Кризис-2022 ударил по большинству сфер бизнеса в России. Выросли цены на многие группы товаров, а вместе с ростом стоимости упал спрос на многие из них. Поэтому компании ищут пути снижения себестоимости производимой продукции. Она складывается не только из расходов на сырьё и производственные процессы. О том, какие затраты и как можно минимизировать в кризис для удержания себестоимости, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал директор компаний Raddy и «Далкос» Константин Калинов.
Константин Калинов – 38 лет, серийный предприниматель из Москвы, директор компании Raddy (платформа поиска специалистов разных профессий). Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «инженер-конструктор». В 2007 году, после окончания вуза, основал компанию «Далкос» по продаже запчастей и металлообрабатывающего оборудования. Запускает IT-стартапы в различных направлениях, является ментором для других предпринимателей. Женат, в семье трое детей.
В текущий кризис для снижения себестоимости продукции можно использовать следующие варианты.:
-
Закупка более дешёвых отечественных материалов. Однако это не должно влиять на качество продукции. Также импортозамещение поможет избежать простоев в работе предприятия.
-
Пересмотр действующих договоров или поиск новых контрагентов. Не стоит «стесняться» искать лучшие условия. Здесь также можно воспользоваться принципами импортозамещения и начать сотрудничество с российскими поставщиками.
-
Заказ крупных партий сырья совместно с другими предприятиями. Так можно получить скидку за объём.
-
Запуск самостоятельного производства комплектующих, материалов и сырья. Об этом сейчас говорится повсеместно, также разрабатываются государственные меры поддержки предприятий, вставших на путь импортозамещения.
Сейчас всё больше компаний сталкиваются с проблемой, когда отечественное сырьё стоит дороже импортного, да ещё и многие категории импорта запретили ввозить. В этом случае необходимо договариваться с российскими поставщиками о дополнительных скидках за, к примеру, объёмы, рекламу на своих ресурсах и другие блага. То есть необходимо использовать все возможности своей компании для снижения или хотя бы удержания цены сырья.
Получается, что-то вроде натурального обмена: «ты мне – скидку, я тебе – рекламу». Либо искать способы поставки импортного сырья в другом формате, который пока не запрещён. Но это, с большой долей вероятности, резко увеличит цену.
Гораздо хуже, если заменить импортное сырьё в принципе нечем. В таком случае в первую очередь необходима оценка рисков. Существует вариант с параллельным импортом или поиском и доставкой сырья через третьи страны, но вопрос в цене. Насколько будет больно для компании в этом случае? Возможно, разумнее переждать ситуацию и сделать упор на других продуктах или сервисах.
Проанализируйте, что ещё ваша компания может предложить клиенту кроме продукта, сырьё для которого вам не достать? Может быть, именно сейчас пришло время перепрофилироваться. Есть вероятность, что пока вы будете это делать, запреты снимут или появится отечественное сырьё.
Сфера логистики в 2022 году пострадала, возможно, сильнее всего. Многие маршруты стали недоступными из-за закрытия границ и введения санкций. Стоимость перевозок по некоторым международным маршрутам увеличилась в разы. Однако оптимизировать логистические расходы можно даже в таких условиях. Для этого необходимо сделать следующее:
-
Пересмотреть способы планирования перевозок. Выбирайте маршруты, где простои транспортных средств будут минимальными. Рекомендуется выстраивать маршруты через «дружественные» или нейтральные страны, так вы избежите большинства проблем.
-
Тщательно контролировать каждый этап процесса доставки. Исключайте любые отклонения от графика.
-
Вести учёт логистических расходов. Исключайте нецелевой расход ГСМ и топлива, использование транспортных средств в личных целях.
В то же время, если речь идёт исключительно о внутренних перевозках, наблюдается другая картина. Из-за ухода зарубежных транспортных компаний выросло предложение на внутреннем рынке, цены снизились. Этим можно и нужно пользоваться.
Существуют разные методы уменьшения расходов на изготовление продукции. Перечислим основные.
-
Бережливое производство (минимизация брака и иных потерь). Результат можно ощутить не сразу, поскольку требуется кардинальная смена производственной культуры.
-
Модернизация оборудования. Это поможет снизить расходы на оплату энергии, повысить эффективность производственных процессов.
-
Целевое применение отходов. Это снижает затраты на транспортировку и утилизацию невостребованного сырья.
В первую очередь нужно попытаться пересмотреть условия текущих договоров или поискать более бюджетные локации. Можно перевести административную часть предприятия в другой район вашего города, выбрать офисы меньшей площади и т.д. Однако следует учитывать, что такие изменения не должны влиять на эффективность бизнеса.
Также можно сдавать часть помещений в субаренду, если это не запрещается договором.
Многие торговые и производственные точки перестают приносить должную прибыль в период кризиса. Их можно закрыть.
Это наиболее болезненный для сотрудников предприятия способ оптимизации. Если вы решили прибегнуть к этим мерам, то в первую очередь целесообразно сокращать руководящий состав и специалистов, не имеющих отношения к производственным процессам: бухгалтеров, логистов, менеджеров. Однако данный способ не столь однозначен. Во-первых, компании придётся выплачивать сокращённому сотруднику компенсацию и выходное пособие. Во-вторых, такой сотрудник может обратиться в суд.
Вместе с сокращением штата придётся оптимизировать подразделения. Можно расширить должностные обязанности отдельных специалистов. Содержание сотрудника с повышенной ставкой выгоднее, чем оплата труда нескольких специалистов. Однако нужно учесть расходы на обучение и переквалификацию.
Также можно ввести сдельную оплату труда, срочные договоры, перевести часть сотрудников на неполную рабочую неделю.
Трудовой и гражданский кодексы РФ оставляют немало возможностей существенного снижения расходов на производстве. Однако в некоторых случаях экономия может негативно повлиять на развитие предприятия. Например, сокращение штата в долгосрочной перспективе может ухудшить репутацию компании, снизить качество производства и вызвать текучку кадров. Поэтому данный способ оптимизации стоит применять только в крайних случаях.
В условиях кризиса многие предприниматели задумываются об уменьшении рекламного бюджета, отказе от части каналов продвижения. Это, на мой взгляд, неправильная стратегия, которая снижает количество клиентов, вынуждает предприятие ещё больше сокращать производственные расходы и способна привести к разорению компании.
Отказываться от маркетинговых и рекламных мероприятий нельзя. Однако вектор можно сместить с поиска новых клиентов к работе с уже имеющимися. Для нахождения правильных способов оптимизации расходов необходимо вести непрерывный и грамотный управленческий учёт.
Если в спокойные периоды поднимать цены необязательно, то в кризис этого не избежать. Однако делать это нужно осторожно, чтобы не вызвать недовольство целевой аудитории.
Расскажите о ситуации честно. Объясните клиентам, что вам приходится подстраиваться под складывающиеся условия, чтобы сохранить бизнес. Разместите соответствующие новости в социальных сетях, на корпоративном сайте или маркетплейсе. Также хорошо работает информационная рассылка или личное обращение руководителя компании к клиентам. Отметьте, что повышение цен объясняется стремлением сохранить высокое качество продукции. Объясните, что в связи с повышением производственных и логистических расходов действовать по-другому невозможно. Лояльные клиенты это оценят и поймут.
Повышайте цены плавно. Незначительный рост цен обычно не замечается покупателями. Однако вашу прибыль увеличение стоимости продукции на 5-10% способно повысить существенно. Между подъёмами нужно делать достаточные перерывы, например, один-два месяца. Если товара мало, придётся повышать цену на 20-30%. Несмотря на снижение объёма продаж, прибыль сохранится. При этом снизятся расходы на аренду складов, доставку и гарантийное обслуживание.
Действуйте избирательно. Часть товара нужно продавать по прежней стоимости или даже более низкой. Это станет эффективным рекламным ходом. Многие клиенты придут за дешёвыми товарами, а попутно купят и более дорогие. При объявлении новости о повышении цен сделайте акцент на наличие товаров, стоимость которых не изменилась. Можно подготовить отдельный каталог продукции по так называемым социальным ценам. Избирательное повышение помогает отследить, как будет меняться объём продаж по каждой позиции. Одновременно можно увеличивать цены на премиальные товары. Присвойте им VIP-статус. Это поможет привлечь соответствующую аудиторию. Каждая покупка будет приносить максимальную прибыль. Люди, которые и раньше тратили много денег на премиальную продукцию, не будут беспокоиться из-за повышения цен.
Проводите акции. Продавать товар по цене, которая ниже себестоимости, невыгодно. Однако, если формировать комплекты, прибыль от продажи одного товара покроет убыток от реализации другого. Идей для специальных акций немало, вариант найдётся для каждой компании.
Повышайте качество товара и обслуживания. Если продукт будет иметь лучшие характеристики, его продолжат покупать и по новой цене. Это относится, в частности, к условиям доставки. Большая часть клиентов заказывает товары по завышенной цене, если они доставляются в тот же день.
Предлагайте больше. Вместе с повышением цен расширяйте ассортимент. Новые товары и услуги способны перевести внимание на себя. Например, если вы предлагаете стандартные пакеты услуг, разработайте варианты класса «эконом», включающие меньше опций. Предлагать больше можно и в пределах одной позиции: меняйте объём и, соответственно, цену.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».