У Анны и Ильдана Гиззатуллиных была мечта открыть свой бизнес ещё со студенческих времён. Они искали рынок с низким порогом входа, так как у молодых людей не было ни денег, ни связей. Увидев, что в соцсетях набирает популярность клубника в шоколаде, они переосмыслили этот легендарный десерт – и построили на этом свой кондитерский бизнес под брендом Verria. Сейчас среди их клиентов – «Тинькофф», «Инмарко», «Окно-ТВ» и другие крупные компании. О том, как вырастить бизнес с нуля и не сдаться при первых неудачах, основатели Verria рассказали порталу Biz360.ru.
Анна и Ильдан Гиззатуллины – 27 лет, супруги-предприниматели, основатели кондитерского бизнеса Verria. Окончили РЭУ им. Плеханова. В 2017 году пара решила начать совместное дело – продавать клубнику в шоколаде собственного производства. Первое время выполняли частные заказы на дому, а потом арендовали помещение, запустили сайт и открыли магазин на маркетплейсе Flowwow. Сегодня средний годовой оборот проекта составляет более 25 млн. рублей, активно развивается корпоративное направление.
Идея открыть бизнес пришла нам в 2017 году, во время учёбы в университете. У нас не было ни денег, ни связей, поэтому искали рынок с низким порогом входа. Вскоре увидели в соцсетях, что популярность набирает клубника в шоколаде. Нам эта идея откликнулась: мы хотели, чтобы наш продукт приносил людям радость.
В кондитерском деле у нас не было опыта, поэтому мы долго учились по видеороликам на YouTube и тренировались на заказах для друзей. Потом по их рекомендациям пришли первые клиенты, но объёмы всё равно были слишком малы.
Со временем мы поняли, что без стартовых вложений развивать бизнес невозможно, и приняли решение полететь в США по программе Work and Travel. Мы знали, что и запуск бизнеса в незнакомой нише, и поездка в Америку – довольно рискованный план. Но пока молодые, надо пробовать и не бояться!
Мы вернулись из Америки в конце 2019 года. Все заработанные деньги тратили на маркетинг и контент: закупали таргетированную рекламу, делали посевы в пабликах социальных сетей.
И тут в феврале 2020 года началась пандемия. Доставка закрылась, самим развозить заказы тоже нельзя. В этот момент мы думали: «Кажется, пора бросать своё дело». И вот первая ловушка предпринимателя: как только наступает проблема, мозг паникует и советует сдаться. Многие закрывают бизнес на этом этапе, но мы решили продолжать.
Первым делом сфокусировались на соцсетях. Аня стала изучать алгоритмы продвижения, и мы больше времени посвящали контенту. Также решили проблему сезонности продукта: начали закупать клубнику из Армении, так как оттуда её привозят свежей круглый год и всегда правильной формы. В России клубнику продают на развес, ящиками, а значит, все нижние ряды часто приходят помятыми.
Наконец, мы открыли магазин на маркетплейсе Flowwow, и это стало серьёзным каналом продаж. Люди сидели дома на самоизоляции и ежедневно делали онлайн-заказы. Бизнес постепенно рос, а мы с Аней продолжали работать вдвоём.
Предпринимателю необходимо погружаться во все процессы. Особенно в самом начале бизнеса. Мы с Аней контролировали всё: рецептуру, закупку продуктов, маркетинг, логистику, финансовые показатели, поиск клиентов. Продумывали и переписывали бизнес-стратегию.
В какой-то момент мы поняли, что работаем без выходных. Кто бы что ни говорил, а ресурсы организма ограничены, поэтому рано или поздно продуктивность падает. Если не изменить график, можно потерять фокус и в итоге обязательно ошибиться.
Предпринимателям тяжело даётся делегирование – у нас большое эго, мы хотим быть самыми умными в комнате. Но правда в том, что хороший предприниматель – тот, кто собрал команду сильнее себя.
Сейчас в штате шесть человек, включая нас с Аней. Она отвечает за маркетинг и привлечение корпоративных клиентов, я выполняю роль операционного директора – решаю все проблемы, которые возникают по ходу работы. Есть также сотрудники на фрилансе, которые разрабатывают фирменный дизайн и обновляют сайт.
Во время пиковой сезонности мы нанимаем ещё несколько человек на проектную основу – как правило, в период с октября по май. В эти месяцы у нас кратно растут заказы, так как люди дарят клубнику в шоколаде на День святого Валентина, 8 марта, Новый год и другие праздники. Под это нужно отдельно готовиться и планировать каждую минуту рабочего времени.
Команда – наша отдельная гордость. В пиковые сезоны все работают как единый механизм и за один день могут собрать и вовремя привезти 200 заказов по всей Москве.
Найти «своих» людей непросто, но это самое важное. Мы с Аней делаем всё, чтобы в команде была комфортная атмосфера, где каждый видит возможность для роста. В нашем бизнесе сложно создать многоуровневую структуру, но мы работаем над этим. Например, сейчас развиваем корпоративное направление.
Примерно в 2022 году мы поняли, что пора расширять бизнес. Нашей мечтой было создание уникального продукта, доступного массовому потребителю. До этого мы развивались только в подарочном сегменте, а в тот период решили создать крутой качественный товар ежедневного спроса, который будет на полках всех крупных торговых сетей. Так появилась линейка из пяти вкусов наших фирменных шоколадных драже.
Сперва мы решили протестировать востребованность продукта на маркетплейсах. Отгрузили большую партию баночек на склады в разные регионы России, но реальный спрос не совпал с нашими прогнозами. Как оказалось, на таких платформах потребители ищут наиболее дешёвые товары приемлемого качества. А наши драже – это отборные орехи и сублимированные ягоды в премиальном шоколаде.
Качество ингредиентов напрямую влияет на себестоимость продукции, поэтому наш продукт не смог конкурировать с гигантами рынка, предлагающими низкие цены. Проект с драже оказался убыточным для нас, но позволил наметить новый вектор развития.
Помимо работы с маркетплейсами, мы решили усилить подарочный сегмент, поэтому начали сотрудничать с компаниями: создавать корпоративные подарки с индивидуальным наполнением и брендированной упаковкой. В итоге за последние 2,5 года мы делали заказы для «Тинькофф», «Окно ТВ», «Инмарко» и других крупных брендов. Для нас это маленькая победа, но мы уверены: дальше – больше!
Чтобы развивать успешный бизнес, важно быть профи. Поэтому в июне мы идём повышать квалификацию в шоколадном деле. Будем учиться делать трюфели, пралине, корпусные и нарезные конфеты, а затем применять эти знания на практике. Например, расширим ассортимент корпоративных подарков.
Всем начинающим предпринимателям мы рекомендуем учиться по запросу: по мере поступления проблем искать новые инструменты для их решения. Также не менее важно получить общее образование. Так у вас всегда будет возможность уйти в наём и обеспечить себя. Ведь в реальности большинство стартапов закрываются, а их основатели остаются ни с чем.
В бизнесе необходим баланс: холодная голова для адекватного риск-менеджмента и искренняя вера и мотивация для преодоления трудностей. Образование поможет и с тем и с другим.
Средний годовой оборот Verria – 25 млн. рублей. Наша цель – кратно увеличить этот показатель и открыть шоколадную фабрику. Звучит амбициозно, но такой цель и должна быть! Особенно сейчас, пока мы молодые и готовы вкладывать силы в постоянный рост.
А ещё мы мечтаем о большой креативной команде, чтобы рядом были заряженные сотрудники, которые хотят делать крутой продукт для всей России. Мы точно будем и дальше развивать производство клубники в шоколаде и направление корпоративных подарков. В наших планах – стать любимым и узнаваемым брендом, чтобы при мысли о вкусном и качественном шоколаде сразу вспоминалось название Verria. Сделаем всё возможное, чтобы так оно и было.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».