Корпоративная культура – важнейший элемент успешной компании. Кадровый кризис и современный рынок труда требуют от бизнеса не просто найма сотрудников, а создание среды, где каждый специалист чувствует себя частью команды, развивается и стремится к достижению общих целей. О том, что такое человекоцентричный подход и как компании создать комфортные условия для работы, порталу Biz360.ru рассказала Елена Путренкова, директор по персоналу маркетингового агентства Demis Group. Думаем, что этот опыт будет полезен и многим другим компаниям.
Елена Путренкова – директор по персоналу маркетингового агентства Demis Group. Окончила Брянский государственный университет им. Петровского по направлению «Педагогика и психология» и факультет управления РГГУ. Свыше 17 лет работала в сфере HR на руководящих позициях («Евросеть», «Утконос», «Валента Фарм» и др.). Demis Group – digital-агентство полного цикла, в штате – порядка 700 сотрудников, офисы компании находятся в четырёх городах России.
Корпоративная культура сегодня может быть одной из стратегий адаптации компаний к острейшему дефициту кадров. Работа ради зарплаты – принцип взаимоотношений между сотрудником и работодателем, который изживает себя, уступая место человекоцентричному подходу.
Человекоцентричность в бизнесе подразумевает создание корпоративной культуры, где интересы, потребности и благополучие сотрудников становятся одним из приоритетов при принятии управленческих решений. Этот подход акцентирует внимание на том, чтобы каждый бизнес-процесс и каждая инициатива в компании способствовали улучшению качества жизни сотрудников.
И в этой ситуации могут выиграть обе стороны. Компании повышают вовлечённость сотрудников в достижение бизнес-целей и, соответственно, продуктивность всех процессов, напрямую влияющих на прибыль. Сотрудники получают развитие, карьерный рост и сохраняют work-life balance – гармоничное разделение личной и профессиональной жизни.
Человекоцентричность – это не просто тренд, а стратегия, которая позволяет компаниям адаптироваться к изменениям, привлекать таланты и оставаться конкурентоспособными. Это достигается благодаря фокусу на ценностях, потребностях и приоритетах человека как ключевого ресурса бизнеса:
-
Лояльные сотрудники с меньшей вероятностью покидают компанию, что снижает затраты на поиск и онбординг новых специалистов.
-
Компании с развитой образовательной средой фиксируют рост продуктивности на 30%. Это связано с тем, что сотрудники получают возможности для профессионального и личностного роста, ощущают значимость своей работы и вкладываются в результат.
-
Каждая инвестиция в программы нефинансовой мотивации (например, программы обучения или гибкий график) может приносить до 3 рублей прибыли на каждый вложенный рубль.
-
Молодёжь («зумеры») особенно ценит компании, ориентированные на баланс между работой и личной жизнью, коммуникацию и гибкость. Это помогает бизнесу привлекать креативные кадры, которые охотнее вовлекаются в проекты, где учитываются их индивидуальные потребности.
Корпоративная культура выполняет несколько стратегических функций:
-
Удержание сотрудников: забота о благополучии персонала снижает уровень текучести кадров.
-
Привлечение талантов: прозрачные ценности, возможность реализовать себя вне работы и получить карьерный рост делают компанию привлекательной для специалистов.
-
Повышение продуктивности: единое сообщество со схожими целями и интересами мотивирует людей достигать поставленных задач и стремиться к общим целям.
Сотрудникам важно делиться идеями и быть в диалоге не только со своими коллегами, но и с топ-менеджментом. Современная корпоративная культура многих компаний учитывает это.
Так, на портале нашей компании Demis Group можно задать вопрос напрямую руководителям департаментов или генеральному директору.
Данный формат общения очень важен для сотрудников. Так они понимают, что при существовании каких-либо проблем всегда могут обратиться к тем, кто им поможет. При этом тематика оказываемой помощи абсолютно разная, она может охватывать как рабочие ситуации, так и личные проблемы. Так сотрудники понимают, что они не остались один на один со своей проблемой, что они значимая часть коллектива. Важно отметить, что любой поступивший вопрос может быть в анонимном и открытом формате.
Удалённый формат – привычная реальность для маркетингового агентства с сотрудниками, которые находятся в разных городах. Чтобы они чувствовали себя частью команды, компания внедрила инициативы, направленные на создание дружественной атмосферы. Одной из таких инициатив стали клубы по интересам.
Внутри компании существует множество сообществ, объединяющих сотрудников по их увлечениям:
-
Клуб «Квизплиз» для всех ценителей игры «Что? Где? Когда?».
-
Клуб любителей растений, где делятся опытом, советами по уходу и, конечно же, отростками различных растений (редкими в том числе).
-
Клуб «Вокруг света», где собираются заядлые путешественники, которые готовы поделиться интересными маршрутами, важной информацией, красивыми кадрами, интересными локациями и любой другой информацией, которая может быть полезна коллегам-путешественникам.
-
Клуб помощи животным, участники которого убирают территорию центра помощи бездомным животным в Тамбове, ремонтируют вольеры и технику, закупают медикаменты и корм.
-
Клуб аниме.
-
Клуб «Туризм & страйкбол» собирает всех, кто неравнодушен к байдаркам, походам и путешествиям, а также к страйкболу, в который участники играют регулярно на выходных.
-
SkyDemis – клуб любителей парашютного спорта и воздухоплавания.
И это лишь часть клубов, организованных самими сотрудниками. При этом каждый может предложить создать свой клуб. В компании разработаны определённые правила и условия работы клубов, деятельность которых поддерживается компанией, в том числе и финансово.
Demis Group мотивирует лидеров и активистов клубов космобонусами (Кб). Их можно получить на внутреннем портале компании и за участие во внутрикорпоративных конкурсах, которые проводит департамент HR-развития, получив звание лучшего сотрудника месяца, отвечая на запросы СМИ или написание экспертных статей, что также стимулирует к развитию личных брендов сотрудников.
Как раз благодаря развитию личных брендов многие наши сотрудники стали узнаваемы во многих учебных заведениях (их приглашают читать лекции), а также в профессиональном сообществе – выступая на профильных конфедерациях и крупных событиях рынка Digital.
Потратить космобонусы можно в Demis Shop. При этом купить можно не только мерч, но и кофе от руководителя, обед с генеральным директором, целый выходной день или пожертвовать валюту на благотворительность. Список позиций постоянно пополняется, HR следят за интересами сотрудников и периодически вносят изменения в линейку Demis Shop, чтобы постоянно поддерживать интерес.
Помимо медицинского страхования сотрудники компании получают множество бонусов от партнёров агентства. Так, в преддверие Нового года все получили письма с подборкой спецпредложений для покупки подарков и проведения досуга на зимних каникулах. А на регулярной основе это бывают выгодные условия для покупки туров, абонементов на фитнес и многое другое.
Рынок труда сейчас как никогда очень динамичен с точки зрения «перекупа» кадров. В этой сложной борьбе приходиться генерировать новые идеи и реализовывать их для удержания текущих специалистов. Одно из направлений – обучение и развитие.
Так, сейчас мы расширяем линейку внутреннего обучения, которое будет акцентировано не только на взаимодействие с клиентом, но больше на развитие профессиональных компетенций, даже если эти компетенции напрямую не относятся к выполняемой трудовой функции. Сегодня сотрудник может работать на одной должности, а в перспективе перейти на более интересную для себя позицию в другое подразделение компании. И тут мы заранее готовим его к таким возможным ротациям. Этим подходом мы решаем две задачи: удовлетворяем запрос сотрудника относительно профессионального развития и минимизируем затраты на будущий поиск.
Программа «Кадровый резерв» готовит потенциальных руководителей и менеджеров проектов из текущих специалистов. Обучение длится 12 месяцев и завершается разработкой и защитой прикладных проектов.
Также мы уже приобрели полноценную платформу – «Битрикс: корпоративный университет», на которую в скором времени перенесём всю нашу деятельность по обучению и развитию: лекции, вебинары, тренинги и другие активности. Там же будет шкала прогресса по обучению, тесты, индивидуальные планы развития и многое другое. Это позволит нам систематизировать всю коучинговую деятельность и сделать обучение более удобным и прозрачным.
В нашей компании есть много различных опций, которые есть и у других организаций: ДМС, компенсация расходов на спорт и т.д. Но мы хотим быть шире и разнообразнее, поэтому постоянно ищем новые решения, которые помогут нам максимально удерживать персонал и быть более интересными и эффективными.
В ситуации дефицита кадров удержание сотрудников и инвестиции (не только материальные) в их развитие и удовлетворённость становятся обязательным элементом HR-политики.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».