, не будет хватать некоторых функций или, наоборот, придётся привыкать к новым – с этим нужно смириться. Чем быстрее вы примите неизбежное, тем проще будет привыкнуть к новому.

Task Manager

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

10 августа 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов