Для многих компаний малого бизнеса социальные сети – важный канал продвижения и продаж. Но во многих случаях промоутировать продукт или услугу эффективней не через официальную страницу компании, а через личные профили основателя бизнеса и её ключевых менеджеров. О том, как продвигать компанию через аккаунт её лидера, в своей авторской колонке рассказал сооснователь международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин.
Дмитрий Волошин, предприниматель из Киева, сооснователь и СТО международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply.com. Образование: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. У Preply три совладельца: Дмитрий Волошин, Кирилл Бигай и Сергей Лукьянов. Проект запущен в 2012 году, на данный момент на сервисе зарегистрировано свыше 25 000 репетиторов и порядка 80 000 учеников по всему миру.
В соцсетях людям доверяют больше, чем брендам
Личные профили основателей компании - мощный инструмент для продвижения бизнеса. Поэтому перекладывать ответственность за продвижение бренда в социальных сетях только на официальную страницу и ведущего её SMM-менеджера - не очень дальновидно.
Facebook - основная социальная сеть для большинства бизнесов - отдаёт предпочтение в ленте постам с личных страниц, а не сообщениям брендов. Опубликованная на странице компании новость будет видна не более чем 10% подписчиков в ленте новостей. Чтобы показать публикацию остальным, нужно заплатить за рекламу. Да-да, алгоритмы выдачи так устроены, что нужно платить, чтобы донести информацию даже подписчикам страницы, не говоря уже о привлечении новой аудитории.
Во-вторых, люди охотнее читают откровения живого человека, а не новости бренда. Можно сколько угодно выстраивать коммуникацию в духе «говорим с потребителем на ты», но личная история всегда будет привлекать больше внимания.
Здорово делиться с друзьями и подписчиками историей успеха, заметкой в честь очередного дня рождения компании и вообще достижениями. Это помогает рассказать об инфоповоде большему количеству людей, да и просто получить поздравления от единомышленников – что может быть приятней.
Но не меньше люди любят читать об ошибках и трудностях на пути к этому успеху. Ведь по-настоящему ценный опыт - это опыт неудач. Успех компании часто бывает уникальным, сложившимся не только благодаря упорной работе, но также и из-за щепотки удачи, которую невозможно повторить. А вот на чужих провалах действительно можно научиться новому.
Рассказ о трудностях позволяет читателям больше довериться рассказчику, ведь он тоже живой человек. В конечном итоге лояльность к бренду - это некая эмоциональная привязанность, которая возникает только в процессе искреннего диалога. А отретушированные «голливудские» истории кажутся ненастоящими и не вызывают отклик в сердцах подписчиков.
Крепкая команда - платформа для устойчивого развития бизнеса. Раньше критерием надёжности компании было наличие офиса, сегодня в большей степени «решает» команда. Один в поле не воин, когда перед компанией стоят амбициозные цели. Нынешним и потенциальным клиентам хочется увидеть людей, которые будут решать их проблему.
К тому же социальные сети становятся важным каналом для привлечения новых сотрудников - иногда даже более эффективным, чем тематические площадки для поиска работы.
Истории о сплочённости коллектива, фото с тимбилдинга, трансляция ценностей компании в публикациях фаундера - всё это строит HR-бренд бизнеса. Это небыстрый путь, но в конечном итоге он экономит деньги, усилия и время на поиск своего человека в команду.
Участие в бизнес-мероприятиях высокого класса добавляет баллы к «карме» профессионала. Но селфи с конференции, сдобренные только парой хештегов, уже несколько приелись. После любого крупного ивента лента Facebook пестрит селфи на фоне баннеров и со спикерами, так что ваш пост может просто потеряться. Гораздо лучше «заходят» посты-выжимки из докладов и инсайты после мероприятия - то есть полезный сухой остаток по итогам ивента.
Транслируйте полученный опыт и знания дальше, это не только подпитывает экспертную репутацию вашей компании, но и увеличивает вовлечённость подписчиков. Вы можете как присоединяться в качестве спикера к чужим мероприятиям, так и проводить собственные.
Засилье постов на бизнес-тематику в личном профиле нагоняет скуку. Конечно, своё дело для основателя - почти вся жизнь, но не зацикливайтесь в рассказах только на бизнесе.
Например, можно делиться личными достижениями в спорте с друзьями и подписчиками: обратная связь очень мотивирует добиваться большего, причём не только вас, но и читателей.
Достижения в спорте и в бизнесе похожи, потому что требуют развития одинаковых качеств - выносливости, энергичности, воле к победе. Так что рассказы о спорте и подобных хобби создают прочную ассоциацию между активностью собственника в бизнесе и в жизни.
Есть тонкая грань между публикациями о работе или, например, спорте и очень личными заметками. Когда основатель бизнеса выходит в социальных сетях в публичное поле, то приходится включать «внутреннего цензора», чтобы не выложить что-то лишнее.
Чтобы показывать фото из семейного альбома только близким людям, а не всему интернету, стоит пользоваться настройками приватности публикаций. Например, в Facebook во время публикации можно указать, кому будет виден пост, а в Instagram опубликовать фото только для настраиваемого списка «Лучшие друзья» (или вовсе закрыть аккаунт, если отвели его только под личные цели).
Отдельно хочу рассказать о соцсети LinkedIn, которая, по сути своей, является площадкой для знакомства и общения людей «по работе». В этой социальной сети совсем другие правила игры, чем, скажем, в Facebook.
Формальное фото профиля, которое располагает к бизнес-сотрудничеству, очень важно. Если в Facebook или Twitter можно позволить себе больше раскованности, то для LinkedIn приберегите профессиональное строгое фото. Второй важный момент - описание профиля. Это буквально пара предложений, которые должны ясно и однозначно охарактеризовать вашу деятельность.
Добавьте в описание ваши alma mater, дополнительное образование, предыдущий опыт работы и навыки. Сеть предоставляет возможность подтверждать экспертность благодаря отзывам других пользователей, с которыми вы работали над одним проектом. Рекомендация известного в вашей отрасли человека - бесценна для личной профессиональной репутации и для бренда компании.
Некоторые предприниматели стесняются или ленятся вести личные страницы. Возможно, это происходит из-за недооценённости роли личного профиля в продвижении компании. При этом множество владельцев бизнеса раскрутили свой проект во многом благодаря личному бренду в социальных сетях: это и Лебедев, и Чичваркин, и Тиньков. Овчинка определённо стоит выделки, так что инвестируйте время и усилия в грамотное ведение страниц в социальных сетях.
Добавьте в друзья: лучшие блоги российских предпринимателей.
Как правильно использовать социальные сети для деловых коммуникаций.
«Отделяйте себя от компании»: как предпринимателю вести себя в соцсетях.