«Не заводите в компании «незаменимых сотрудников»

Прочтёте за 3 мин.

Александр Руденко – о том, как избежать рисков, связанных с уходом ключевых наёмных работников

IT-инструменты, которые использует Александр Руденко

  • 1С:Бухгалтерия
  • Сервисы Googe
  • Facebook

С ситуацией, когда из компании уходит так называемый незаменимый сотрудник, сталкивались многие предприниматели. Как минимум нужно приложить серьёзные усилия, чтобы нивелировать последствия ухода важного сотрудника; а бывают случаи, когда такие ситуации вообще приводили к краху бизнеса. Своё мнение об этой неоднозначной проблеме мы попросили высказать Александра Руденко - предпринимателя, пережившего крушение бизнеса и частичное банкротство, и создавшего сообщество «Граблеведение», в рамках которого он анализирует свои и чужие ошибки.

Досье

Александр Руденко, предприниматель из Хабаровска, экс-собственник сети столовых «100ловка» и пиццерий «Пицца Есть!», бизнес-спикер, создатель мастер-класса «Граблеведение – бесценные уроки чужих провалов» и фейсбук-сообщества  «Граблеведение. Лайфхакер для бизнеса». Автор книги «Граблеведение».

Александр Руденко

К сожалению, или к счастью, но подобные истории у меня случались несколько раз. Но ни одна из них не производила такого впечатления, как первая. Она потрясла сильнее всего.

Ведь как случается – находишь сотрудника, который устраивает меня, как руководителя, а я устраиваю его как работодатель. Дальше человек растёт, получает всё больше возможностей, всё больше зон ответственности, впитывает всё положительное, да и вообще - всячески радует. Всё это происходит на протяжении нескольких лет. Растёт компания, растёт отдельно взятый сотрудник. В какой–то момент ты не представляешь компанию без этого человека, он очень гармоничен на своём месте, с ним прекрасно взаимодействуют все - и он со всеми.

И что самое замечательное – всегда есть уверенность в том, что порученная работа будет выполнена, причём, именно так, как должна быть - в нужный срок, и с нужными акцентами. Ведь мы работаем вместе уже достаточно давно, и есть понимание того, как и что нужно делать.

В общем, сказка, а не сотрудник. Нет, ну понятно, что не без текущих рабочих моментов, которые есть у всех и всегда. Всегда есть над чем работать и к чему стремиться. Но основная канва именно такая.

Иногда, в тяжёлые для компании периоды, мозг дружелюбно подкидывает пищу для размышлений -  а что если уйдёт вот этот, а если вот тот? И ты старательно гонишь от себя эти мысли, потому что на всё ответ один – да кошмар будет. Никто иной не справится, механизм будет разрушен. Потому что эти сотрудники бесценны, в них вложено много сил, времени, денег, и на них много планов. Хочется строить компанию с теми, кого знаешь, и у кого получается работать эффективно.

И размышления поворачиваются в сторону того, чтобы не допустить подобного развития событий. С последующим максимально возможным держанием руки на пульсе событий. Регулярное общение, поддержка, если необходимо. Ну, в общем–то, обычная работа, только с более внимательным наблюдением. 

Объективно понятно – человек ценен, он отвечает за определённый сектор, от него много зависит. Терять его нельзя.

А в одно нерадостное утро приходишь на работу – на столе лежит заявление. Вчера уходил поздно, вечером заявления не было. Значит, сотрудник пришёл рано, написал заявление, и быстро исчез. Причем так, чтобы не попасться на глаза по дороге. 

Мир в этот момент если не рушится, то встряхивает его достаточно основательно. Моментально тают все планы, все договоренности, вся работа, и что важно – работа остальных зависимых сотрудников.

Ты понимаешь, что на шею одним махом падает огромная связка проблем, вопросов, планов, и прочей рутинной работы. Это к той гирлянде радостей, которая уже была буквально несколько минут до этого. Начинаешь понимать, что ты никогда с головой не погружался в ту область, в которой работал человек, и сейчас нужно во всём этом разбираться, наводить порядок, понимать, на кого распределить задачи, обдумывать, как поступать дальше. И всё это делать так, чтобы работа не остановилась.

Жутко опускаются руки. И понимаешь, что сейчас начнут приходить другие сотрудники, и нужно что–то им говорить, при этом не показывать свои переживания, и более того – быть бодрым и уверенным в том, что жизнь продолжается. А уж, будем честными, – именно в этот момент ты сам совсем не уверен, что всё хорошо, и жизнь продолжается.

Сотрудники приходят, сотрудники узнают, кто–то говорит, что предполагал…  Люди занимают свои места, начинают работать, и делают это без переживаний и заламываний рук. Всё работает. 

И – жизнь продолжается. 

Да, с корректировками. Да, с оглядками и оговорками. Да, с новыми вводными. Но продолжается. Без каких–либо истерик, и неразрешимых задач. 

И поражаешься, какой танк был создан, и как он гусеницами перемалывает всё, что было связано с отдельно взятым человеком, со всеми этими нитями. И продолжает ехать дальше, несмотря ни на что. А страшно переживает только танкист.

…У меня ещё потом уходили «незаменимые люди». С каждым разом всё меньше переживаний, кожа грубеет очень быстро. И что самое поразительное: ситуация как резиновый мячик – вакуум заполняется, находятся варианты решений, или люди, которых ты раньше не видел. Но всё продолжает работать.

И что удивляет сильно – в дальней перспективе (минимум полгода) понимаешь, что это было самое лучшее из того, что могло случиться в тот момент. Потому что именно подобные вещи задают правильный вектор дальнейшего движения.

Когда начинаете искать нового человека, вы уже точно знаете, что вы хотите в нём видеть, а какие черты для вас являются неприемлемыми. Есть правильное и четкое понимание – как можно мотивировать на этой должности, и какие ошибки вы уже допускали. Понятно, что впереди опять предстоит работа с самого начала, но это не всегда плохо. А может быть, вообще появляется понимание того, что нужно всё переделать, и сделать новую структуру, с другими уровнями и подчинениями.

Я знаю высокотехнологичную компанию, в которой одним из способов предотвращения появления незаменимых сотрудников является дублирование. Ну, не совсем уж в чистом виде, конечно. Но рядом с человеком, обладающим важной компетенцией и информацией, как правило, есть специально подобранный способный человек, который сможет в случае необходимости заменить первого. Однако нужно понимать, что в данном случае львиная часть работы должна уделяться выстраиванию правильных и доверительных взаимоотношений. Это уже задача руководителя.

Ещё одним способом предотвращения появления таких сотрудников может быть разделение его обязанностей между несколькими сотрудниками. При этом, вполне возможно, вся работа будет выполняться более тщательно и качественно, чем одним многозадачником.

Основная проблема незаменимости во многом состоит в том, что человек замыкает на себе очень много разной информации или каналов разрешения разных ситуаций. Именно это делает его уход болезненным.

Поэтому, одна из основных задач – разумное распределение обязанностей даже тогда, когда человек добровольно взваливает на себя большой ворох задач.

У меня была ситуация, когда не получалось выстроить отношения с человеком, который обладал очень нужными и полезными знаниями. И было очевидно, что он уйдёт сам, или же придется с ним расстаться по моей инициативе. Не получалось именно общение и полярность взглядов. Тогда нам удалось найти вариант, который позволил продолжить использовать его знания, при этом оставаясь на дистанции. Человек был переведён в статус консультанта, к услугам которого обращались по мере необходимости, он же при этом выстраивал карьеру в другом месте. Это позволило сохранить хорошие отношения, использовать его знания и опыт, и не ограничивать человека в тех рамках, которые были для него неприемлемы.

Коллеги, если вам кажется, что есть незаменимые сотрудники – вряд ли. Если вы боитесь ухода кого–либо из ценных сотрудников – не бойтесь. Через это нужно проходить, если потребуется. Хотя бы для того, чтобы понять - нет ничего невозможного, и из каждой ситуации есть выход.

Я считаю, что сотрудников нужно ценить и делать всё для их роста, развития и качественной жизни. Но если ситуация поворачивается иначе, нужно сделать всё, что от вас зависит, и постараться меньше переживать, и набраться терпения, чтобы идти дальше. Уже без незаменимых сотрудников.

Personal.jpg

Читайте также:

Как предпринимателю вознаграждать себя за работу.
Как и зачем делегировать полномочия.
Несколько полезных идей по нематериальной мотивации.

21 апреля 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов