Бизнес отнимает значительную часть времени предпринимателя, особенно если проект небольшой и почти всё в нём приходится делать самому. Время от времени хочется переключиться и оказаться в длительном отпуске или путешествии. Но так, чтобы и собственное дело в этот период не пострадало. Елене Суворовой, создавшей проект The Funderstorms в рекламной индустрии, это удаётся. О том, как находить клиентов и строить бизнес, находясь постоянно в активном путешествии, она рассказала порталу Biz360.ru.
Елена Суворова – сооснователь проекта The Funderstorms. Окончила академию коммуникаций Wordhsop. Работала как копирайтер в рекламных агентствах России и Европы: DDB Russia, Leo Burnett, TBWA Moscow и Vccp Prague. Опыт в копирайтинге – 13 лет. Лауреат двух премий Effie за рекламные кампании «Мегафон» и Becherovka. В 2015 году начала работать как фрилансер. В 2017 году вместе с арт-директором Хорхе Риера создала проект The Funderstorms для работы в качестве креативной команды на фрилансе или проектах.
Я в сфере рекламе с 2012 года: меня, ещё студентку, взяли в международное креативное агентство DDB Russia. Я и пришедший со мной арт-директор были одержимы рекламой. Нас не смущало, что иногда надо было оставаться на работе до ночи – ведь это означало, что мы настоящие креативщики! Мы старались вписаться во все тендеры агентства, реализовывать свои проекты и ещё помогать коллегам, даже если они не просили об этом.
В этот же год нас с напарником отправили на престижный фестиваль рекламы Eurobest участвовать в конкурсе Young Creatives в качестве команды от России. В первый же год работы мы сняли или помогли снять около 10 рекламных роликов. Для джуниоров, которыми мы являлись, это было очень круто.
Страсть к рекламе привела не только к множеству красиво смотрящихся в портфолио съёмочных проектов, но и к стремительному выгоранию. Через пару лет, будучи уже в агентстве Leo Burnett Moscow, я поняла, что больше не могу работать в офисе. Сейчас я понимаю, что у меня была депрессия. Но то были годы без рилсов о популярной психологии, и я думала, что мне просто приелась любимая работа, так как всё слишком однообразно.
У нас была мощная команда с потрясающими профессионалами, крутой основной клиент – «Мегафон». Но я поняла, что если не уволюсь, то сгорю. Набралась смелости, уволилась и решила проехать всю Европу. Путешествовать я любила всегда, потому что было интересно посмотреть мир и что тут у нас на планете происходит.
Как только я оказалась «на свободе», мне начали поступать предложения о фрилансе. Оказалось, что рекламный мир не такой уж большой, а имя я себе уже сделала – теми же усилиями, которыми выстелила дорогу к выгоранию. Так я начала работать напрямую с заказчиками в качестве фрилансера. Я дедлайн-фрик, поэтому ни одного клиента не смущали разные часовые пояса во время моего путешествия после увольнения из найма – ведь они всё получали вовремя.
Работая только на себя, быстро поняла две вещи: первая – аккаунт-менеджеры не зря получают свою зарплату. Между креативом и клиентом должен быть менеджер, иначе креативщик будет тратить слишком много времени, чтобы просто переводить со своего языка и образа мышления на клиентский и наоборот.
Вторая – что удивительно часто меня нанимали не клиенты напрямую, а агентства и продакшены (компании, которые занимаются изготовлением креативного контента – чаще всего роликов и рекламы). У первых не хватало своих ресурсов, а у вторых часто просто не было креативных людей в штате, но клиенту об этом было знать не обязательно.
И я поняла, что надо ориентироваться на продакшены: у них и менеджер есть, и клиенты крупнее. А значит – проекты больше и дороже, чем «напишите нам текст на сайт».
В момент своего фриланса я сменила арт-директора, чтобы работать в паре. Им стал бывший коллега из Leo Burnett. У нас у обоих в портфолио были сильные проекты для крупных брендов: Coca-Cola, Pepsico, Procter&Gamble, Volkswagen, Lexus, Mars, «Мегафон», S7, McDonald’s и другие. У нас у обоих был свой сильный нетворкинг в России из-за работы с крупными агентствами и продакшенами и обилия съёмочных проектов.
Но что самое важное и забавное, мой напарник – Хорхе Риера был экспатом. Потрясающее УТП (уникальное торговое предложение) для российского рынка.
Экспаты в России в 2015 году в глазах клиентов автоматически выглядели более профессиональными, креативными, а самое главное – могли стоить сильно дороже. Рекламные агентства обычно не говорили клиентам, что нанимают стороннюю пару в наших лицах для работы над их проектом. А вот продакшены часто рассказывали, что у них есть такая интересная команда: не только опытная, но и с иностранным специалистом. И это очаровывало клиентов. Иногда наценка на «экспатность» была в три-четыре раза выше обычной стоимости услуг фрилансеров.
Почти все проекты у нас были с фокусом на рекламные ролики, то есть – на сценарии, а ими в основном занималась я. Хорхе делал красивые презентации.
В какой-то момент мне пришло в голову, что надо сильнее выделяться: не просто оформить ИП (оно появилось спустя год на фрилансе), но и позиционировать себя по-особенному. Меня удивляло, что многие креативные пары или отдельные фрилансеры просто оформляют красивое портфолио. В то время, когда можно заявить о себе сильно интереснее и полезнее – сделать из себя полноценный бренд, который запомнится лучше и который проще продвигать.
Мы решили создать бренд-платформу, с собственным tone of voice (стилем коммуникации) и УТП, которые нас выделят. Все, с кем мы работали, отмечали, что с нами было легко, весело, и при этом – эффективно. На это мы и сделали упор, выбрав название The Funderstorms, соединив английские слова «веселье» и «буря».
Сделали смешную айдентику (элементы, которые делают бренд узнаваемым – прим. редакции) жёлтого цвета с мультяшными персонажами, сайт-портфолио с играми (он даже выиграл престижный конкурс aWWWards), и выпускали комиксы в запрещённой сейчас соцсети о наших приключениях, которые отправляли еженедельной рассылкой нашим клиентам.
С 2017 года мы с напарником начали много путешествовать, постоянно были в дороге, останавливаясь в одном месте максимум на пару недель. И мы стали продвигать идею, что наш офис может быть где угодно. Для подкрепления своей мысли мы демонстрировали в соцсетях самые необычные места для работы: лес в Черногории, горы Аляски, пляж у Тихого океана, пустыня в Перу и т.п. Именно в этих локациях мы обдумывали брифы (анкета подрядчика для знакомства с клиентом и его проектом – прим. редакции), устраивали мозговые штурмы и записывали идеи.
Идеи рождались быстрее и чаще, чем при работе в офисе. Я убедилась, что в путешествиях мозг находится в условиях постоянной смены обстановки, а значит – в состоянии беспрерывного появления новых нейронных связей. И он готов выдавать больше креативных решений, потому что уже «разогнался».
Наши постоянные путешествия не мешали нам в поиске клиентов и работе с ними. Наоборот, поездки и забавный контент в наших социальных сетях на эту тему приводил к нам заказчиков. Сложилось впечатление, что некоторые компании хотели с нами работать просто потому, что им нравится наш образ. Некоторые даже не просили портфолио перед тем, как дать нам большой заказ. Говорили что-то в духе: «Ваших постов уже достаточно, чтобы понять – вы нам подходите по духу».
Единственная сложность в совмещении бизнеса с путешествиями была, когда мы с Хорхе несколько месяцев путешествовали на велосипедах по Южной Америке. Иногда нам надо было проводить звонки с презентациями серьёзным клиентам, и мы не могли на них выходить посреди трассы. Мы заранее искали в городах на пути красивые «хипстерские» кафе и выходили на видеосозвон оттуда, предварительно заменив велосипедный джерси на что-то помоднее типа свитшота. Внизу на нас всё ещё были смешные велосипедки, как часто и случается при зум-звонках.
Если нам предстояло работать во время проекта на съёмочной площадке, мы вписывали это в свои планы. Так, между поездкой в Японию и на Балканы мы заехали в Россию чтобы снять рекламную кампанию для одного жилого комплекса в Москве. Либо заранее предупреждали, что на съёмках лично присутствовать не сможем, но сценарии подготовим, режиссёров выберем, презентации для съёмок прокомментируем. Это устраивало наших заказчиков.
С 2017 года я и мой креативный партнёр путешествовали по России, объездили почти всю Европу, Балканы, США (проехали на машине с востока на запад), Китай, Турцию, Марокко, Египет, ЮАР, Японию, Малайзию, Индонезию, всю Южную Америку (Аргентину с востока на запад и Чили с севера на юг – на велосипедах). Я стараюсь планировать свою загрузку проектами таким образом, чтобы бизнес не мешал путешествиям и наоборот.
Мне повезло, что для работы мне требуется только компьютер и креативность – моя личная и моего партнёра Хорхе. Если поездка предполагает долгие остановки в одном месте, я каждый день выделяю время на работу. Но так, чтобы утро и вечер оставались свободными. Если в путешествии предстоят частые перемещения, но оно не очень длинное, например, неделя, то я активно занимаюсь делами до него. В это время часты переработки, но они необходимы, чтобы просто освободить время для поездки.
Когда путешествие долгое и с частыми переездами, я работаю по утрам. И немного в дороге, если не управляю транспортным средством. Дороги, по моему личному опыту, хороши для того, чтобы придумывать креатив: постоянная смена пейзажа как будто стимулирует рождение идей в мозгу.
Предпринимателям из креативной сферы, которые хотели бы совмещать бизнес с путешествиями, могу дать одну рекомендацию. Здесь работают только дисциплина и рутина. Это именно то, что нужно прокачивать в себе, чтобы новое место, его порядки и график не мешали вам заниматься своим делом удалённо.
Конечно, мой образ жизни и ведения дел, скорее всего, не подойдёт предпринимателям, у которых производственный бизнес или компания с большим штатом. В этом случае требуется большее участие собственника в бизнес-процессах. Или талант делегирования и выстраивания работы компании без своего непосредственного присутствия.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».