Уход ряда иностранных IT-компаний с российского рынка вынудил многих клиентов искать альтернативы их сервисам и продуктам. В частности, так произошло с таск-трекерами – программами для управления командами и проектами. О том, какими отечественными сервисами можно заменить популярные западные разработки и с какими трудностями могут столкнуться пользователи, порталу Biz360.ru рассказал Артур Нек, управляющий партнёр Kaiten.
Артур Нек – управляющий партнёр сервиса по совместной работе команд Kaiten. По образованию – математик-программист. Аккредитованный Kanban-тренер и консультант по классическому проектному управлению, Agile и Scrum. Был членом правления провайдера и регистратора доменов Reg.ru. К команде Kaiten присоединился в 2022 году.
Надо признать, что у западных разработчиков больше опыта в создании экосистем для управления проектами и командами. Рынок зарубежных таск-трекеров большой, и многие российские компании выбирали для себя именно иностранные сервисы. Но в 2022 году многие программы для организации бизнес-процессов стали им недоступны.
Покинувшие российский рынок сервисы:
-
Jira. Титан рынка. Он помогает отслеживать развитие проекта и скорость выполнения задач, а также фиксировать баги. Особенность Jira – множество плагинов (добавление новых функций и возможностей – прим. редакции) для максимальной кастомизации под нужды любого бизнеса.
-
Trello. Ещё один признанный лидер рынка. Отличается понятностью пользовательского интерфейса. Несмотря на простоту, у него есть много полезных инструментов для совместной работы команды: рабочие доски, календарь, комментарии, теги, отслеживание продуктивности сотрудников и т.д.
-
SAP. Крупная компания, которая предоставляет комплексное решение для управления персоналом и бизнес-процессами. Сервис создаёт пакет необходимых приложений для каждой конкретной отрасли и команды. Например, могут учитываться остатки товара на складе и формироваться бухгалтерские документы.
-
Youtrack. Баг-трекер и инструмент для управления задачами, проектами и Agile-процессами. Есть серверная и облачная версия.
-
Asana. Инструмент визуализирует задачи и помогает распределять работу между участниками команды. Есть большие возможности для интеграции с другими приложениями – для сотрудников создаётся единое рабочее пространство, в которое входит электронная почта, работа с документами, площадка для работы дизайнеров, тикет-системы и другое.
-
ClickUp. Сервис для комплексного таск-менеджмента. В нём можно не только управлять задачами команд, но и видеть подробную аналитику по работоспособности сотрудников. Например, можно анализировать производительность спринтов. Также в сервисе можно создавать текстовые файлы и оставлять напоминания в календаре.
-
Monday. Сервис, который подходит как фрилансерам и небольшим командам, так и крупным компаниям. Есть встроенный тайм-трекер, возможность настраивать гостевой доступ (особенно полезно для фрилансеров и компаний, работающих на аутсорсе) и необходимая аналитика работоспособности команды.
-
Basecamp. Простой онлайн-сервис помогающий структурировать задачи команды. Basecamp стал популярен за счёт встроенных возможностей: хранилище для файлов, календарь, чат, Timeline, диаграммы Ганта. Также в сервис можно интегрировать и другие приложения.
-
Miro. Платформа для совместной работы команд. Фишка Miro – простые интерактивные доски для визуализации бизнес-процессов и совместной работы.
-
Tableau. Популярный инструмент для интерактивной визуализации данных и бизнес-аналитики.
-
Slack. Корпоративный мессенджер с функциями постановки задач и координации проектов.
Команды до 10 человек могут пользоваться некоторыми сервисами бесплатно, например, Youtrack и Trello. Но многие программы невозможно оплатить с российских карт или они полностью перестали работать на территории России.
Те сервисы, что ещё доступны, не позволяют полноценно управлять бизнес-процессами. То есть вместо выстраивания комфортной и продуктивной работы команды приходится тратить силы и время, чтобы подстроиться под тот набор функций, который остался. Также есть риск, что зарубежный сервис полностью перестанет работать в России. Тогда компании придётся экстренно перестраивать работу.
Как только зарубежные сервисы ушли, у руководителей и разработчиков крупных высокотехнологичных компаний снова появилась мысль: «Сделаем своё ПО, полностью отвечающее запросам российских пользователей».
На первый взгляд, для крупных банков и IT-компаний с развитым продуктовым подходом создание своего таск-трекера – посильная задача. Но на самом деле всё намного сложнее: нужно много ресурсов не только для формирования самого сервиса, но и на изучение Agile-методологий, чтобы создать эффективный продукт. Из-за сложности разработки возникает вопрос, а нужно ли вообще тратить на это ресурсы.
Сейчас на рынке уже много российских систем управления проектами, но у них есть некоторые общие недостатки:
-
Таск-трекер делают на базе CMS (самописных систем управления сайтами – прим.редакции), корпоративного портала, системы ведения бюджета или взаимодействия с клиентами. То есть используют уже существующую базу и просто создают из неё подобие трекера задач. Однако базовые функции всё равно остаются, что мешает создать эффективный инструмент для менеджмента команды.
-
Зачастую перед созданием системы управления проектами разработчики не углубляются в философию Agile и особенности Kanban и Scrum. В итоге в инструменте может не хватать действительно важных функций.
-
Некоторые отечественные разработчики не изучают мировую практику. Они опираются на свои знания и опыт. Не тестируют, как будет работать их трекер в других командах. Jira развивалась годами, обрабатывала фидбэк (обратную связь – прим. редакции) от пользователей и постоянно совершенствовала свой сервис. Этот опыт нельзя отрицать.
-
Часто функции создаются, но работают некорректно. Когда компания выбирает сервис, она смотрит на список возможностей. Чтобы список был длиннее, разработчики часто внедряют функции, которые на практике могут работать плохо.
-
Kaiten. Система управления задачами и проектами, которая создавалась ещё до ухода западных компаний специально для работы Agile-команд. Kanban-доски можно настроить для проекта любой сложности. Точечные задачи команд можно связать с верхнеуровневыми планами и наблюдать за работой всей компании на одном экране. Также есть автоматический импорт данных из Jira и Trello. Из минусов: сервис создавался до ухода зарубежных компаний и не старался копировать конкурентов, поэтому интерфейс отличается от аналогов. Команде понадобится время, чтобы привыкнуть. Однако сходство с Trello всё же есть.
-
Yandex Tracker. Продукт «Яндекса». Набрал популярность за счёт известности отечественного поисковика. В нём можно создавать задачи и назначать ответственных, но нет функций для организации командной работы. У сервиса есть только облачная версия. Это значит, что для компаний, которые хотят сами создавать инфраструктуру и хранить свои данные на корпоративных серверах, Yandex Tracker не подходит.
-
«ПланФикс». При создании сервиса разработчики уделили много внимания финансовому учёту и планированию бюджета проектов. Это оставило свой отпечаток: сервис полезен для команд, где необходимы финансовые отчёты. У «ПланФикса», как и у Yandex Tracker, отсутствуют функции для взаимодействия между командами. Из-за того, что «ПланФикс» изначально разрабатывался как финансовая система, в нём нет цели сократить Time To Market (время от начала разработки идеи до её конечной реализации, когда продукт попадает в руки клиента). Сервис направлен на экономию ресурсов.
-
Pyrus. Сервис позиционирует себя как low-code платформа. То есть для настройки не нужны глубокие знания программирования. Pyrus хорош для создания любого рода заявок. Например, можно сформировать заявку на отпуск и на выдачу техники. Однако визуализировать процесс реализации проекта с разветвлённой сетью задач не получится.
-
Wrike. Один из популярных продуктов российского рынка таск-трекеров. Сервис разрабатывался для маркетинговых агентств, поэтому именно для этой сферы он подходит хорошо. В Wrike есть диаграмма Ганта, возможность отслеживать этапы проекта, панели для мониторинга. Но универсальным инструментом назвать его нельзя.
-
Yougile. Прост в использовании. Внутрь уже встроен чат. Есть много возможностей для формирования разных отчётов. Идеально подходит для небольших команд. Минус – совсем нет инструментов для кросс-командного взаимодействия: портфеля проектов, выбора задач для реализации, аналитики процессов. Также внутри нет инструментов, чтобы сократить Time To Market.
-
Weeek. Особое отличие – удобный интерфейс и красивый дизайн. Сервис подойдёт для организации работы небольшой команды с потоковыми задачами. Но для сложных многоуровневых проектов неудобен.
-
ЕваProject. Проект отличается хорошей базой знаний. Разработчики пытались полностью скопировать Jira, вплоть до интерфейса. Это привело к тому, что пользователь ждёт от сервиса тех же функций, что были в Jira, но сервис ещё не может удовлетворить все потребности бывших фанатов популярного инструмента. Это понятно, ведь повторить многолетний опыт успешной компании в один миг невозможно.
-
Битрикс24. Сервис зарекомендовал себя на рынке, но изначально он был CRM-системой и корпоративным порталом для компаний. Это сильно заметно при работе с инструментом. Можно работать с простыми задачами: фиксировать работу над ними и привязывать к проектам. Однако архитектура Битрикс24 слишком сложная, чтобы следить за верхнеуровневыми задачами.
У многих зарубежных программ в области управления проектами был простой импорт данных из других таск-трекеров. Например, данные из Youtrack легко можно было перенести в Jira и Slack. У российских разработок перенос данных пока настроен не так хорошо.
Перейти с Jira на другой российский сервис безболезненно не получится, особенно если вы активно использовали плагины. Тем, кто работал в базовой версии рабочей доски с тремя колонками (Очередь – В работе – Готово), у кого нет связей между досками команд и не установлены плагины, перенести данные на любой отечественный инструмент будет проще.
Если у вашей компании сложные настройки рабочих досок, нужно быть готовым к тому, что времени на перенос данных понадобится много. Чтобы упростить переход, необходимо определиться с бизнес-задачами. В зависимости от ваших целей будет настраиваться новый сервис.
Что важно учесть при выборе инструмента:
-
команда разработчиков таск-трекера должна быть готова работать с вами в тесном контакте и адаптировать свои сервисы под вас;
-
команда, отвечающая за перенос ваших данных, должна быть компетентной, чтобы подсказать, как сделать «переезд» менее болезненным.
-
Вы сами должны быть психологически готовы к переменам. Интерфейс станет другим, исчезнут знакомые плагины и, возможно, не будет хватать некоторых функций или, наоборот, придётся привыкать к новым – с этим нужно смириться. Чем быстрее вы примите неизбежное, тем проще будет привыкнуть к новому.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».