Владимир Стрелков работал на заводе заместителем директора по кадрам. В прошлом году, когда до пенсии оставалось меньше пяти лет, попал под сокращение. Но не опустил руки, а занялся возрождением семейной пасеки. Увеличил производство, расширил ассортимент, разобрался «со всеми этими интернет-штуками», нащупывает свой путь в маркетинге. О том, как строится экономика небольшой пасеки и почему так важен маркетинг, Владимир Стрелков рассказал порталу Biz360.ru.
Владимир Стрелков, 56 лет, предприниматель, владелец семейного пчеловодческого хозяйства
«Мёд заволжья». Прожил всю жизнь в Саратовской области, с пчёлами работает с 10-летнего возраста. До марта 2015 года работал на вагоностроительном заводе заместителем директора по кадрам, после сокращения полностью посвятил себя семейной пасеке, которую вывел на уровень окупаемого предприятия.
Цепь событий, которая привела к созданию семейной пасеки «Мёд Заволжья», начала раскручиваться в 1937 году - деда Владимира Стрелкова упекли в лагеря по политической статье. «Так мой отец остался главным в большой семье, и, чтобы помочь матери, пахал на тракторе с 14 лет. Но силы не бесконечные, он подорвал здоровье, и парня принесли к матери, по сути, умирать. Помочь было некому - односельчане семью «врага народа» обходили стороной. Не побоялся помочь только председатель колхоза – разрешил забирать для отца с фермы пол-литра молока в день и брать у пасечника мёд».
Отец Владимира считал, что молоко и мёд дали ему вторую жизнь. И потому, когда в конце 1960-х местная пасека стала невыгодна колхозу, забрал её вместе с устаревшим оборудованием и остатками пчелиных ульев - в счёт удержания зарплаты.
С тех пор семья Стрелковых уже полвека держит пасеку в родном селе Малый Кушум Балаковского района Саратовской области. И каждый год проводит обязательные лабораторные исследования здоровья пчёлок и качества мёда.
За эти годы вокруг семьи сложился круг знакомых, которые приезжают за мёдом со всего района и берут его практически по себестоимости. И дальше этого дело бы не ушло - если бы не кризис.
До марта 2015-го Владимир Стрелков работал заместителем директора по кадрам на вагоностроительном заводе, но попал под сокращение. До пенсии оставалось ещё почти 5 лет. Так, практически вынужденно, наш герой стал пчеловодом-предпринимателем и решил сделать пасеку не просто семейным хобби, а коммерчески успешным предприятием.
«На знакомых бизнес не построишь, - говорит Владимир. - Конечно, есть ещё у нас люди, которые разъезжают по селам и скупают мёд по 80 рублей за килограмм для перепродажи кондитерским фабрикам и оптовикам. Но если посчитать все затраты - с такой ценой при моих объёмах я оказался бы в огромном минусе».
«В супермаркеты мелкому пчелохозяйству тоже практически не зайти. А в мелких магазинчиках - я пробовал - мёд особо не покупают. Но я знал цену хорошего мёда - 250-300 рублей за кило - и стал сам искать покупателей по всей стране»
Для начала нужно было сделать сайт - чтобы рассказать об истории пасеки, о полезных свойствах и производстве своего мёда. А заодно - чтоб выложить лабораторные исследования, подтверждающие качество продукции, и укрепить репутацию надёжного поставщика.
Сайт делал не сам, но подрядчику в качестве одного из важных условий поставил возможность в дальнейшем самому размещать тексты, публиковать фотографии, менять формы заказа – чтобы не тратиться на разработчика и контент-менеджера. Запросил информацию у нескольких сервисов, остановился на сборке сайта в конструкторе uKit (это обошлось в сумму, эквивалентную 50 долларам).
В сутки на сайт стали переходить 10-15 целевых посетителей - небольшой, но конвертируемый трафик Владимир привлекал с Avito (переписка в объявлениях) и форумов (ссылки). Работал на посещение сайта и такой «древний» инструмент, как визитки, которые Владимир раздавал при каждом удобном случае - на слётах пчеловодов, например.
Аккаунты в «Одноклассниках» и на десятках пчеловодческих сайтах - это, конечно, хорошо. Но пора было идти дальше. Пасечник стал общаться в сообществах о ЗОЖ, долголетии и других «клубах по интересам», осваивать другие соцсети - дошёл даже до сети «Профессионалы». Стал постоянно сидеть вайбере и скайпе - потому что клиентам так удобнее выходить на связь.
«Большие заказы я доставляю не транспортной компанией, а лично. Вот поехал в Москву - в район метро «Проспект Мира». Покупатели, очень симпатичные люди, продегустировали наш мёд, мы договорились на партию даже большую, чем они поначалу заказывали. Разговорились - оказалось, профессиональные танцоры. Им приходится следовать определенной диете, чтобы быть на высоте, и они включили в неё мёд».
Так среди его постоянных покупателей появились Олеся Григорьева и Владислав Коваленко, чемпионы России по аргентинскому танго 2011 года и руководители студии El Tango de Plata. Что интересно, их общение началось с обычного холодного звонка.
Владимир стал целенаправленно метить в эту аудиторию. На его сайте появилась вкладка «Долголетие», а среди клиентов - узнаваемые в богемно-культурной тусовке люди, которые заботятся о своём здоровье и физической форме.
О старых-добрых холодных звонках Владимир тоже не забывает. Звонит он и нерегулярным покупателям - собирает отзывы о качестве продукта.
Мёд можно доставить транспортными компаниями во многие уголки России. Поэтому Владимир Стрелков особо не таргетирует свои объявления на конкретный регион. Однако с клиентами из дальних регионов есть другая проблема – доверие к продавцу. Чтобы растопить лёд, Владимир при обсуждении деталей доставки и оплаты сам стал предлагать два варианта.
«Первый: покупатель доверяет мне и отправляет деньги, я отправляю мёд, а сайт транспортной компании позволяет отслеживать движение груза. Второй - я доверяю покупателю и отправляет посылку с трек-номером, а покупатель платит после получения - если ему всё нравится».
Риск, конечно, есть. Но Владимир говорит, что случаев неоплаты практически не было. Бывший специалист по персоналу не ошибается в людях.
За этот год Владимир за свой мёд выручит 200 тысяч рублей - вдвое больше, чем в предыдущем. И уверен в дальнейшем росте доходов.
«Давайте посчитаем. Одна сильная пчелиная семья (улей) дает 30-40 кг хорошего мёда, стоимость килограмма составляет 250-300 рублей. У меня 20 пчелиных семей, которые принесли около 800 кг мёда. Соответственно, за него я выручу не меньше 200 тысяч рублей. Конечно, у меня есть и расходы, 3500 рублей за сайт, 3000 – за визитки, несколько тысяч за рекламу. Но в любом случае предприятие уже себя окупает и прибыль будет расти».
К тому же, доход приносит не только мёд, но и другие продукты с пасеки - прополис, маточное молочко, пчелиный воск и забрус (воск, которым пчелы запечатывают соты)
Сейчас Владимир планирует плотно заняться упаковкой продукта и расширением ассртиментной линейки - тестирует спрос на соты в пластиковых контейнерах, сувенирную продукцию с мёдом, медовую косметику.
Читайте также:
Как устроена мини-пивоварня и как на ней заработать.
Как уехать из города и стать фермером.
Как и на чем зарабатывает агро-туристическая ферма.