У москвички Ирины Клименко была отличная менеджерская карьера, но, увы, не было полного удовлетворения от работы - до тех пор, пока она не занялась фотографией. Именно в ней, а не в руководящих должностях она нашла своё призвание. Ирина захотела сделать проект, который помог бы не только её развитию как фотографа, но и всей индустрии в целом. Так появился единственный в России маркет авторской интерьерной фотографии PhotoDecorMarket. О том, как заработать на фотоискусстве для интерьеров, Ирина Клименко рассказала порталу Biz360.
Ирина Клименко, 44 года, основатель проекта
PhotoDecorMarket (маркет авторских фотографий для интерьеров, проходит дважды в год - весной и осенью). Окончила экономический факультет МГУ, факультет маркетинга Академии народного хозяйства, курсы «Основы арт-менеджмента». Помимо этого, окончила несколько курсов в области дополнительного образования (в частности, является сертифицированным аудитором по ISO-2001). Является совладелицей клиники восточной медицины «Парамита». Замужем, воспитывает двоих детей.
Мама Ирины Клименко мечтала, чтобы дочь стала искусствоведом. В будущем это желание окажется близким к реальности, но путь к нему был извилистым. Ирина пыталась стать студенткой факультета искусствоведения, но не поступила - и ушла в экономику. Карьера на этой стезе сразу пошла в гору.
«Я всегда была трудоголиком. Начала работать в 17 лет с должности ИО гендиректора компании, которая занималась продажей живописи на Запад– так получилось, было самое начало 90-х, и всё было очень просто, - вспоминает Ирина. - Позже трудилась во многих крупных инвестиционных и промышленных компаниях («Лукойл», «Ренова», полиграфический комплекс «Пушкинская площадь» и других). Работала финансовым директором, директором по развитию, коммерческим директором, руководителем управления управленческого учёта и т.д. До 32 лет мне казалось, что у меня два левых полушария, а правое, творческое, отсутствует вообще».
В 32 года Ирина родила первого ребёнка и неожиданно для себя начала фотографировать. Какое-то время это оставалось просто увлечением. В это же время Ирина решила исполнить давнее обещание самой себе - открыть после 30 лет собственное дело. Правда, пока не представляла, какое именно. Однажды к ней пришёл знакомый, у которого была бизнес-идея, но не было денег. Ирина подумала и решилась. В 2007 году она на свои средства открыла с партнёром издательство, выпускающее журнал для покупателей зарубежной недвижимости Homes Collection.
Журнал получался качественным и вместе с издательством прожил семь лет – до тех пор, пока реклама из печатных СМИ не начала утекать в интернет. Бизнес существовал за счёт рекламодателей, поэтому его пришлось закрыть. А Ирина начала думать над новой бизнес-идеей.
В первый год после закрытия журнала размышления наконец привели предпринимательницу к фотографии - пришла мысль заняться этим всерьёз. Так, в 2014 году Ирина придумала концепцию нового стартапа - виртуальный конструктор фотовыставок. Проект вышел технологически сложным и уникальным. Он представлял собой выставочное пространство в сети для авторов, кураторов экспозиций и галеристов. Эти люди могли в буквальном смысле создавать свои галереи, развешивать там работы, связываться друг с другом - и таким образом заранее оценивать, как бы выглядела та или иная выставка в офлайне.
Проект стоил своей создательнице около 2 млн. рублей. Для него она отучилась на курсах выставочных кураторов, нашла хороших веб-разработчиков, прочла много книг по стартапам… чтобы на финише понять, что целевой аудитории этот конструктор не нужен.
«Это стало ещё более серьезным потрясением, чем уход из издательского бизнеса, - констатирует Ирина. – Получилось, что причастные к художественной фотографии люди только со стороны говорили: круто, круто. Но участвовать не собирались. И я перестала заниматься этим проектом».
Неудача не заставила Ирину сомневаться в выбранном пути: ей по-прежнему хотелось заниматься фотографией и смежными с ней проектами. Оставалось придумать, что именно сделать. И вскоре идея пришла – как говорит предпринимательница, совершенно случайно.
«Я видела много художественных маркетов в Европе: в таком формате, где автор общался с заказчиком напрямую. Правда, это была продажа не авторских фотографий, а иллюстраций и рисунков. Но сама концепция меня зацепила, - говорит Ирина. - А потом однажды меня неожиданно нашли друзья друзей из Facebook и сказали: Ира, мы делаем маркет дизайнерских вещей и у нас есть помещение на 100 квадратных метров, сделай выставку. И я приняла моментальное решение: сделать там не очередную выставку, чтобы потешить свое кураторское самолюбие, а маркет интерьерной фотографии».
Итогом этого решения стал первый PhotoDecorMarket в Москве, на котором фотографы сами продавали свои интерьерные работы. Мероприятие прошло в марте 2017 года на площадке дизайн-завода «Флакон» и было организовано за три недели.
Идея состояла в следующем: авторы фотографий распечатывают их в самом качественном виде на лучшей бумаге и сами два дня представляют их на площадке, вживую отвечая на все вопросы. Такого до Ирины и её команды в России никто не делал. Поэтому многие говорили ей, что спроса не будет: в стране нет рынка авторских фотоснимков для дома. Но Ирина захотела понять реальный спрос, сформировав предложение.
Создательница проекта полагает, что в итоге сделала для фотографов альтернативу галерее. Обычно, чтобы продать свои снимки, авторам нужно проходить длинный и непростой путь: публикации, конкурсы, фестивали, общение с посредниками, которые в итоге становятся продавцами работ.
«Галерейный бизнес отделяет фотографа от покупателя, они не видят друг друга. – объясняет Ирина. - Галерист продаёт чужие работы и получает процент с продаж. Это не наш случай. У нас автор забирает себе всю сумму, которую выручит от продажи своих работ. Я как организатор маркета получаю доход только за счёт сервисов для авторов: по кураторскому отбору, по привлечению крупных заказчиков, по логистическим услугам и созданию площадки для продаж в офлайн- и онлайн-форматах. Ни о каких процентах с продаж речь не идёт».
На первом маркете выбор сервисов был невелик, да и цели непременно заработать не стояло: нужно было заявить о себе. До сих пор в нише со своими предложениями была только IKEA с дешёвыми постерами и галереи с соответствующими ценами. Маркет по задумке должен был дать покупателям нечто среднее – качественные работы по доступным ценам.
Для этого Ирина позвала четырёх фотографов-друзей, четырёх - из виртуального окружения, и ещё восемь авторов, которых совсем не знала. Через Facebook нашлись партнёры – фотолаборатории, где Ирина раньше печатала свои снимки. Образовалась команда. Каждый член команды распечатал свои работы, каждый вложил в мероприятие по определённой сумме – получилось 120 тысяч рублей. 30 тысяч из них пошли на аренду помещения. Нужную мебель взяли в аренду, а пиар получили за счёт анонсов дизайн-завода «Флакон» - например, про PhotoDecorMarket рассказали на радио «Серебряный дождь». Организация была завершена, первый маркет Ирины состоялся.
Он прошел «в ноль», окупив себя: за два дня было продано 120 работ. Оказалось, они нужны – и никаких миллионных вложений такой проект не требует.
Подготовка ко второму PhotoDecorMarket заняла уже полгода, он состоялся 9-10 сентября. С участников брали оргвзнос 20 тысяч рублей - на обустройство рабочего места, организацию кураторской помощи, промо-материалы и т.д. Авторы снова печатали работы за свой счёт, но все партнёры маркета предоставили им специальные условия для печати.
«Тех авторов, которые хотели отбить все свои вложения в маркет сразу или предлагали взять их фотографии на реализацию, я не брала, - говорит Ирина. - Потому что тут речь не про организационный сбор в 20 тысяч рублей , а про инвестиции в себя, проактивную жизненную позицию и желание расти, строить рынок авторской фотографии вместе с нами. Мне это было важно. Каждый участник в ходе подготовки мероприятия не только находил свою аудиторию, но и учился работать с покупателями и дизайнерами без посредников».
Средняя цена проданного авторского фото на PhotoDecorMarket – 8-10 тысяч рублей, самая дорогая проданная работа стоила 35 тысяч рублей
На её взгляд, именно поэтому на мероприятии сложилась атмосфера не конкуренции, а сотрудничества. Каждый делился своим опытом и не боялся потерять покупателя из-за коллеги-фотографа. Всего на этот раз собралось 50 участников, среди которых русскоязычные авторы как из Москвы, Иркутска и Твери, так и из Нью-Йорка, Стамбула и Лондона.
Второе мероприятие получилось более масштабным и по другим параметрам. Удалось привлечь больших спонсоров: компанию Canon, крупные фотолаборатории, багетные мастерские – всего 20 компаний. Мероприятие в 10 раз выросло по площади и расположилось на 1 тысяче квадратных метров. На втором PhotoDecorMarket было куплено более 200 работ. И если на первый маркет пришло 900 человек, то на второй - 4 тысячи.
По замыслу Ирины, теперь арт-маркеты и дальше будут проходить два раза в год. После каждого мероприятия остаётся много непроданных снимков, и как раз в промежутках между маркетами можно будет заниматься их реализацией.
«Например, сразу после окончания осеннего PhotoDecorMarket мы сделали большой проект по фотодекору для крупного бизнес-центра – 50 авторских работ, не проданных на маркете, ушли «жить» в коллекцию компании Regus , - рассказала Ирина. – Все основные продажи и частным и институциональным покупателям будут осуществляться между маркетами. Доступ к авторам открыт, и если заказчик хочет купить работы одного автора, ему проще обращаться напрямую, а крупные заказы проще собирать из центра».
Сейчас на сайте PhotoDecorMarket уже создан интерактивный каталог из свободных снимков. В процессе создания интернет-магазин, который одновременно будет базой данных по арт-фотографам для дизайнеров. Следующим летом планируется участие маркета как проекта на одном французском фестивале – для его продвижения.
Для решения всех вопросов, связанных с организацией маркета, Ирина использовала Facebook. «Он решает все мои проблемы и знакомит с нужными людьми. Скажем, для работы на маркете мне были нужны волонтёры. И в итоге 30 незнакомых мне людей написали мне и бесплатно отдали проекту два дня жизни. В этом проекте я не пробиваю головой стены. Меня поразило, сколько человек на него откликнулось». Даже Canon как генеральный спонсор маркета был найден через всё ту же соцсеть.
Второй маркет при всём своём масштабе немного ушел в «минус». Но Ирина убеждена, что это не страшно. «Сам PhotoDecorMarket, как мероприятие, никогда не будет приносить большой доход – я сознательно не делаю участие в нём дорогим и недоступным. Это не история про избранных».
По плану, в интернет-магазине PhotoDecorMarket будут доступны разные пакеты участия для фотографов: можно будет просто размещать работы в каталоге, а можно – получить и другие услуги за дополнительную плату. Это онлайн-продажи на сайте, участие в спецпроектах по фотодекорированию больших пространств, логистические услуги (когда работы останутся у организаторов PhotoDecorMarket и они будут осуществлять поставку и «примерку» работ заказчикам). Есть и идея сдачи работ в аренду крупным корпорациям и офисам. Прайс-лист на все эти услуги пока в стадии разработки.
На таких сервисах и планирует зарабатывать Ирина. Однако это не единственный её источник дохода, поэтому срочно отбивать затраты у неё задачи нет. «Пока я не могу точно сказать, сколько этот проект может приносить денег. Я знаю только, что в перспективе это оборот на миллионы рублей в год. Потенциал рынка интерьерной фотографии в России большой – 100-200 млн. рублей в год», - считает предпринимательница.
Пока Ирина всерьёз планирует сделать из PhotoDecorMarket мероприятие, на которое за авторскими фотографиями для украшения дома будет ездить не только клиенты из России, но и из Европы. На этот раз она уверена, что занимается тем, что нужно ей и рынку.
В статье использованы фото Сергея Валиева, Алёны Косьминой, Марии Павловой, Нины Стрельцовой.Читайте также:
Как любовь к фотографии конвертировать в собственное дело.
Как уйти из найма и заработать на творческом хобби.
Flower-эффект: как заработать на больших цветах.