Крупный бизнес начинается не с миллионов долларов инвестиций, а с больших амбиций, веры предпринимателя в себя и тщательных расчётов. А также – со способности лидера подобрать крутую команду, увлечь её своей идеей и зарядить энергией. О том, как из маленького кафе вырастить крупный бизнес, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал сооснователь и директор сети кофеен для автомобилистов Coffee Machine Дмитрий Лутченко.
Дмитрий Лутченко – предприниматель из Владивостока, сооснователь и директор сети кофеен для автомобилистов
Coffee Machine. Начал заниматься бизнесом в 2003 году. В 2009 году окончил институт менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, также прошёл обучение по программе MBA в Charles Sturt University в Австралии. Первое автокафе Coffee Machine открыл в 2011 году. Сейчас проект вырос в федеральную сеть из 67 кофеен, которая развивается по франшизе. Помимо этого занимается развитием двух гастро-проектов – YAY Thai и Grizzly Grill.
Стандарты необходимы, чтобы упорядочить работу сотрудников и кафе в целом с первого дня. Они же помогут регулировать работу заведений, которые будут открываться следующими, если вы решите масштабировать проект.
Пропишите в стандартах, как должна быть организована работа – вплоть до фирменного стиля документов и внешнего вида сотрудников, отношения к клиентам и внутри команды.
Смысл стандартизирования в том, чтобы обеспечить основу для выработки общих ожиданий от вашего кафе. Это поможет персоналу избежать ошибок при общении с клиентом в нестандартной ситуации. Например, если тот пришёл к вам нетрезвым или взвинченным.
Если стандарты тщательно проработаны и выделяют вас на рынке, они могут стать одним из конкурентных преимуществ. А впоследствии помогут упростить масштабирование бизнеса, так как все рабочие процессы будут стандартизированы. Нам это очень помогло.
Учитесь сами, найдите или организуйте обучение для своих сотрудников. Это нужно, чтобы команда работала по едиными стандартам и в едином информационном поле. Люди – главное в бизнесе. Создать крепкую команду – одна из основных задач собственника компании. Тогда история про рака, щуку и лебедя вам не страшна.
Каждый ваш сотрудник должен чувствовать, что его ценят и оберегают. У нас в компании, чтобы никто из менеджеров про это не забыл, разработан этический кодекс. В случае каких-либо сомнений к нему всегда можно обратиться.
Иногда кажется, что нанять нового сотрудника легче и выгоднее, чем вкладываться в обучение тех, кто уже работает в компании. Но это не просто ошибочное мнение, а грубая организационная ошибка. Тот, кто уже работает в компании, имеет преимущество перед новичком, даже если у последнего есть диплом о специальном образовании.
Практический опыт всегда лучше. Организовав обучающий процесс для сотрудников, вы будете уверены в их знаниях и в том, насколько глубоко они их усвоили. Обученные специалисты совершают меньше ошибок, работают эффективнее и быстрее адаптируются к меняющимся требованиям бизнеса.
Она необходима, чтобы обеспечить качество продукта и обслуживания клиентов, получать обратную связь и вовремя реагировать на возникающие проблемы. В отделе продаж контроль нужен, чтобы видеть, как персонал общается с клиентами. Могут проявиться проблемы в манере общения, другие индивидуальные ошибки.
Но стоит помнить, что контроль качества должен помогать сотрудникам работать, а не наоборот. Если у него будет только карательная цель – выявить недочёты и наказать, то прогресса не достичь. На основе выявленных ошибок нужно применять меры по их устранению. Это, к примеру, может быть личная беседа с сотрудником. Если ошибка системная, то необходимо групповое обучение персонала.
Например, мы дали клиентам возможность оставить отзыв о работе наших автокафе на сайте или по телефону. Мы быстро получаем информацию, а клиенты – бонусы. Так мы оперативно решаем возникающие проблемы или, когда приходит благодарность за работу, радуемся всем коллективом.
Если у вас есть миссия и цель, к которой вы идёте, вам проще объединить «своих» людей в лице персонала и клиентов. Миссия – это дело, которому вы вместе будете служить. В ней отражены ценности и принципы вашего бизнеса, предназначение компании, её позиция на рынке. Миссия не предполагает раскрытия направлений развития компании. Она не говорит о будущей деятельности или о целях бизнеса.
Миссия, в первую очередь, стратегический смысл, который порождает стремление к идеалу и становится опорой для мотивации персонала. Наша звучит так: «Мы делаем хороший кофе. Хороший кофе делает людей счастливыми. Счастливые люди делают мир лучше». Под этим слоганом мы объединяем тех, кто любит начинать утро с чашечки свежего кофе и зарядиться положительной энергией на весь день.
Помните, что главная роль за собственником бизнесом. Он – лидер, который объединил людей ради общей цели. Его задача – доверять сотрудникам, делегировать им часть ответственности так, чтобы каждый чувствовал свой вклад в общее дело.
Мой путь к лидерству начался, когда мы с моим другом и компаньоном Валентином Алексеевым открыли первую кофейню Coffee Machine в 2011 году во Владивостоке.
Никакого управленческого или бизнес-опыта у меня тогда не было. Было только желание создать что-то крутое, что понравится людям, и желательно при этом разбогатеть. За десять лет я вывел несколько собственных правил лидера, вот они:
1. Не брать в команду людей, у которых не близкие мне ценности. Иногда возникает соблазн работать с крутым профессионалом, который совершенно не близок вам по духу. А если и остальных людей подбирали вы, то и им тоже. Вряд ли у него эффективно получится работать с командой, даже если с вами сложатся отличные рабочие отношения. Группа тем сильнее, чем легче происходит взаимодействие внутри неё.
2. Не передавать всех полномочий сразу. Прежде чем предоставлять самостоятельность и ответственность новому члену команды, нужно дать ему создать что-то самому. Это может быть конкретный результат, проект или своя команда. Человек способен нести настоящую искреннюю ответственность только за то, во что он вложился или создал сам, своими силами и временем.
3. Не давать шанс тому, кто уже вас подвёл. Это как вручать заряженное оружие тому, кто в вас стрелял. Каждую серьёзную ошибку нужно подробно разбирать и проговаривать. Если она повторится после этого – лучше отодвинуть эмоции в сторону и распрощаться с человеком. Будьте уверены – ситуация повторится ещё раз и, скорее всего, с большим ущербом. Как группа движется со скоростью самого медленного своего члена, так и профессионализм команды падает от наличия в ней слабых звеньев. Не бойтесь быстро принимать необходимые кадровые решения, но только на основе расчёта, а не эмоций.
4. Не перебарщивать с контролем. Иногда руководителей, чаще всего искренне любящих своё дело, заклинивает в замкнутом круге контроля, отчётности, регламентов и структурирования. Но если так и удастся добиться порядка, то вряд ли это продвинет дело вперёд. Часто бывает, что чрезмерный порядок через какое-то время порождает чрезмерный хаос. И тогда приходится всё начинать заново. Конечно, структурность необходима, но только в балансе с креативностью. Победить контролем хаос и постепенный естественный развал любой системы невозможно. Поможет только изменчивость и непрерывное создание нового.
5. Быть предсказуемым руководителем. Непредсказуемость – самая деструктивная черта любого лидера. Нет ничего более изматывающего для человека, чем работать под началом такого руководителя. Нужно понимать, что руководит командой не столько он сам, сколько его образ в глазах команды. И этот образ, как и все ценностные ориентиры коллектива, должен быть максимально чётким, понятным и стабильным.
Вести бизнес – не равно получать лёгкий доход. Чтобы вырастить маленькое кафе в крупный бизнес, требуется время, настойчивость и уверенность. Учитесь, анализируйте опыт крупного и малого бизнеса в сфере общественного питания. И не бойтесь реализовывать разные стратегии, чтобы проверить, работают ли они у вас.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».