В 2023 году искусственный интеллект – уже не фантастика, а вполне реальный инструмент для развития бизнеса. Правда, осваивать новые технологии готовы не все предприниматели. Наиболее распространённые предубеждения: «это дорого», «моему бизнесу такие технологии вряд ли могут быть полезны», «это небезопасно» и т.д. О том, как можно использовать AI в бизнес-процессах и стоит ли ему полностью доверять, порталу Biz360.ru рассказал Никита Дмитрук, создатель проекта NIKA.
Никита Дмитрук – предприниматель, создатель приложения на основе искусственного интеллекта NIKA – бизнес-помощника, который может составлять планы, следить за распорядком дня, искать нужную информацию, дать рекомендацию по финансам и т.д.
На заре своей «карьеры» искусственный интеллект обыгрывал гроссмейстеров в шахматы, помогал распознавать речь и настраивать рекомендательные сервисы. Сегодня его возможности гораздо шире и доступны не только гигантам вроде Amazon, но и любому малому бизнесу.
Самый главный ресурс, который экономит AI (Artificial Intelligence – искусственный интеллект) – это время. По данным исследования «СберСтрахования» и аналитиков медиахолдинга Rambler&Co, более трети жителей России (39%) ежедневно проводят более пяти часов в интернете. Респонденты тратят этот огромный отрезок времени, в том числе, на сбор и обработку информации. Но многие подобные задачи можно перепоручить AI. Вот как это работает в разных сферах.
Банковское дело
AI используют для оптимизации функций, в которых не требуется реальный человек. Например, для скоринга клиентов: AI принимает решения по заявкам на кредитные продукты. Или для обработки документов: AI обрабатывает и автоматически вносит клиентские данные при открытии счетов и совершении банковских операций.
Также искусственный интеллект помогает банкам формулировать персонализированные предложения. У банка могут быть сотни тысяч потенциальных клиентов. Но создавать индивидуальные предложения каждому – трудозатратный и дорогостоящий процесс. С помощью AI, например, сервиса CrayOnData можно анализировать финансовое поведение каждого клиента и создавать такие предложения.
А ещё всем известные чат-боты службы поддержки тоже давно управляются AI. Сейчас стиль общения чат-ботов становится всё более похожим на то, как формулирует мысли реальный человек. Преимущество чат-ботов в том, что они работают 24/7. Эти возможности активно использует не только банковский бизнес, но и компании из других сфер с клиентской онлайн-поддержкой.
Медицина и здравоохранение
Программы на базе AI умеют анализировать медицинские изображения (УЗИ, КТ, МРТ и др.) и устанавливать предварительные диагнозы.
Так, федеральная сеть «Клиника Фомина» одной из первых в России внедрила искусственный интеллект для контроля работы врачей. AI наблюдает за ведением документооборота, корректирует назначения, не пропуская ни одну медицинскую карту: это снижает количество врачебных ошибок и обеспечивает высокое качество помощи.
Есть в сфере медицины и другие разработки. Например, приложение AliveCor – карманный кардиолог. Приложение в домашних условиях обрабатывает сведения с датчика, снимающего кардиограммы. AI анализирует данные пациента, отслеживает любые тревожные сигналы и рекомендует пользователю обратиться к врачу, если предвидит скорый инфаркт.
Ресторанный бизнес
Помимо технических задач, связанных с управлением ресторанами, AI сегодня готов посягнуть на святая святых – рецептуры блюд.
Burger Heroes и «ВКонтакте» презентовали бургер, состав которого полностью предложил AI. Он проанализировал увлечения молодой аудитории соцсети и выявил тренд на поп-культуру восточных стран – дорамы, мангу и аниме. На основе этих предпочтений нейросеть выбрала для бургера продукты азиатской кухни – огурцы, кимчи, маринованный дайкон и несколько видов соусов.
Личный ассистент
Программы на основе AI могут взять на себя часть текущих обязанностей бизнес-помощника. Они умеют назначать встречи, писать письма и отвечать на них на «человеческом» языке, отправлять напоминания и даже осуществлять регулярные платежи.
В агентстве PR Integral AI помогает сотрудникам в создании шаблонов писем для общения с клиентами и СМИ, проверяет на предмет ошибок коммуникации PR-специалистов, участвует в разработке тем экспертов и тезисов для будущих статей. Конечно, всё это под присмотром специалистов с многолетним опытом.
Дизайн
AI может помогать создавать визуальный образ компании и конкретные иллюстрации для бизнес-задач.
Например, в агентстве SETTERS при создании изображений для соцсетей используют в связке нейросети ChatGPT (тексты) и Midjourney (иллюстрации). Для этого нужно на примерах обучить ChatGPT, как составлять шаблон запроса для создания изображения, затем попросить придумать идею для иллюстрации и составить под неё конкретный промпт (команду для нейросети – прим. редакции) для Midjourney. Далее отправить промт и получить изображение, которое может немного подредактировать дизайнер. С таким подходом можно сэкономить затраченное на создание иллюстраций время в четыре-пять раз.
HR
У искусственного интеллекта большой потенциал в области HR. Он способен отбирать резюме, оценивать квалификации кандидатов и даже прогнозировать вероятность успеха в работе. AI подходит для отслеживания эффективности сотрудников и позволяет быстро определить области, требующие улучшения. А ещё нейросеть используют для персонализированного обучения новых сотрудников, которое основывается на их исходных навыках и знаниях.
Так, аналитик группы компаний по IT-рекрутингу и аутсорсингу Selecty Ксения Полозова считает, что AI и нейросети уже сейчас могут помочь рекрутёрам в первичном отборе кандидатов – поиске, установке первого контакта, приглашении на интервью, организации онлайн-встреч, а также в тестировании.
Эра искусственного интеллекта только-только начинается. Сейчас главное для нас – создателей и разработчиков приложений на базе AI – сделать процесс внедрения технологии в любой бизнес максимально простым, экологичным и безопасным.
Предпринимателям важно понимать, что AI – мощный инструмент для развития, но не волшебная палочка. Это «машина», которая не сделает бизнес прибыльным без правильного взаимодействия с человеком. Сначала необходимо определить свои цели, затем правильно сформулировать для AI задачу и только потом использовать по максимуму все его возможности.
Стоит учитывать и другие особенности технологий. Например, отношение к картинкам, которые генерит нейросеть, неоднозначное. Она учится на работах из интернета, но копирует только художественный стиль. Законом такое не регулируется, но художники и дизайнеры считают, что таким образом пользователи нейросетей обесценивают их труд, а иногда и переходят грань авторского права. Поэтому если клиенты ценят визуальный ряд вашего бренда, будьте аккуратны с созданием нейрокартинок.
А ещё AI тоже ошибается. Если нейросеть обучалась на некачественных данных, то и результат работы будет соответствующим. Поэтому полностью доверять AI нельзя, особенно в том, что касается фактологической информации. Подвергайте критическому анализу данные и тексты, которые получили при помощи нейросетей.
Важный аспект, который волнует многих пользователей, касается вероятности утечки данных. При создании искусственного интеллекта NIKA мы учли необходимую степень защиты и конфиденциальность информации, но, тем не менее, всегда предупреждаем пользователей о внимательности при использовании AI.
Например, в компании-разработчике чат-бота ChatGPT OpenAI случилась утечка личных данных пользователей в сеть. По информации разработчиков, утечка произошла из-за ошибки в работе искусственного интеллекта. Некоторые пользователи могли видеть имена и фамилии других активных пользователей, а также их адреса электронной почты, платежные адреса, последние четыре цифры кредитных карт и их сроки действия.
Изучение вопроса о том, как искусственный интеллект может быть полезен вашему бизнесу, лучше не откладывать. Зачем запрыгивать в последний вагон, если прямо сейчас можно разместиться в первом? Через пару лет технология станет неотъемлемой частью жизни человека.
Иногда нейросеть может взять на себя не только аналитику, но и функции удалённого креативного отдела.
Один из успешных кейсов – нейминг юридической компании. Заказчик маркетингового агентства PPL.EASE.DIGITAL долго не мог выбрать название для своей компании. Креатив – одна из самых больших затратных частей в маркетинге. Это работа, которую сложно оцифровать, прямых лидов она не приносит, при этом требует высокой степени компетенции и насмотренности. Все предложенные креативным отделом названия либо не нравились владельцам юридической компании, либо уже были запатентованы.
Тогда создатель агентства Ксения Белякова обратилась к NIKA. Задачу поставили максимально чёткую, с подробностями: «Создать название юридической компании, которая осуществляет такой-то перечень услуг. Название должно быть ярким и запоминающимся, характеризующим молодую и динамичную компанию. Не применять слова «консалтинг», «стандарт», «юрист» и т.д.. В названии не более двух слов и оно не было ранее запатентовано».
В итоге AI придумал вариант, который креативный отдел действительно не предлагал. Название не было запатентовано, и владелец юридической компании согласовал нейминг с первого раза. NIKA создала вымышленное слово АРКОРА, с характерным запоминающимся звучанием. Затраты на такой нейминговый эксперимент обошлись маркетинговой компании в 190 рублей – именно столько стоит недельная подписка на приложение NIKA.
Пока технологии ИИ в основном обрабатывают огромные пласты любых данных и оптимизируют многие рутинные процессы. Это позволяет человеку или бизнесу быстрее принимать решения, освобождая время для решения куда более интересных творческих задач.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».