Каждый предприниматель хочет развивать свою компанию, как по учебнику: поступательно, взвешивая каждое решение и избегая ошибок. Но серийный предприниматель Алексей Оносов уверяет, что без ошибок бизнес не может существовать. У него несколько компаний в разных сферах, и почти в каждой случались те или иные факапы. О типичных ошибках предпринимателей, которые совершил сам, и о сделанных из них выводах, Алексей рассказал порталу Biz360.ru.
Алексей Оносов – серийный предприниматель, основатель компании UniSoft, сервиса электронных карт лояльности U-Loyalty, платформы для обучения онлайн-персонала «Стандартум». Окончил УрФУ. Занимается бизнесом 20 лет. Консультант по цифровой трансформации бизнеса, автор трёх книг, лауреат нескольких бизнес-премий (две из них – международные). Автор YouTube-канала «Практики бизнеса». Трекер ФРИИ.
Один из моих бизнес-проектов связан с автоматизацией. У нас был коллектив из нескольких десятков программистов, и мы довольно хорошо развивались. Реализовали несколько крупных проектов в родном нам Екатеринбурге. Нашими заказчиками были администрация города, ряд банков, телеком-оператор и т.д.
Стали задумываться о масштабировании и выходе на московский рынок. Для этого у нас было всё: программисты, силы, желание, задор, вера в успех. Но мы понадеялись, что рынка нам хватит и в нашем городе. И решили отложить масштабирование на попозже.
Когда мы автоматизировали в Екатеринбурге большое количество компаний, то не смогли больше продавать крупные и большие проекты. Поработав в таком режиме полгода, поняли, что на нашем рынке либо не умеем продавать новым клиентам, либо исчерпали потенциал в городе. А самые крупные клиенты по-прежнему находятся в Москве. Когда мы это осознали, наши позиции для завоевания нового рынка уже были потеряны, как и динамика.
-
Результат. У операционного директора к моменту, когда действительно нужно было масштабироваться, уже не было желания развивать бизнес. Нам пришлось его закрыть. Убеждён, если бы мы при первом порыве открыли офис в Москве, то получили бы хороший шанс развиваться на этом рынке и расти.
-
Вывод. Не затягивайте с масштабированием. Это зачастую – хорошая возможность для роста бизнеса и усиления собственных позиций перед конкурентами.
У меня есть типографский бизнес. И ошибкой в нём стала импульсивная покупка недвижимости без расчёта возврата этих инвестиций. Мне подвернулось довольно хорошее производственное помещение. Я считал, что, расширившись, мы будем больше зарабатывать. Но точного расчёта, как «вложить рубль и получить хотя бы два» у меня не было.
Первая ошибка была в покупке этого объекта. Вторая ошибка – сделать в нём дорогостоящий ремонт. Это лишило нас большого количества времени, а бизнес – денег.
-
Результат. Когда мы заехали в новое помещение, оказалось, что оно нам не так уж и подходит. Продать его оказалось непросто. В это время рынок недвижимости падал, предприниматели не стремились что-то покупать.
-
Вывод. Прежде, чем вкладывать деньги в привлекательно выглядящий объект недвижимости, просчитайте хотя в Excel, как и сколько вы на нём заработаете. Возможно, стоит отказаться от покупки, чтобы сэкономить средства компании.
В один из проектов я привлёк партнёра. Мы не обсудили «на берегу» условия игры: области ответственности, действия в непредвиденных случаях и т.д. Когда я входил в партнёрство, партнёр мне очень нравился. Мне нужны были его «мозги и руки».
Начиналась наша совместная работа неплохо. Первые звоночки появились, когда партнёр начал вести себя не очень вежливо по отношению ко мне. Стала проявляться грубость, неконструктивная критика, отношение, которое нельзя было назвать деловым. Тогда мне казалось, что эффективнее сглаживать острые углы и не конфликтовать.
-
Результат. В дальнейшем вся работа в проекте оказалась на мне, и всё меньше и меньше – на партнёре. Мы не закрепили наше участие в бизнесе и ответственность за результат в соглашении о партнёрстве. Формально я ничего не мог требовать от человека, которого сам и привёл в свою компанию. Наше сотрудничество сошло на нет, к счастью, нам удалось расстаться полюбовно.
-
Вывод. В идеале нужно провести с потенциальным партнёром сессию, в которой стоит обсудить важные вопросы. У кого какая зона ответственности, как распределяется прибыль, как ведём себя в случае возникновения форс-мажора и так далее. Можно нанять специалистов, компетентных в проведении партнёрских сессий. Важно проверить человека: поговорить с теми, с кем он сотрудничал ранее, какие результаты приносил, вёл ли себя честно и т.д. Это важно сделать на старте. Если окажется, что нескольких человек (на самом деле даже одного) он подвёл или вел себя не очень этично по отношению к нему, не входите в партнёрство.
Долгое время я старался самостоятельно всё контролировать в своих проектах. Сейчас понимаю, что из-за этого упустил большое количество возможностей. Я находился в операционке, из-за чего у меня не было достаточно времени на проработку новых бизнес-идей.
-
Результат. Зачастую более опытные предприниматели начинают бизнес тогда, когда имеют наёмного директора . Это позволяет им сразу строить бизнес правильно. Чем раньше делегировать часть управленческих задач – тем лучше. Сам я решился на делегирование только в этом году.
-
Вывод. Если управленец снимает с себя часть рутинных задач, он освобождает время для аналитической и стратегической работы. Например, может проводить переговоры с новыми партнёрами или находить новые рынки на основе аналитики. Если вы передаёте часть своих дел сотрудникам, то ускоряется общий темп работы. По своему опыту могу сказать, что делегировать точно нужно тогда, когда работа отнимает у вас, как у собственника, слишком много времени и личных ресурсов, крадёт ваши отпускные дни. Возможно, что вы уже и так затянули с передачей части своих задач коллегам.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Мы размещали рекламу в «Яндекс Директе» и тратили на этот канал несколько миллионов рублей в год. Сразу установили систему сквозной аналитики, чтобы видеть, сколько лидов получаем. Внешне всё выглядело впечатляюще: лидов было много.
-
Результат. Через два года я начал глубже вникать в эту историю и понял, что лиды не отзваниваются вовремя. Наши менеджеры по продажам не связывались с каждым потенциальным клиентом сразу после оставления им заявки. Причина – очень неоднородная структура лидов: например, из 100 лидов пять могли быть стоящими и 95 – совершеннейший мусор. У менеджеров была низкая мотивация перерабатывать эту «породу», и с нашей стороны никто не следил за тем, как они отрабатывают заявки. Понятно, что клиент, если ему никто не отвечает неделю-две, делает заказ в другом месте. Мы начали вести учёт сделок в нашей системе сквозной аналитики. С её помощью мы увидели, что количество целевых лидов очень низкое. Оказалось, что наши вложения в «Яндекс Директ» не окупаются.
-
Вывод простой: перед запуском рекламной активности, нужно считать ROI (эффективность от рекламы).
Бизнес-ошибки не должны останавливать ваш предпринимательский импульс. Наоборот, они помогают вам найти свой путь к развитию. Относитесь к своим ошибкам, как к ценному и зачастую дорогому опыту. Даже самые известные миллионеры делают промахи. Чем вы хуже?
Бизнес похож на автомобиль: сам по себе он катится только под гору. Поэтому ошибки предпринимателя иногда придают ему ускорение. Но иногда, признаю, и совсем тормозят движение. Вовремя замечайте ошибки, делайте из них выводы, изучайте факапы других.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».