Многие предприниматели сферы малого бизнеса проводят собеседования с потенциальными сотрудниками лично. И у многих из них с опытом накапливаются свои ноу-хау и лайфхаки по результативному проведению встреч с кандидатами. В этом материале – рекомендации предпринимателя из Екатеринбурга Ивана Зайченко, основателя сети ресторанов доставки готовых блюд Eda1.ru, который практикует не совсем стандартный подход к собеседованиям.
Иван Зайченко, 32 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель, владелец и директор сети ресторанов доставки готовых блюд
Eda1.ru, объединяющей бренды «Сушкоф», «Дель Песто», «Лапша тётушки Бунси», «Конкиста» и «Ирландский дворик». Образование: Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства (специальность «мировая экономика»).
А вы часто проводите собеседования кандидатов? Я - да! Много собеседований! Два-три в неделю. Причём, собеседование - одна из первоочередных задач для меня. И однажды мне по этому поводу пришла интересная мысль. Вы не задумывались, что мы тоже проходим собеседование у кандидата?
Написаны горы книг, как пройти собеседование, чтобы устроиться на работу, но нет ни одной (по крайней мере, я не видел), которая учит, как пройти собеседование у кандидата, чтобы он пришел именно в вашу компанию.
А это важно. На собеседовании я спрашиваю, какие ещё вакансии рассматривает кандидат. Вы не поверите, обычно в его портфолио есть ещё две-три компании, которые так же, как и мы, готовы взять его к себе, ведь человек, которого вы собеседуете, может быть очень важен для вас. Иногда один хороший менеджер способен изменить всю компанию, поэтому ставки здесь высоки.
Поэтому я попытался для себя и своей команды сформулировать правила, как не провалить собеседование с кандидатом.
и уже не будет таким, как раньше
Времена «Газпромов» прошли. Те, у кого есть технология, труба или завод, но нет команды, - уже трупы. Бизнес делают люди. Чем круче люди, тем успешнее компания. То, что у вас есть сегодня, завтра может станет неинтересным для потребителя, и вам понадобится очень сильная команда, чтобы придумать что‑нибудь новое на завтрашний день.
Это, кстати, одна из причин, почему мы развиваем франчайзинг. Мне важно, чтобы в успехе нашего проекта было заинтересовано как можно больше интересных людей, и не только среди сотрудников компании, но и среди независимых предпринимателей.
Не стройте иллюзий, будто у вас в руках священный Грааль, от которого зависит судьба кандидата, - ничего подобного. У хорошего кандидата наверняка есть ещё пара-тройка компаний, куда бы его приняли. Если крутой специалист увидит высокомерное отношение к себе, даже если вы и будете единственным его шансом, всё равно скажет вам «нет», какие бы плюшки не сулила ему ваша вакансия. Просто потому, что он привык уважать себя и ждёт аналогичного отношения к себе от других.
На собеседовании вы в том же положении, что и кандидат: ему нужна работа, вам нужен хороший сотрудник - тут только равноценный обмен и конструктивный диалог.
Прямо всё, без утайки. Обязательно! Только не надо это делать депрессивным и безнадёжным тоном, будто вы Сизиф, катящий камень в гору.
Идеальный разговор менеджера был бы похож на этот: «Минусы есть в каждой компании. Мы считаем правильным о наших вам рассказать. Они у нас следующие…. Но плюсов работы в компании больше, поэтому лично мне нравится работать здесь. Думаю, и вам понравится». И затем расскажите про плюсы.
Даже если кандидат не задаёт вам вопросов, расскажите про себя, компанию, ваши цели, условия работы, перспективы карьерного роста, что ещё есть крутого у вас. Только будьте честны, не преувеличивайте, говорите как есть, но с точки зрения пользы кандидата. Если вы скажете неправду, это быстро заметят, а обманутый сотрудник - хуже пустого стула.
Одежда, лицо, руки - всё должно быть на уровне. Это важно, вы - лицо компании. Если вы руководитель, кандидат волей‑неволей задумывается: «Проработав тут достаточное количество времени и тоже став руководителем, я буду похож на него!»
И тут от вас зависит, что он в этот момент почувствует: «Круто! Я хочу работать с ним! Он интересный и успешный человек! Работая с ним, я смогу стать похожим на него». Или: «О, боже! Кто этот неудачник? Почему он так одет? Надеюсь, тут не все становятся такими, как он…»
Помимо этих базовых правил, есть, конечно, и другие важные факторы, по которым успешные люди выбирают компании: это и имидж организации, и офис, и зарплата, и удалённость от дома, и перспективы карьерного роста, и масса всего остального. И хотя правильное проведение собеседования, конечно же, не даёт 100-процентную гарантию успеха, ваши шансы при прочих равных условиях, тем не менее, увеличиваются. Поэтому, думаю, что к этому вопросу нужно относиться очень и очень внимательно.
Источник: DK.ru.
Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке.
Офисные зомби: кто это и чем они могут быть опасны.
Почему незаменимые сотрудники могут быть вредны для компании.